Валентина Мирошниченко
Дидактические игры «Общение без слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры «Общение без слов»
Эти игры предназначены для детей дошкольного возраста. Играть в них можно везде и с разным количеством участников. Длительность игры зависит от интереса детей к ней. Главное — создать атмосферу свободы, радости, сотворчества и содружества, общаться с ребенком на принципах глубокой духовности и гуманизма.
Игра «Кинопробы».
Публикация «Дидактические игры „Общение без слов“» размещена в разделах
Цель: развивать способность управлять своими эмоциями, выражать свое состояние с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Оборудование: «кинокамера» для «оператора».
Ход игры : Ребенок – «режиссер» фильма – приглашает «актеров» поочередно на кинопробы, предлагая им изобразить различные эмоционально насыщенные ситуации ( например: Золушка, счастливая, веселая, красивая танцует на балу или Золушка возвращается с бала очень печальной, она больше не увидит принца, да к тому же еще потеряла свою туфельку. Карабас Барабас очень рад: сейчас он поймает Буратино или Карабас Барабас топает ногами, размахивает кулаками, он очень зол: от него сбежали все куклы. Оператор «снимает» эпизоды. Затем они вместе с «режиссером» решают, кто выразительнее передал эмоции и будет играть главную роль. Для «сценария» фильма можно использовать любимые сказки и популярные мультфильмы. При обсуждении игры важно обратить внимание детей на то, что именно радует и огорчает положительных и отрицательных героев.
Игра «Прогноз погоды».
Цель: учить детей передавать информацию с помощью эмоций, мимики и пантомимики. Оборудование: карточки с рисунками или схематическим изображением состояния погоды.
Ход игры : Ребенок — «диктор телевидения» — садится за стол, перед ним рисунок или карточка со схематическим изображением состояния погоды (ясная солнечная погода, жаркая погода, будет пасмурно, ожидается сильный мороз, ветер, ливень, гроза, снегопад и т. п.). Он должен познакомить телезрителей с прогнозом погоды, но внезапно исчез звук. Как сообщить информацию без слов, только с помощью эмоций, мимики и пантомимики? Диктор без слов передает прогноз погоды. Остальные дети — «телезрители» — стараются его угадать. Кто это сделает лучше?
Игра «Массаж чувствами».
Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.
Ход игры : Дети садятся «цепочкой» (в затылок друг другу, подушечки пальцев упираются в спину впередисидящего ребенка. По сигналу ведущего дети изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.
Игра «Жизнь в лесу».
Цель: Формирование доброжелательных отношений, сочувствия к окружающим, привлечения внимания к партнё ру: его внешности, настроению, действиям, поступкам (методика Е. Смирновой).
Ход игры : Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). «Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись.» Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т. д.
Игра «Дрозды».
Цель: развитие навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам.
Ход игры : Дети делятся на пары, выполняя по словам педагога действия :
Педагог: Я дрозд,
Дети: Показывают на себя.
Педагог: И ты дрозд.
Дети: Показывают на своего партнера.
Педагог: У меня нос,
Дети: Дотрагиваются до своего носа.
Педагог: У тебя нос.
Дети: Дотрагиваются до носа своего партнера.
Педагог: У меня губки сладкие,
Дети: Дотрагиваются до своих губ.
Педагог: У тебя губки сладкие.
Дети: Дотрагиваются до губ своего партнера.
Игра «Волны».
Дети садятся в круг, а взрослый предлагает им вспомнить лето, когда они купались в речке, в пруду. «Но лучше всего купаться в море, — говорит он, — потому что в море волны и так приятно, когда они ласково гладят и омывают тебя. Волны такие веселые, добрые! И все очень похожи друг на друга. Давайте попробуем искупать друг друга в таких волнах! Давайте встанем, улыбнемся и попробуем изобразить волны руками». Дети изображают волны вслед за ведущим, который следит за тем, чтобы все волны были ласковые и веселые. И
Игра «Конструктор эмоций».
