Мухамедшина Татьяна Валентиновна
Дидактические игры по ознакомлению с животными (часть 2)
▼ Скачать +Заказ
Январь
Тема: «Корова и телёнок»
«Знакомство с коровой и телёнком» : познакомить с игрушечной коровой и телён-ком. Уточнить название частей тела животного (у коровы есть рога, у телёнка нет.) узнавать корову и телёнка на картинках, сравнивать их. Расширять словарь по теме; отвечать на вопросы; учить звукоподражанию. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать желание заботится о животных.
Публикация «Дидактические игры по ознакомлению с животными (часть 2)» размещена в разделах
Внести корову и познакомить детей с ней. Назвать части тела коровы, предло-жить детям повторить названия. Рассказать чем питается корова, как зовут её детё-ныша. Как корова мычит. Какую пользу приносит человеку.
Поиграть в игру: На лужок мы идём,
Там корову мы пасём.
Му-му! Молока кому?
Кто не пьёт молоко,
Убегайте далеко.
«Рассматривание картинок с коровой и телёнком» : на фланелеграфе: домик, ба-бушка, корова. Познакомьтесь это бабушка. У неё живёт корова. Бабушка кормит свою коровушку травкой и корова даёт ей молоко. У мамы коровы есть ребёнок, его зовут телёнок. Посмотрите вот он какой. Выставляет телёнка. Корова, какая? (Боль-шая). А телёнок, какой? (Маленький). Что у коровы на голове? У телёнка есть рога? Что у коровы на ногах? (Копыта). А какие у коровы и телёнка глаза, а хвост? Они оди-наковые. Когда телёнок маленький он пьёт молоко. А когда вырастет, так же как и мама-корова будет есть травку, а зимой сено (сушёную траву). Попросить детей по-мычать как большая корова, и как маленький телёнок.
«Рассматривание сюжетных картинок корова и телёнок» : педагог показы-вает детям картинки, где корова щиплет траву, идёт, стоит, пьёт воду, теленок сосёт вымя, бегает по траве. Рассказывает, что делает корова на каждой картинке, затем просит детей показать детей нужную картинку и назвать действие.
Продуктивная деятельность: лепка травка для коровы и теленка. Рисование травы для коровы. Конструирование загона для животных : для коровы - высокий; низкий для телёнка.
Чтение потешек и стихов про корову.
Тема: «Лиса и лисята».
«Знакомство с игрушечной лисой» : познакомить с внешними признаками ли-сы; уточнить представления детей о частях тела лисы; выделять цвет, величину; называть свойства предметов; узнавать лису на картинках; называть её детёнышей. Закрепить понятия один - много; активизировать словарь по теме; учить отвечать на вопросы; образовывать слова в уменьшительно – ласкательной форме; развивать память, мышление, речь.
Хвост пушистый, шерсть ярка,
И коварна, и хитра,
Знают звери все в лесу,
Ярко рыжую лису.
Внести игрушку лисы. Обратить внимание детей какая она пушистая, рыжая. У лисы острая мордочка, пушистый хвост. После того как дети потрогают и обследуют лису. Предложить детям поиграть с лисой. Побуждать детей комментировать свои действия: я глажу лису; катаю лису и т. д. Поощрять употребление уменьшительно - ласкательные формы слов: лисонька, лисичка.
«Рассматривание сюжетных картинок» : выставить картинку «Лиса с лисята-ми». Кто изображён на картинке? Лиса одна, а лисят? (Много). Лиса, какая? А какие лисята? Лиса с лисятами живёт в лесу, под большим деревом в норе. (Обратить вни-мание детей на нору). Где живёт лиса с лисятами? Утром лиса уходит искать пищу для своих лисят. Она ловит для лисят мышей. Выставит картинку мышонка. А лисята утром проснутся, вылезут из норы, и играют под деревом. Что делают лисята, где они играют? Вот пришла мама лиса и принесла лисятам мышей. Что они будут с ними де-лать? Они будут их есть. Поели лисята и пошли играть с мамой – лисой в лес учиться охотится. Попросить детей показать, как ходит лиса, заметая своим хвостом.
