Фомичёва Любовь Петровна
Дидактические развивающие игры по методикам Никитиных для дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Введение
Развитие и совершенствование внимания - это главное условие осуществления познавательной деятельности. Именно поэтому вопросы развития внимания дошкольников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Педагог должен использовать игру с целью развития ребенка, особенно, когда интенсивное обучение приводит к спаду рабочего ритма. Адекватное использование игры на уроке способствует осуществлению учебно-воспитательных целей. Соотношение игры с другими видами деятельности благотворно влияет на развитие личности ребенка на различных возрастных этапах.
Публикация «Дидактические развивающие игры по методикам Никитиных для дошкольников» размещена в разделах
В процессе интегрирования ребенка в жизнь, в условиях новых межличностных отношений педагог - ученик, игра постепенно превращается в деятельность с определённой тематикой, содержанием и ролями, с четко очерченными взаимоотношениями между её участниками.
Дошкольный возраст в первую очередь является игровым. В этот период усиливается познавательная сущность их игровой деятельности.
В связи с этим, в системе современного российского образования важно применять эффективные методы образования, при которых дети не будут чувствовать перегрузки, утомляемости. Необходимо использовать такие методы, которые смогут сделать урок интересным, привлечь и закрепить внимание ребенка, тем самым повысить рабочий ритм и успеваемость дошкольников. Одним из таких методов являются игры.
Значение игры в жизни младшего школьника
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.
Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.
Необходимость повышение уровня культуры общения детей в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения их познавательной активности, стимулирования интереса к изучаемым предметам.
В условиях современного мира важным звеном общественного развития является система образования в целом, и дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения дошкольников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.
Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний.
Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения дошкольников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь воспитателям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.», - писала Н. К. Крупская.
Там же она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Упор на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условий жизнедеятельности.
Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, З. М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером.
Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Игра имеет социальную и историческую природу, а среда выступает как источник развития. Характер игры, её виды и структура определяются обществом. Дидактические игры широко используются в детском саду.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфическая детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
Так образовались следующие виды игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные.
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.
Подвижные игры — важнейшее средство физического воспитания детей, особенно в дошкольном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.
Особенности подвижных игр дошкольников — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.
Сюжетно-ролевые игры занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, отражают существо отношений в обществе.
Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.
Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. Игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой, по формированию математических представлений.
Иногда игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные игры.
Использование технологии Б. П. Никитина как средства формирования математических представлений у дошкольников
Исключительное значение для разностороннего развития дошкольника имеет игра, позволяющая ребёнку проявлять собственную активность и наиболее полно реализовать свои возможности. Игра – как основная форма организации детской жизни – это конкретное самовыражение ребёнка и способ его приспособления к собственному миру. В игре физические и эмоциональные качества ребёнка включаются в творческий процесс. Игра для ребёнка является тем же, чем речь для взрослого.
Основой деятельности детей в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевой игрой, также существуют подвижные, дидактические, спортивные и другие. В игре ребёнок включает моменты фантазии и творчества.
Выдающийся исследователь в области психологии Л. С. Выготский подчёркивал неповторимую специфику детской игры – сочетание свободы и самостоятельности играющих со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. А добровольное подчинение правилам возможно только в том случае, если они не навязывают извне, а вытекают из содержания игры, её задач, когда их выполнение составляет главную её прелесть.
Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной форме.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач – шуток, логических упражнений, головоломок.
Одной из универсальных технологий является дидактический материал технологии Никитиных. Этот материал можно использовать, начиная с младших групп детского сада и заканчивая школой.
Борис Павлович Никитин родился в 1916 году на Северном Кавказе в семье кубанского казака. Л. А. Никитина родилась в 1930 году в Московской области.
На протяжении сорока лет (1958 – 1998 г. г.) их семейной жизни и творчества Никитины продолжали научные исследования и педагогическую практику в школах, детских садах и в собственной семье, воспитав семерых детей.
Система Никитиных признана в Америке, Японии, Германии и родной России. Борис Павлович Никитин (21.01.1916-1999) и Никитина Лена Алексеевна (31.01.1930) – родители, педагоги, авторы оригинального семейного воспитания, одни из основоположников методики формирования творческих способностей с самого раннего детства.