Данная игра познакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, данный конструктор поможет создать каждому ребёнку свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции, а также поможет познакомиться с его проблемами, которые могут возникнуть как в детском коллективе, так и в семье. Данная игра предполагает наряду с невербальными средствами общения использование вербальных средств
Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства. Задачи: способствовать развитию конструктивных умений; формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; развивать воображение; развивать мелкую моторику; развивать пространственное и логическое мышления; воспитывать чувство любви к близкому человеку.
Игры и упражнения проводятся с группой, парами и индивидуально. Используются в любой части дня в зависимости от ситуации (например, в режимных моментах - «утреннее приветствие», а также включаются в образовательную деятельность - «сюрпризный момент»). Дидактическое пособие состоит из следующих элементов:
- 2 овала лица (можно использовать больше);
- 4 пары нарисованных глаз;
- набор схематично изображенных губ;
- 3 пары бровей; - прически (мальчик, девочка, мама, папа, дедушка и бабушка).
Варианты игр:
Игра «Собиралки».
Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляя то или иное выражение лица – эмоцию. Например: диалог между бабушкой и внуком они сопровождают выбором соответсвующих элементов из конструктора эмоций.
Игра «Покажи на себе».
Для игры следуют составить из «конструктора эмоций» определенное выражение лица, а дети с помощью зеркал повторяют это выражение. Далее детьми можно побеседовать, какая им эмоция была более ближе, приятней, а какая наоборот и почему. Предложить вспомнить жизненные ситуации, которые вызывали у них грусть, радость, удивление, страх и т. п.
Дидактическая игра «Приветствие с коробкой».
Для снятия негативных изменений в социально-личностной сфере ребенка, таких как конфликтность, агрессивность, замкнутость, боязливость, неадекватная самооценка, проблемы во взаимодействии со сверстниками, эффективно использование игр – приветствий. Данные игровой момент может использоваться в часы утреннего приема детей, или как начальная часть структуры построения непосредственно – образовательной деятельности с детьми.
Игры – приветствия помогают сосредоточить внимание детей, настроить на совместную групповую деятельность. Приветствие представляет собой коммуникативную игру, которая позволяет дошкольникам почувствовать свою значимость для группы и причастность к ней.
Игра «Способы приветствий».
Поклоном (как японцы, пожать руку (как деловые партнеры, хлопнуть обеими ладонями по ладоням товарища (как спортсмены, соприкоснуться двумя кулаками (как боксеры, прикоснуться только мизинцами.
Оживи лицо с пластилином «Тренируем эмоции».
В эту игру мы играем все вместе, чем больше людей, особенно детей, тем лучше. Выбираем ведущего и он называет эмоцию, которую нужно изобразить. Причем не просто нужно изобразить улыбку, а придумать интересный сюжет: «Улыбка беззубого младенца» или «Улыбка хитрой лисички». Когда требуется изобразить злость, можно показать сюжет «Голодный злой волк» или «Злая бабка ежка». Еще мы изображали усталость: «Папа устал, перетаскивая тяжелый шкаф», «Мама устала, неся большой пакет продуктов». В этой игре мы старались изображать все эмоции, даже самые простые с разными ситуационными оттенками. Победителем становится тот, кто сможет подобрать больше всего вариантов эмоций.
Игра «Разговор через стекло».
Цель: развить умение мимику и жесты. Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить…», а другой группе отгадывать то, что они увидели. Ключевое слово : Мороженное; Шоколад
Игра «Гусеница».
Дети встают цепочкой. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту. Можно усложнить: гусеница приседает, наклоняется.
Итог: Почувствовав радость от общения, эмоциональное удовлетворения от принятия сверстниками и признания его достоинств, доброжелательное отношение товарищей, малыш будет стремиться и далее принимать активное участие в коллективных играх. Интерес ребенка к совместной игровой деятельности (особенно, если тематика игрового сюжета совпадает с его интересами) будет расти, его коммуникативные навыки (умение плодотворно взаимодействовать, налаживать контакт, общаться) - совершенствоваться, а развитие навыков общения у ребенка будет продолжаться.