Ольга Шинкарева
Дидактические игры по развитию количественных представлений в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Шинкарева Ольга Алексеевна
ОГАПОУ БПК, преподаватель
Дидактические игры по развитию количественных представлений в старшей группе
«Собери в корзину»
Цель: упражнять в счете до пяти; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; учить ориентироваться в пространстве.
Публикация «Дидактические игры по развитию количественных представлений в старшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Материал: плоскостные изображения овощей и фруктов, корзины.
Ход игры : ведущий предлагает детям собрать овощи и фрукты в корзину. Дети раскладывают в ряд огурцы и помидоры. Сравниваем их по количеству. Чего больше? (меньше). На сколько огурцов больше, чем помидор? Что нужно сделать, чтобы помидор стало столько, сколько огурцов? При этом уточняем, как получилось 3 помидора? Как получилось число 3?
«Покажи столько же»
Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кружками.
Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов.
Ход игры : Ведущий показывает детям карточки с цифрами, а дети находят у себя карточки с таким же количеством предметов, затем объясняют свой выбор.
«Соберем букет»
Цель: продолжать учить увеличивать число на одну единицу, знакомить детей с образованием чисел путем прибавления единицы к меньшему числу.
Материал: плоские изображения цветов, вазы.
Ход игры : ведущий предлагает детям собрать букет из разных цветов: одному ребенку – из роз, второму – из тюльпанов. Уточняют, сколько роз, сколько тюльпанов. Чего больше? (меньше). На сколько тюльпанов больше, чем роз? Что нужно сделать, чтобы роз стало столько, сколько тюльпанов? При этом уточняем, как получилось 4 розы? Как получилось число 4?
«Мои первые цифры»
Цель: закреплять умение соотносить число с цифрой, закреплять знание числового ряда от одного до семи.
Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов.
Ход игры : у каждого ребенка карточки с разными цифрами от 1 до 7 и карточки с разным количеством предметов. По сигналу воспитателя дети находят несколько карточек с количеством предметов, соответствующим цифре. Во втором варианте игры дети берут по одной цифре и ходят по группе. По сигналу взрослого становятся по порядку от 1 до 7, называют свои цифры.
«Найди пару»
Цель: учить соотносить число с цифрой; считать до десяти; развивать мелкую моторику.
Материал: карточки с разным количеством предметов, с цифрами, числовые карточки.
Ход игры : воспитатель раздает детям карточки с цифрами и предлагает подобрать к ним числовые карточки и предметные. Позже игры может проводиться в движении.
«Отсчитай столько же»
Цель: продолжать учить отсчитывать игрушек на одну больше или меньше, чем показывает цифра.
Материал: цифры, разные игрушки.
Ход игры : воспитатель показывает детям цифры, предлагает отсчитать столько же игрушек, затем дети отсчитывают игрушек на одну больше или меньше, сравнивают с цифрой.
«Не ошибись»
Цель: упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу больше или меньше.
Материал: плоскостные игрушки.
Ход игры : игра проводится с элементами соревнования. Дети подбирают подарки медвежонку, считают количество медвежат, затем выкладывают малину (груши, яблоки) в количестве больше или меньше на 1, чем медвежат. Сравнивают числа между собой, устанавливают разностные отношения.
«В магазине игрушек»
Цель: закрепление порядкового счета, развитие внимания и памяти.
Материал: разные игрушки.
Ход игры : приглашаем детей в магазин игрушек. Чтобы купить какую-нибудь игрушку, надо посчитать их по порядку и назвать ее порядковый номер.
«Сколько нас?»
Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующим количеством предметов.
Материал: карточки с разным количеством предметов.
Ход игры : ведущий раздает карточки с цифрами детям, а остальные перемешивает и кладет их вверх изображением: отдельно – карточки с пальчиками и с предметами. По команде дети подбирают к своим цифрам карточки с пальчиками и с цифрами. Если они подобрали правильно, то замки на карточках совпадут. Дети объясняют свой выбор.
«Головоломка»
Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующим количеством предметов.
Материал: детали головоломки с разным количеством предметов.
Ход игры : ведущий предлагает детям сложить из деталей головоломки раз-
ные изображения, затем посчитать их и проверить, правильно ли они сложили. Правильность определяется тем, что рядом с предметами должна оказаться соответствующая цифра.
«Путаница»
Цель: научить детей находить и исправлять ошибку, упражнять в счете.
Материал: карточки с разным количеством предметов.
Ход игры : ведущий предлагает детям неправильно подобранные ряды, предлагает найти и исправить ошибки, объяснить правильность своего выбора.
Цель: продолжать знакомить детей с числами и соответствующим количеством предметов.
Материал: карточки с разным количеством предметов и цифрами.
Ход игры : ведущий предлагает детям рассмотреть карточки с цифрами и предметами. Детям дается задание: рядом с цифрой выложить ряды карточек с таким же количеством предметов. Вариант 2: к числовым карточкам подобрать карточки, на которых предметов на 1 больше (меньше, затем – на 2 больше или меньше.
«Что прибавилось?» «Что убавилось?»
Цель: учить собирать логическую цепочку из пяти карточек, комментировать свои действия.
Материал: карточки с разным количеством предметов до 4.
Ход игры : детям раздают серии карточек, при этом обращают внимание на то, что на одной из них нет предметов (елка без игрушек, ежик без яблок). Предлагают построить ряд, самостоятельно выявить закономерность расположения карточек. При затруднении предлагаем посчитать предметы на карточках, подводим к установлению закономерности расположения предметов. Игра может проводиться в другом варианте, при этом дети раскладывают карточки в порядке убывания.
«Выставка игрушек»
Цель: учить сопоставлять определенное количество предметов с цифрами, составлять число из единиц и их двух меньших.
Материал: цифры, изображения предметов в разном количестве (грибы, бабочки, яблоки, клубника, листики).
Ход игры : ведущий приглашает детей на выставку игрушек, обращает их внимание на цифры, которые расположены на полках. К этим цифрам надо расставить определенное количество игрушек. Затем дети объясняют правильность своих действий. Предлагаем детям составить числа 4, 5 из разных игрушек. При этом уточняем, их скольких единиц состоит определенное число. На другие полки дети расставляют по два вида игрушек так, чтобы всего на полке стояло 3 (4, 5) игрушек. Уточняем, как дети составили числа их двух меньших.
«Золушка»
Цель: продолжать учить составлять группу из пяти предметов; знакомить с составом числа из единиц.
Материал: изображения предметов в разном количестве (грибы, яблоки, клубника).
Ход игры : ведущий рассказывает о том, что мачеха приказала Золушке разложить угощения для гостей – на каждую тарелку по три предмета (яблоко, клубнику, гриб). Дети раскладывают предметы в заданном порядке, представляют число три в виде трех единиц.
«Фрукты на тарелке»
Цель: продолжать учить составлять группу из пяти предметов; знакомить с
составом числа из единиц, из двух меньших, развивать тактильные ощуще-
ния, мелкую моторику.
Материал: муляжи фруктов, тарелка.
Ход игры : ведущий рассказывает детям о том, что к нам пришли гости, их четыре. На каждую тарелку надо положить по четыре разных фрукта. Предлагаем детям назвать фрукты и их количество и составить число из единиц. Во втором варианте предлагаем детям на одну тарелку положить 4 фрукта из яблок и груш (апельсины и бананы). Уточняем, как можно составить число 4 из двух меньших.