Развивающий дидактический материал Никитиных в абсолютной мере соответствуют возрастным способностям, особенностям и уровню мышления детей.
Развивающий дидактический материал Никитиных дает возможность :
1) знакомства с понятиями (цвет, величина, длина, высота);
2) изучения счета и называния чисел в обратном порядке;
3) знакомства с составом числа;
4) усвоения отношений между числами, употребления знаков <, >, =;
5) измерения объектов;
6) деления целого на части;
7) овладения пространственными связям («слева», «правее», «между» и т. п.);
8) развития творческих возможностей, воображения, моделирования
При обучении математике дошкольников дидактический материал Никитиных рассматривают при использовании математических представлений:
Формирование количественных представлений, способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.
Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник, ромб. Знакомство с пространственными отношениями.
Формирование представлений о составе числа из единиц и из двух меньших. Знакомство с образованием чисел в пределах 10 и на основе измерения и цвета. Формирование у детей умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы: «Какой? Сколько?» Закреплять умения делить целое на равные части, умения измерять с помощью условной мерки. Формирование представлений об изменчивости пространственных отношений.
Использование чисел в цвете помогает развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения.
Выделение цвета и длины помогает дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания - сенсорные эталоны, эталон цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, соотношение предметов по цвету, ширине, длине, высоте. От элементарной игры с цветными кубиками дети постепенно переходят к пониманию пространственных и количественных характеристик.
Можно использовать задания по положению тел в пространстве, на формирование пространственных представлений у дошкольников, происходит ознакомление с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу и т. д.)
Для развития временных представлений у дошкольников игры Никитиных используют не так часто, но все же можно применить при моделировании аналоговых часов, часовой и минутной стрелок.
При конструировании из данных конструкций у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира. Моделирование по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия, развивают логическое мышление.
Развивающий дидактический материал Никитиных можно использовать и для занятий по конструированию и формированию геометрических представлений, предложив детям построить домик: сначала – для большой куклы, потом – для маленькой. Это поможет и развитию мелкой моторики, и пониманию размеров. Например, игра «Сложи квадрат». Ее цель: закрепить представления о сенсорных эталонах цвета и формы, соотношении целого и части; развивать сообразительность, пространственное воображение, логическое мышление, математические и творческие способности; учить разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм действия в игре; способствовать развитию таких черт характера как сосредоточенность, внимательность, находчивость, упорство в достижении цели.
Представление о величине предмета также можно формировать у детей старшего дошкольного возраста. Правильное понимание величины предмета положительно влияет на умственное развитие дошкольников, так как связано с развитием способности сравнения, обобщения, отождествления, распознавания и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики. Она познается только с помощью измерения. Измерение – операция, по средствам которой определяются отношения одной однородной величины к другой однородной величине.
Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного практического исследования»). Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерение.
Вместе с заданиями на формирование представлений о различных параметрах величины можно предлагать детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления. В играх Никитиных создаются большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности, но и, благодаря открытию новых способов действия с материалом, таких качеств мышления, как активность, самостоятельность.
Технология Никитиных способствует развитию тонкой моторики руки, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять. В играх совершенствуются внимание и память.
Дидактические игры Никитиных – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности.
С помощью цветных детей легко подвести к осознанию соотношений «больше – меньше», «больше – меньше на …», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в заполнении числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый» и другие.
Незаменимы игры Никитиных и при обучении элементов решения задач. С помощью этих игр можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной «цветной алгеброй», готовящей к изучению школьной алгебры.
Заключение
Развитие и совершенствование математического образования - это главное условие осуществления познавательной деятельности ребёнка. Именно поэтому вопросы развития математического образования дошкольников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Развивающие игры Никитиных являются элементами множества с точки зрения математики.
В данном множестве «спрятаны» многие математические понятия. В процессе работы с ними у детей развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.
Применение игр содействует успешному обучению ребёнка математике за счет осуществлении принципа наглядности, представления сложных математических понятий в легкодоступной для детей форме.
Подводя итог, можно сказать, что одним из наиболее эффективных процессов развития математического образования дошкольников является игровая деятельность. А наиболее эффективное средство в этом процессе – развивающие дидактические игры Никитиных.