Лучший педагог года

Дидактические развивающие игры по методикам Никитиных для дошкольников

Фомичёва Любовь Петровна
Дидактические развивающие игры по методикам Никитиных для дошкольников
▼ Скачать +Заказ

Введение

Развитие и совершенствование внимания - это главное условие осуществления познавательной деятельности. Именно поэтому вопросы развития внимания дошкольников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Педагог должен использовать игру с целью развития ребенка, особенно, когда интенсивное обучение приводит к спаду рабочего ритма. Адекватное использование игры на уроке способствует осуществлению учебно-воспитательных целей. Соотношение игры с другими видами деятельности благотворно влияет на развитие личности ребенка на различных возрастных этапах.

Публикация «Дидактические развивающие игры по методикам Никитиных для дошкольников» размещена в разделах

В процессе интегрирования ребенка в жизнь, в условиях новых межличностных отношений педагог - ученик, игра постепенно превращается в деятельность с определённой тематикой, содержанием и ролями, с четко очерченными взаимоотношениями между её участниками.

Дошкольный возраст в первую очередь является игровым. В этот период усиливается познавательная сущность их игровой деятельности.

В связи с этим, в системе современного российского образования важно применять эффективные методы образования, при которых дети не будут чувствовать перегрузки, утомляемости. Необходимо использовать такие методы, которые смогут сделать урок интересным, привлечь и закрепить внимание ребенка, тем самым повысить рабочий ритм и успеваемость дошкольников. Одним из таких методов являются игры.

Значение игры в жизни младшего школьника

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Необходимость повышение уровня культуры общения детей в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения их познавательной активности, стимулирования интереса к изучаемым предметам.

В условиях современного мира важным звеном общественного развития является система образования в целом, и дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения дошкольников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.

Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения дошкольников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь воспитателям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.», - писала Н. К. Крупская.

Там же она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Упор на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условий жизнедеятельности.

Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, З. М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером.

Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Игра имеет социальную и историческую природу, а среда выступает как источник развития. Характер игры, её виды и структура определяются обществом. Дидактические игры широко используются в детском саду.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфическая детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

Так образовались следующие виды игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

Подвижные игры — важнейшее средство физического воспитания детей, особенно в дошкольном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.

Особенности подвижных игр дошкольников — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

Сюжетно-ролевые игры занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, отражают существо отношений в обществе.

Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.

Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. Игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений.

Иногда игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры.

Использование технологии Б. П. Никитина как средства формирования математических представлений у дошкольников

Исключительное значение для разностороннего развития дошкольника имеет игра, позволяющая ребёнку проявлять собственную активность и наиболее полно реализовать свои возможности. Игра – как основная форма организации детской жизни – это конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к собственному миру. В игре физические и эмоциональные качества ребёнка включаются в творческий процесс. Игра для ребёнка является тем же, чем речь для взрослого.

Основой деятельности детей в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевой игрой, также существуют подвижные, дидактические, спортивные и другие. В игре ребёнок включает моменты фантазии и творчества.

Выдающийся исследователь в области психологии Л. С. Выготский подчёркивал неповторимую специфику детской игры – сочетание свободы и самостоятельности играющих со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. А добровольное подчинение правилам возможно только в том случае, если они не навязывают извне, а вытекают из содержания игры, её задач, когда их выполнение составляет главную её прелесть.

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной форме.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач – шуток, логических упражнений, головоломок.

Одной из универсальных технологий является дидактический материал технологии Никитиных. Этот материал можно использовать, начиная с младших групп детского сада и заканчивая школой.

Борис Павлович Никитин родился в 1916 году на Северном Кавказе в семье кубанского казака. Л. А. Никитина родилась в 1930 году в Московской области.

На протяжении сорока лет (1958 – 1998 г. г.) их семейной жизни и творчества Никитины продолжали научные исследования и педагогическую практику в школах, детских садах и в собственной семье, воспитав семерых детей.

Система Никитиных признана в Америке, Японии, Германии и родной России. Борис Павлович Никитин (21.01.1916-1999) и Никитина Лена Алексеевна (31.01.1930) – родители, педагоги, авторы оригинального семейного воспитания, одни из основоположников методики формирования творческих способностей с самого раннего детства.

Развивающий дидактический материал Никитиных в абсолютной мере соответствуют возрастным способностям, особенностям и уровню мышления детей.

Развивающий дидактический материал Никитиных дает возможность :

1) знакомства с понятиями (цвет, величина, длина, высота);

2) изучения счета и называния чисел в обратном порядке;

3) знакомства с составом числа;

4) усвоения отношений между числами, употребления знаков <, >, =;

5) измерения объектов;

6) деления целого на части;

7) овладения пространственными связям («слева», «правее», «между» и т. п.);

8) развития творческих возможностей, воображения, моделирования

При обучении математике дошкольников дидактический материал Никитиных рассматривают при использовании математических представлений:

Формирование количественных представлений, способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.

Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, ромб. Знакомство с пространственными отношениями.

Формирование представлений о составе числа из единиц и из двух меньших. Знакомство с образованием чисел в пределах 10 и на основе измерения и цвета. Формирование у детей умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Какой? Сколько?» Закреплять умения делить целое на равные части, умения измерять с помощью условной мерки. Формирование представлений об изменчивости пространственных отношений.

Использование чисел в цвете помогает развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения.

