Айлина Лайкина
Дидактические игры по патриотическому воспитанию для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по патриотическому воспитанию для детей раннего возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 5»
Картотека дидактических игр
по нравственно - патриотическому воспитанию
детей раннего возраста
Составитель
Лайкина Айлина Асымовна,
группы №4
г. Саранск
2021г.
Публикация «Дидактические игры по патриотическому воспитанию для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в
доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей : мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
1. Дидактическая игра «Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание
права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч.
Ход игры : все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребё нку и говорит:
- Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
2. Дидактическая игра «Наш детский сад».
Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках детского сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т. д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада. Планы детского сада, 1, 2 этажа, группы.
Ход игры : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского сада. По плану дети ориентируются в пространстве.
3. Дидактическая игра «Наша страна».
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал: иллюстрации, фотографии.
Ход игры : воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
4. Дидактическая игра «Малая Родина».
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории города Ханты - Мансийска, памятниках и достопримечательностях.
Материал: иллюстрации и фотографии города Ханты – Мансийска.
Ход игры : воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
5. Дидактическая игра «Флаг России»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны (города, области, областного центра); закрепить основные цвета флагов, что они обозначают.
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
6. Дидактическая игра «Герб России»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны (города, области, областного центра); закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.
Материал: картинка герба, разрезанная на 4 части.
Ход игры : Воспитатель показывает детям герб России и предлагает детям составить герб: одно целое из частей картинки.
7. Дидактическая игра «Расскажи о своей семье»
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными
фотографиями, с генеалогическим древом семьи.
8. Дидактическая игра «Как я дома помогаю?»
Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин
и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры : Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.
9. Дидактическая игра «Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других
людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры : Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков. Тот называет благородный поступок и
перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
10. Дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные
ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка и т. д.
Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по
Картине.
11. Дидактическая игра «Назови кто»
Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шойгу, Медведев)
Материал: портреты известных соотечественников
Ход игры : Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
12. Дидактическая игра «Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским
традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества.
Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промыслов. Дети называют.
13. Дидактическая игра «Подбери узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским
традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
Ход игры : Дети рисуют, подбирают узор по образцу, называют вид народного
промысла.
14. Дидактическая игра «Жилище человека»
Цель: Закрепить знания детей о жилище человека, о том, из чего они сделаны. Прививать любовь к родному дому, Родине.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека.
Ход игры : Воспитатель начинает рассказ о том, где живет человек,
что жилище бывает разное: яранга, хата, изба и др.
15. Дидактическая игра «Моих родителей зовут…»
Цель: Закрепить знания об имени и отчествах родителей, дедушек, бабушек.
Материал: семейные фотоальбомы.
Ход игры : Дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
16. Дидактическая игра «В какой стране живет?»
Цель: Расширять знания детей о мире, людях, которые населяют его.
Материал: картины и иллюстрации с разными странами
мира и народом. Развитие речи, логического мышления, формирование умения
употреблять суффикс -ец.
Ход: Воспитатель показывает изображения и просит определить, из какой страны этот человек и как его называют.
Китай-китаец. Африка-африканец…
17. Дидактическая игра «Путешествие по планете Земля»
Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля – планета шарообразной формы
(используя глобус). Показать, какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки, сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем, как к планете.
Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты.
18. Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края, закрепить
умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и листьев.
Ход игры : Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем
дерева.
19. Дидактическая игра «Зеленая аптека»
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав.
Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Рассказывает о ее целебных свойствах.
20. Дидактическая игра «Малая Красная книга»
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных, птицах нашего края, занесенных в «Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности
Материал: «Малая Красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц.
Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют. Воспитатель рассказывает о них.
21. Дидактическая игра «Страны и народы"
Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.
Ход игры : Воспитатель показывает картинку с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.
22. Дидактическая игра «Птицы нашего города (края)»
Цель: знакомить детей с птицами родного города (края). Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру, желание помочь и ухаживать.
Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями.
Ход игры : Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
23. Дидактическая игра «Богатства недр земли».
Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять
представления детей о внутреннем строении земли.
Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли.
Ход игры : Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое,
предлагает назвать его.
24. Дидактическая игра «Подбери наряд кукле»
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, родному краю.
Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов.
Ход игры : Дети одевают куклу в национальную одежду.
25. Дидактическая игра «Мир предметов»
Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из природного материала или материалов искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность.
Закрепить умения образовывать слова прилагательные.
Материал: Картинки и изображения предметов обихода.
Ход игры : Воспитатель предлагает называть предметы и их качества: чугун - чугунный, дерево- деревянный и т. д.
26. Дидактическая игра «На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал: таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.
Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.
27. Дидактическая игра «На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир)»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал: таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира.
Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.
28. Дидактическая игра "Кому что нужно для работы?"
Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж
существительных. Развивать речь, логическое мышление, память. Закреплять знания о профессиях людей.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры : Повару – поварешка, библиотекарю – книжка и т. д.
29. Дидактическая игра «Отгадай профессию»
Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.
Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры : Взрослый перечисляет действия человека определенной
профессии, а дети отгадывают, что это за профессия?
30. Дидактическая игра «Скажи какой»
Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь,
Логическое мышление.
Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей.
Ход игры; татарин- татарский, мордвин - мордовский…
31. Дидактическая игра «Скажи какая»
Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки
подбора определений к слову.
Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т. д.
Ход игры : Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать, что нарисовано на ней; подобрать определения к нему.
Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т. д.
32. Дидактическая игра «Я имею право.»
Цель: расширить область правовых знаний детей.
Материал: Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т. п.).
Ход игры : Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
33. Дидактическая игра «Кто мы? Какие мы?»
Цель: Закрепить знания детей о человеке, знакомить с внешним строением тела и его возможностями, развивать умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно- следственные связи, вызывать интерес к познанию себя, воспитывать бережное отношение к себе и к окружающему миру.
Материал: картины и изображения человека (мужчины и женщины)
Ход игры : воспитатель показывает картинки с изображениями и предлагает
детям найти сходства и отличия.
34. Дидактическая игра «Волшебные слова»
Цель: вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, объективно
оценивать поведение, воспитывать доброжелательное и толерантное отношение к людям, умение сравнивать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Материал: картины и изображения людей.
Ход игры : Дети называют имена прилагательные по картинкам, отвечают на вопрос «Какой? Какая? Какое? Какие?» : злые - добрые, больные – здоровые…
35. Дидактическая игра «Особенности жизни в современном городе»
Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением, воспитывать бережное отношение к предметам, созданным человеком.
Материал: картины и изображения различных предметов, созданных людьми.
Ход игры : Дети поочередно выбирают картинку и объясняют, / для чего
нужен тот или этот предмет.
36. Дидактическая игра «Природа и человек»
Цель: закрепить знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе.
Материал: картинки и иллюстрации по теме.
Ход игры : Воспитатель проводит беседу, и предлагает рассказать, что сделано человеком, а что природой и как человек использует природу для того, чтобы людям лучше жилось.
37. Дидактическая игра «Какие праздники ты знаешь?»
Цель: развивать у детей сообразительность, память; закрепить знания о праздниках (народные, государственные, религиозные, закреплять правила
поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры : Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.