Продуктивная деятельность: лепка колобка для лисы; рисование лисьих сле-дов; постройка домика для лисы.
Мозаика: «Выкладывание ёлочек из треугольников для лисички».
Разрезные картинки. Из 2,3, 4 частей.
«Найди маму» : нахождение среди других картинок с животными лися и лисят.
«Парные картинки» : находить различия в картинках и подбирать к ним пару.
Чтение сказок о лисе: «Лисичка со скалочкой», «Лиса, заяц и петух», «Заюшкина избушка».
Февраль
Тема: «Коза с козлятами»
«Рассматривание и сравнение игрушек» : познакомить с внешними признака-ми козы и козлёнка, найти отличительные особенности. Рассказывать по картинке о козе и козлятах. Называть части тела животного. Расширять словарный запас, уметь отвечать на вопросы. Развивать память, мышление, слуховое восприятие, моторику.
Кто из домашних животных ходит в белой шубке и кричит «ме – ме». Конечно это коза. А вот и сама коза к нам пришла. (Достаёт игрушку козы). Посмотрите какая коза. Что у неё есть? Белая шёрстка, на голове рожки, на ногах копыта. А кто это там ещё идёт? Это малыш козы, его зовут козлёнок. Кто это? Коза, какая? (Большая). А козленок? (Маленький). Какие рога у козы? А у козлёнка? Хвостики у них маленькие, незаметные. Как кричит козлёнок, когда зовет свою маму? Помогите козлёнку по-звать мама. Маленький козлёнок пьёт молоко, а когда вырастет, то, как имама будет щипать травку. Коза даёт человеку молоко, оно очень полезное. Давайте бодаться как козлята. Дети изображают козлят, выставив на голове рожки из пальчиков.
«Рассматривание сюжетных картинок» : Колокольчиком звеня,
Убежали от меня.
Тает луг в вечерней тьме,
Где искать её… Ме – ме!
Вот она наша козочка со своим козлёнком. Показывает детям сюжетную картинку: «Коза с козлятами» и рассказывает по ней. Жила у бабушки коза, у козы был козлё-нок. Коза большая, а козлёнок маленький. Какая коза? Какой козлёнок? Что у козы на голове? Какие рожки у козлёнка? Что у них на ногах? Какие копытца у козлёнка? Коза и козлёнок живут рядом с человеком. Они домашние животные. Человек кормит козу травкой, а зимой сеном или веточками. Коза и сама может добывать себе пищу. Она обдирает кору с веточек на кустиках, щиплет травку. Чем питается коза? Коза даёт че-ловеку молоко. Козлята маленькие и любят играть: прыгать, бегать, бодаться ма-ленькими рожками и кричать «Ме- ме». Как кричат козлята? Как они бодаются свои-ми рожками? (звукопроизношение и имитация движений).
Игра: «Через ручеек» : на полу раскладывается голубая лента. На головках у де-тей шапочки козлят.
Шли козлята по дорожке,
Промочили свои ножки.
Коза стала их ругать,
Не пущу я вас гулять.
Козлята к маме подбежали,
Свою маму обнимали.
Мама, мама нас прости,
И гулять нас отпусти,
На лужок мы пойдёт,
Свежей травушки нарвём.
Козлята гуляют по лугу, перепрыгивают через ручеек. Встретились у ручейка, бодаются. Помирились, перепрыгнули через ручеек вместе. Пошли гулять дальше. Козлята нагулялись, устали и пошли домой. Снимают шапочки.
«Коза рогатая» : игра забава. Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
За малыми ребятами,
Ножками топ – топ,
Глазками Хлоп – хлоп,
Кто кашу не ест, молоко не пьёт,
Забодает, забодает, забодает. – Педагог двумя пальцами, словно рогами, щекочет малышу животик, грудку.