Выделение цвета и длины помогает дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания - сенсорные эталоны, эталон цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, соотношение предметов по цвету, ширине, длине, высоте. От элементарной игры с цветными кубиками дети постепенно переходят к пониманию пространственных и количественных характеристик.

Можно использовать задания по положению тел в пространстве, на формирование пространственных представлений у дошкольников, происходит ознакомление с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу и т. д.)

Для развития временных представлений у дошкольников игры Никитиных используют не так часто, но все же можно применить при моделировании аналоговых часов, часовой и минутной стрелок.

При конструировании из данных конструкций у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира. Моделирование по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия, развивают логическое мышление.

Развивающий дидактический материал Никитиных можно использовать и для занятий по конструированию и формированию геометрических представлений, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров. Например, игра «Сложи квадрат». Ее цель: закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; учить разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действия в игре; способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.

Представление о величине предмета также можно формировать у детей старшего дошкольного возраста. Правильное понимание величины предмета положительно влияет на умственное развитие дошкольников, так как связано с развитием способности сравнения, обобщения, отождествления, распознавания и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики. Она познается только с помощью измерения. Измерение – операция, по средствам которой определяются отношения одной однородной величины к другой однородной величине.

Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного практического исследования»). Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерение.

Вместе с заданиями на формирование представлений о различных параметрах величины можно предлагать детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления. В играх Никитиных создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и, благодаря открытию новых способов действия с материалом, таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.

Технология Никитиных способствует развитию тонкой моторики руки, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять. В играх совершенствуются внимание и память.

Дидактические игры Никитиных – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности.

С помощью цветных детей легко подвести к осознанию соотношений «больше – меньше», «больше – меньше на …», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в заполнении числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый» и другие.

Незаменимы игры Никитиных и при обучении элементов решения задач. С помощью этих игр можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной «цветной алгеброй», готовящей к изучению школьной алгебры.

Заключение

Развитие и совершенствование математического образования - это главное условие осуществления познавательной деятельности ребёнка. Именно поэтому вопросы развития математического образования дошкольников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Развивающие игры Никитиных являются элементами множества с точки зрения математики.

В данном множестве «спрятаны» многие математические понятия. В процессе работы с ними у детей развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.

Применение игр содействует успешному обучению ребёнка математике за счет осуществлении принципа наглядности, представления сложных математических понятий в легкодоступной для детей форме.

Подводя итог, можно сказать, что одним из наиболее эффективных процессов развития математического образования дошкольников является игровая деятельность. А наиболее эффективное средство в этом процессе – развивающие дидактические игры Никитиных.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по изготовлению из картона дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике НикитиныхДетский мастер-класс по изготовлению из картона дидактической игры «Квадраты-головоломки» по методике Никитиных Цель: сформировать у детей подготовительной к школе группы умение создавать дидактическую игру с опорой на квадраты Никитиных. Задачи:.

Самодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизниСамодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизни Здравствуйте, дорогие коллеги! В этом году я работала на группе раннего возраста. Некоторым детям в начале года не исполнилось еще и двух.

Дидактические развивающие игры «Учим буквы весело»Дидактические развивающие игры «Учим буквы весело» «Учим буквы весело!» - развивающие игры Перед началом изучения букв важно не забыть: Большинство педагогов-дошкольников сходятся в том,.

Современные развивающие игры для современных дошкольников Доклад к педагогическому совету «Современные развивающие игры для современных дошкольников.» Развивающие игры cовременного поколения - интеграция.

Консультация для родителей «Развивающие игры и задания для дошкольников дома»Консультация для родителей «Развивающие игры и задания для дошкольников дома» Каждый родитель желает, чтобы его ребёнок был всесторонне развитым. Для этого покупают всевозможные развивающие игрушки, которые могут увлечь.

Консультация для родителей старших дошкольников «Развивающие игры» Подготовка ребенка к школе - дело непростое, но не стоит подходить к этому процессу слишком серьезно, в каждый свободный миг заставляя ребенка.

Мастер-класс для родителей «Развивающие дидактические игры своими руками из бросового материала»Мастер-класс для родителей «Развивающие дидактические игры своими руками из бросового материала» Формы и методы работы с родителями старшей разновозрастной группы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через мастер.

Математика в движении. Планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры в средней группеМатематика в движении. Планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры в средней группе Воспитатель: Колесникова Е. В. ПОДВИЖНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Повышение двигательной и интеллектуальной активности детей на занятиях по математике.

Наглядно-дидактические материалы — развивающие игры «Умные карточки»Наглядно-дидактические материалы — развивающие игры «Умные карточки» Умные карточки Воспитатель филиала «Большеутинский детский сад " Ручеёк" Ярушина Н. Е. пополнила игротеку наглядно- дидактические развивающие.

Развивающие дидактические игры и нетрадиционный информационный стенд для родителей по теме «Осень»Развивающие дидактические игры и нетрадиционный информационный стенд для родителей по теме «Осень» В рамках темы недели "Осень" были изготовлены своими руками дидактические игры по сенсорному развитию для детей первой младшей группы. Данные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические развивающие игры по методикам Никитиных для дошкольников
Опубликовано: 16 марта 2022 в 09:16
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические развивающие игры по методикам Никитиных для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Фомичёва Любовь Петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД