Галина Юркина
Дидактические игры по ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
Галина Юркина, воспитатель МБДОУ детский сад "Ромашка"
Последние годы я работаю над проблемой обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. ПДД едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком, без всякого расчета на детей. Поэтому эта тема очень сложна для малышей своими терминами и понятиями. И главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Публикация «Дидактические игры по ПДД» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
При формировании у детей интереса к процессу обучения ПДД наряду с комплексными занятиями познавательного и развивающего характера, музыкальной, изобразительной, художественно – речевой деятельностью, я использую различные дидактические игры.
Остановившись на игре, как на необходимой содержательной деятельности, я исходила из положения о том, что игра привлекает ребёнка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических качеств личности. В связи с этим для меня представляется важной мысль Л. Венгера о том, что в игре дошкольник проживает и переживает воображаемые события, ситуации, которые становятся собственным эмоциональным опытом ребёнка, то есть игра является мощным средством успешной его социализации.
Почему большое место в работе со своими воспитанниками я уделяю дидактической игре? Потому что она является одним из эффективных методов обучения и воспитания, который “позволяет повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность, вносят в неё занимательность”. (А. П. Усова).
В процессе дидактических игр дети учатся решать познавательные задачи с начала под руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной деятельности. А я, пользуясь этим, стараюсь, в интересной увлекательной форме игры довести до сознания дошкольников необходимые знания, умения безопасного поведения на дороге.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление, которое является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью.
Дидактическая игра как игровой метод обучения. В этом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы («Помоги Буратино перейти улицу», создает игровую ситуацию (неправильно расставлены дорожные знаки, вносит элементы соревнования («Кто быстрей до центра города?», «Кто больше назовет правил для пешеходов?»).
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. В основном как форма обучения, дидактическая игра используется в младшем дошкольном возрасте, а в старшем – на занятиях для расширения, закрепления знаний ПДД в виде загадок, заданий, вопросов и предложений.
Как самостоятельная игровая деятельность дидактическая игра осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям если эти правила ими усвоены. Задача воспитателя заключается в том, чтобы дети самостоятельно играли, чтобы у них в запасе всегда были игры, которые бы они могли сами организовать, были в них не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями. А чтобы у ребят не угас интерес к игре, воспитатель должен, заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности, чем я и занимаюсь на протяжении ряда лет.
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Но его участие носит косвенный характер, например, в дидактической игре «Собери дорожные знаки (дорожные ситуации, автомобили и другие)» воспитатель, как и все участники игры, получает кубики (или разные картинки) и старается выполнить задание в срок, участвует в поиске нужных частей целого, т. е. является равноправным участником игры. А при определении победителя воспитатель дает возможность самим детям оценить действия сверстников, назвать лучшего.
Дидактическая игра «Научим Незнайку ПДД».
Дидактические задачи: Закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения. Систематизировать знания по безопасному поведению на дорогах. Воспитывать дисциплинированность, уважение к ПДД. Развивать умение формулировать свои мысли, слушать друг друга.
Игровые правила: Четко объяснять правила дорожного движения, не повторяясь, и не перебивая друг друга.
Игровые действия: Объяснение Незнайке ПДД, решение проблемных ситуаций.
Ход игры: Воспитатель рассказывает о Незнайке – мальчике, который не знает, как вести себя на улице, и постоянно попадает в различные неприятные ситуации. «Скоро Незнайка поступает учиться в школу в 1 класс, - говорит воспитательница, - и если он не выучит ПДД, будет каждый день попадать в эти нелепые истории, опаздывать на уроки или даже может попасть в больницу. Что же делать?» Дети предлагают помочь Незнайке выучить правила безопасности на дороге. Воспитатель от лица Незнайки: «Я вышел из дома сегодня и решил поиграть в футбол, но во дворе никого не было, и я пошел на улицу, кинул мяч, а он укатился на дорогу. Меня начали ругать прохожие, но я ведь ничего такого не сделал…» Затем вместе с детьми разбирается дорожная ситуация. Дети объясняют Незнайке правила безопасности.
«Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза машин и водители начали на меня кричать. Зачем они кричали, не знаю…» Дети объясняют, как нужно правильно переходить улицу.
«А когда я сел в автобус, меня, вообще, наказали и посадили рядом с кондуктором. За что, я не знаю. Я ведь ничего не делал, только встал на сиденье и высунул голову в окно, чтобы посмотреть на машины». Дети объясняют Незнайке правила поведения в общественном транспорте. Воспитатель приводит ещё несколько ситуаций, которые дети помогают решить. В конце игры Незнайка благодарит ребят за помощь и обещает не нарушать больше ПДД. Воспитатель провожает Незнайку со словами: «Если у тебя возникнут проблемы, то заходи, ребята тебе помогут».
Подведение итогов игры.
Дидактическая игра «Что будет, если…».
Дидактические задачи: Выяснить, для чего нужны правила дорожного движения выполнять как водителям, так и пешеходам. Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи и отношения. Развивать логическое мышление.
Игровые правила: Не мешать друг другу слушать и отвечать. При необходимости дополнять ответы.
Игровые действия: Слушать вопросы воспитателя и отвечать на него.
Ход игры: Воспитатель читает детям стихотворение О. Бедарева «Если бы…»
Идет по улице один довольно странный гражданин. Ему дают благой совет: «На светофоре красный свет. Для пешехода нет пути. Сейчас никак нельзя идти!» «Мне наплевать на красный свет!» - промолвил гражданин в ответ. Он через улицу идет не там, где надпись “Переход”, бросая грубо на ходу: «Где захочу, там перейду!» Шофёр глядит во все глаза: разиня впереди! Нажми скорей на тормоза – разиню пощади. А вдруг бы заявил шофёр: «Мне наплевать на светофор!» - И как попало, ездить стал.
Ушёл бы постовой с поста. Трамвай бы ехал, как хотел. Ходил бы каждый, как умел. Да… там, где улица была, где ты ходить привык. Невероятные дела произошли бы вмиг! Сигналы, крики то и знай: машины прямо на трамвай, трамвай наехал на машину, машина врезалась в витрину…
Но нет: стоит на мостовой регулировщик – постовой. Висит трёхглазый светофор и знает правила шофёр.
Воспитатель предлагает подумать и ответить, для чего нужны ПДД, почему их важно соблюдать всем участникам дорожного движения? (Ответ детей).
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Что будет, если. ?» Я вам буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. Только нельзя отвечать хором, перебивать друг друга. Можно ответы дополнять. Итак, я начинаю. «Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается?»
Дети: Водитель не успеет затормозить, и пешеход может попасть под колеса.
Воспитатель: Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки?
Дети: Водитель не знает, что его ожидает впереди и может не справиться с управлением.
Воспитатель: Что будет, если водитель не знает сигналы светофора?
Дети: Водитель поедет на красный свет и собьет пешехода.
Воспитатель: Что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей части?
Дети: Его автомобиль столкнется с другим автомобилем, который двигается правильно – по правой стороне.
Воспитатель: А теперь сами придумайте ситуации «Что будет, если…» и сами дайте ответ.
(Дети по одному задают вопросы, другие – находят ответ).
В конце игры воспитатель подводит итог: «Мы с вами выяснили, для чего нужны ПДД, и почему так важно их соблюдать. А также что будет, если водитель или пешеход нарушает правила дорожного движения».