Настольный театр: «Волк и семеро козлят» : рассказывание сказки с пока-зом фигурок из настольного театра. Дети произносят звукоподражание.
Продуктивная деятельность: строительство лесенки для козлят. Лепка: «Травка на лугу». Рисование: «Травка для козлят».
Разрезные картинки, пазлы, лото: «Домашние животные». Парные картинки «Найди маму для козлёнка».
Чтение произведений про козу и козлят: «Коза дереза», «Волк и семеро коз-лят», потешки: «Скок – скок козочка», «Идёт коза рогатая».
Игры с игрушками : козой и козлятами на модуле «Бабушкин двор».
Тема: «Волк и волчата».
«Знакомство с волком и волчатами» : продолжать знакомить с животными леса. Формировать представления о внешнем виде, образе жизни и повадках волка. Внимательно рассматривать картину, отвечать на вопросы по её содержанию. Уточ-нить и расширить словарь по теме. Развивать память, мышление, речь, ориентировку в пространстве, моторику.
Я серый волк. Пришёл к вам из леса.
Я вчера гулял в лесу, видел рыжую лису.
Я за зайцем побежал, но зайчишку не догнал.
У медведя в гостях был, чай со сладким мёдом пил.
Я умею песни петь: «У – у – у». – Педагог надевает на руку волка из куколь-ного театра. Здоровается с детьми, показывает им свои зубы. Педагог показывает ча-сти тела волка, обращает на цвет меха волка. Где живёт волк? Как он воет, какие у не-го зубы, какого цвета шёрстка? Предложить детям произнести звукоподражание.
Рассматривание сюжетной картины: «Волк влесу» : кто зимой холодной, ходит злой, голодный? Волк. Выставляет на мольберт картину. Жил – был в лесу волк. Большой, серый. У него был длинный хвост, чуткие уши и острые зубы. Глаза волка видят далеко, уши слышат хорошо, нос всё чует. Но волк ходил по лесу грустный и совсем один. Какой волк? Какие у него уши, глаза, зубы, хвост? Почему волк в лесу ходит один? Наверное, его все звери боятся. А вы боитесь волка? Давайте поиграем с волком. Покажем ему, как мы умеем, петь и танцевать. Волк посмотрит на вас, ему тоже захочется также петь и танцевать и он подобреет. Дети выполняют движения под музыкальную композицию: «Стукалка», в обработке Г. Фрида.
«Угадай, кто это кричит» : педагог предлагает детям угадать, кто это кри-чит: он рычит как медведь (достаёт из-за ширмы мишку). Затем тихонько тявкает как лисичка, (достаёт лису); затем воет как волк (достаёт волка). Дети называют живот-ных, где они живут, как их называют (дикие). Дети рассматривают животных, находят их различия. Затем педагог предлагает детям показать, детёнышей животных и назвать их.
Игра: «Чудесный мешочек» : воспитатель вносит игрушку волка с мешочком в лапах. Дети сегодня к нам пришёл волк. Ему понравилось у нас. Он стал добрый и принёс нам подарок. Скучно мне в лесу одному. А у вас тепло, красиво, весело, инте-ресно. Я шёл по лесу и нашёл мешочек. Он мне понравился и я решил принести его вам. Угадайте, что в мешочке? Он подносит мешочек к каждому ребёнку и просит нащупать предмет, но не доставать его. Когда все дети обследуют предметы в ме-шочке и скажут, что там лежит педагог выкладывает их на стол. Это шишки и грибоч-ки. Вот какой сюрприз лежал в мешочке. Откуда эти шишки и грибы? (Из леса). Шиш-ки росли на ёлке, а грибы под ёлкой. Где росли шишки, а где грибы?
Во втором варианте предложить детям разделить шишки и грибы. Шишки пове-сить на ёлку, а грибы собрать в корзинку.
Продуктивная деятельность: лепка: «Колобок для волка», рисование: «Нари-суй ствол у ёлки».
