Елена Юрьевна Юртаева
Дидактические игры по формированию представления о днях недели с использованием моделей
▼ Скачать + Заказать документы
У детей старшего возраста, кроме представления о частях суток, необходимо формировать представление о том, что сутки сменяют друг друга и объединяются в недели по 7 суток в каждой. Каждый день недели имеет свое название и эта последовательность названий (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье) для каждой недели всегда одна и та же. Дети должны знать названия дней недели, их последовательность, ориентироваться в понятиях «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом».
Публикация «Дидактические игры по формированию представления о днях недели с использованием моделей» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Дидактические игры
- Дни недели. Знакомство с днями недели
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Необходимо дать детям представление о неделе, как о мере рабочего времени, сосредотачивая их внимание на том, что 5 дней в неделю люди работают, это - «рабочая неделя», а 2 дня отдыхают, это - «выходные».
При обучении детей названиям дней недели обращается внимание на то, что название каждого дня «рабочей недели» созвучно с его порядковым номером. Понедельник – первый день рабочей недели, вторник – второй, четверг – четвертый, пятница – пятый день, а название «среда» происходит от слова «середина» и является названием третьего дня рабочей недели.
Дети старшего возраста уже знакомы с цифрами первого десятка. Поэтому для эффективного обучения дням недели были придуманы карточки-модели с изображением 2-х или 3-х этажного домика, у которого под крышей нарисована цифра, обозначающая порядковый номер одного из дней «рабочей недели», а на этажах – условные изображения занятий, которые проводятся в этот день недели в группе с детьми. Примеры моделей-«домиков» и моделей-«занятий» показаны на фото №1.
Фото № 1.
В учебной зоне все модели-«домики» располагаются в одну линию, что улучшает наглядность и облегчает запоминание последовательности дней недели как ряда.
Проводимые в группе занятия условно отображаются следующими карточками модель-«занятие»:
Занятие и его условное отображение:
• музыкальное - нотный стан;
• физкультурное - кегли;
• аппликация - ножницы;
• лепка - пластилин;
• рисование - краски;
• окружающий мир - раскрытая книга;
• математика - раскрытая тетрадь с цифрами;
• обучение грамоте - раскрытая тетрадь с буквами;
• конструирование - детали строительного конструктора;
• плавание - вода;
• развитие речи - говорящий человечек.
Нотный стан
Кегли
Ножницы
Пластилин
Краски
Раскрытая книга
Раскрытая тетрадь с цифрами
Раскрытая тетрадь с буквами
Детали строительного конструктора
Вода
Говорящий человечек
Ежедневно перед занятиями детям предлагается назвать на основе наглядного материала текущий день недели и его порядковый номер, а также предыдущий и последующий дни недели с использованием слов «вчера» и «завтра». Далее дети, опираясь на наглядный материал, называют занятия, запланированные на сегодня, вспоминают, какие занятия были вчера, сообщают, какие занятия будут завтра.
Для формирования понятий «сначала» и «потом» детям предлагается назвать занятия текущего дня, которые проходят «сначала» (раньше других) и «потом» (позже других, опираясь на расположение карточек с моделями-«занятиями» на этажах моделей-«домиков». Первому занятию соответствует первый этаж домика, второму занятию – второй, третьему - третий,
Для закрепления знаний о днях недели используются следующие НАСТОЛЬНЫЕ игры:
• Игра «Расположи модели-«домики» по порядку и назови их».
Цель: закрепить знания о «рабочей недели», т. е. о названия дней
и порядок следования их друг за другом.
• Игра «Расположи модели-«домики» по порядку и назови последующие
и предыдущие дни недели относительно выбранного дня».
Цель: закрепить понятия «сегодня», «завтра», «вчера».
Фото для первой и второй игры:
• Игра «Разложи модели-«занятия» в модели-«домики» (с опорой на
наглядность)».
На Фото ниже примеры моделей-«домиков» и моделей-«занятий» при изучении дней недели.
Наглядное изображение последовательности дней недели
с помощью ряда из моделей-«домиков».
Цель: - закрепить знания дней недели и их последовательности;
- развивать умение соотносить свои действия с наглядным
материалом;
- развивать память, мышление;
- воспитывать интерес к занятиям, к учебной деятельности;
- развивать умение соотносить словесные обозначения с
графическими символами.
Лучше усвоить изучаемый материал позволяет следующая игра СРЕДНЕЙ ПОДВИЖНОСТИ:
• Игра «Живая неделя» По сигналу воспитателя каждый ребенок
выбирает себе карточку-модель какого-либо дня недели. Затем дети
группируются по 7 человека таким образом, чтобы у них в группе были
все карточки-модели для одной недели. Дети встают друг за другом
так, чтобы имеющиеся у них карточки-модели правильно отображали
последовательность дней недели.
Цель: - закрепить знания дней недели и их последовательности;
- научить ориентироваться в пространстве;
- научить взаимодействовать с коллективом.