Мозаика: «Ёлки для волка из треугольников».
Разрезные картинки: собери волка.
«Найди волчонку маму» : дети подбирают детёнышей к животным; называют их; произносят звукоподражание.
Чтение сказок о волке: «Колобок», «Лиса и волк» и другие.
Март
Тема: «Лошадь с жеребёнком».
«Знакомство с игрушечной лошадкой» : познакомить с частями тела и внешним видом лошади и жеребёнком. Учить сравнивать лошадь с жеребёнком; расширять и уточнять словарный запас по теме; произносить звукоподражания; учить выполнять игровые действия с лошадкой; развивать внимание, память, слуховое вос-приятие, общую моторику.
Послушайте и отгадайте, про кого я говорю? Большое животное, на голове есть грива, длинный хвост, на ногах копыта. По полю скачет и стучит копытами «Цок – цок»; кричит «Иго – го». Кто это? Правильно это лошадка.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости. – Вот она какая лошадка. Достаёт игру-шечную лошадку. Это лошадка. Она не настоящая, а игрушечная. У неё есть большая голова. На голове добрые глаза, уши. Красивая длинная шея. На голове и шее у ло-шадке есть грива. Гриву можно заплетать в косички. Сзади у лошадке большой хвост. У лошадке длинные, сильные ноги, на ногах копыта. Когда лошадка бежит она цокает своими копытами.
Дети могут подойти к лошадке, потрогать ее, при этом педагог задает вопросы: «Покажи, где у лошадки грива, хвост, копыта? Как кричит лошадка?». Предлагает де-тям покричать как лошадки и поцокать языком, как стучат копыта.
Дидактическая игра : «Найди лошадку и жеребенка» : педагог раскладывает на столе или выставляет на фланелеграфе картинки с изображением домашних живот-ных и их детенышей, среди которых есть изображения лошади и жеребенка. Дети подходят к картинкам, рассматривают их. Педагог просит найти среди картинок ло-шадь и найти ее детеныша. Говорит детям, что это жеребенок. Сравнивание лошадки и жеребенка. Какая лошадка? Какой жеребенок? Как кричит маленькая лошадка? Как кричит большая? Как цокают их копыта?
Рассказывание по сюжетной картинке «Лошадь с жеребенком: педагог пока-зывает сюжетную картинку «Лошадь с жеребенком» и рассказывает. Жила была ло-шадь со своим жеребенком. Лошадь была большая, жеребенок маленький. Лошадь и жеребенок жили в конюшне (показывает конюшню на сюжетной картинке). Ко-нюшню построил человек, он кормит лошадь и жеребенка сеном, травой, ухаживает за ними. Чистит им шерсть, расчесывает гриву и хвост. Жеребенок любит играть: ска-чеь, подпрыгивает, бьет копытцем о землю и весело кричит: «И-го-го!». Звукоподра-жание педагог произносит по-разному: высоким и низким голосом. Лошадь катает детей на тележке, возит грузы. Педагог предлагает детям покричать как лошадки и побить копытом.
Игра: «Лошадки» : Мы веселые лошадки,
Скачем без оглядки.
И по полю, по дороге,
Не жалея свои ноги.
Мы по лугу тихо ходим,
Щиплем травку, воду пьем.
А когда устанем очень,
То в тенечке отдохнем. – Дети скачут, как лошадки по кругу. Затем идут шагом, кивают головой, садятся на корточки.
Дидактическая игра : «Поиграем с лошадкой» : педагог показывает детям, как можно играть с лошадкой. Дети по очереди катаются на лошадке, угощают ее травкой, дают ей водичку. По ходу игры педагог поощряет высказывания детей и ло-шадки, активизирует их речь вопросами.
Продуктивная деятельность: лепка «Лужайка из пластилина». Рисование «Травка для лошадки». Конструирование «Загон для лошадки».
Разрезные картинки: «Собери лошадку» - из 2х, 3х, 4х частей.
Лото: «Домашние животные».
Пазлы: «Лошадка»
Чтение: А. Барто «Лошадка», Клокова «Мой конь» и др.
Тема: «Ёжик с ежатами».
Знакомство с ежиком и ежатами: формировать представления о внешнем виде образе жизни, повадках, частях тела ежа; расширять и уточнять словарь по теме: учит сравнивать и соотносить предметы по величине, дифференцировать основные цвета; развивать речь, память, внимание, моторику.
Педагог обращает внимание детей на то. Что кто-то прячется под стулом. Дети достают из-под стула игрушечного ежика. Дети вместе с воспитателем рассматривают игрушку. Отмечают, какой у него острый носик, круглые как черные глазки, мягкий животик, маленькие лапки. На спинке у ёжика иголки. Прикрепляет на спинку ёжика грибок или яблоко (из пластилина). Спрашивает детей: «Почему яблоко не падает?» Потому что ёжик колючий. Предлагает детям показать, как бегает ёжик, как он фыр-кает.
Рассказ о еже с показом картинок: педагог выставляет на мольберт картин-ку и рассказывает: В лесу под деревом живет ёжик. Ёжик колючий. У него много иго-лок. Он сворачивается клубочком и спит. Не видно ни головы, ни ножек. Когда вокруг тихо и ёжику некого бояться, то он разворачивается, появляется головка, ножки, и ёжик отправляется искать себе пищу. Он ест травку, ягоды, мышей. Как-то еж зашел в сад, где играли дети. Испугался он ребят, свернулся клубочком. Дети увидели ежа и вынесли ему в миску молоко. Ёжик осторожно вытянул головку и стал пить молоко из миски.
Дети, кто изображен на картинке? Какой ёж? Что несет на себе ёж? Что ест ёж? А кого ежик боится? (Лису). Что делает ёжик, когда ему страшно? Сворачивается клубочком.
В гости к ё жику: ребята, вы хотите сходить в гости к ёжику? Мы с вами узнаем, как живет ёжик и ежата. Педагог выставляет на фланелеграф картинку ёжика, просит детей рассказать, кто это. Педагог говорит: «Это ёжик, у него колючая спинка, 4 маленькие ножки, живет он в лесу под деревом. И у него есть детки, которых зовут ежата». Выставляет на фланелеграф изображение ежат. Это ежата. Когда они малень-кие, колючки у них мягкие. Мама ежиха ловит для них мышей и приносит им в норку, в которой они живут под деревом. Когда ежата вырастут, у них будут такие же острые колючки, как у мамы ежихи. И тогда он сможет цеплять на свои листочки яблочки, листочки, грибочки. Покажите, где ёжик, где ежата. Какой ёжик? Какие ежата? А те-перь свернитесь на коврике клубочками, как ежики.
Пальчиковая игра «Ёжик» : Вот какой колючий ёж,
На клубочек он похож.
А у ёжика иголки
Очень колкие.
Ёж любит по лесу гулять
И грибочки собирать. – дети, вытянув руки, вра-щают кулачками, затем резко разжимают пальцы, затем вновь сжимают руки в ку-лачки. Идут по кругу, наклоняются и собирают грибы.
Игра «Волшебный мешочек» : педагог предлагает детям принести с полки всех игрушечных ёжиков (игрушки из разных материалов). Дети рассматривают ёжи-ков, ощупывают их. Педагог говорит, из какого материала они сделаны. Этот ёжик из резины – резиновый ёжик. Этот ёжик из пластмассы – пластмассовый ёжик. Затем да-ет в руки ребенка одну игрушку, просит ее рассмотреть, а потом такую же достать из «Волшебного мешочка». Побуждает детей к активной речи.
Продуктивная деятельность: лепка «Яблоко для ёжика». Рисование «Дорожка для ёжика». Конструирование «Построим домик для ёжика».
Игра «Найди пару» : подобрать к ёжику с яблоком, грибочком, листочком, шишкой таких же ежат.
Лото, разрезные картинки, пазлы.