Лучший педагог года

Дидактические игры на уроках ИЗО

Колотухина Любовь Владимировна
Дидактические игры на уроках ИЗО
▼ Скачать + Заказать документы

1

ВВЕДЕНИЕ

В наше дни у детей все меньше и меньше времени остается на непосредственно “детскую” деятельность – игру. Кроме того, игры современных детей - младших школьников и подростков, если с ними не заниматься, носят агрессивный характер или же не отличаются глубиной содержания, не несут никаких воспитательных свойств, и очень скудны по набору используемых приемов, средств и ситуаций. Поэтому участие педагога и в этой важной для развития ребенка области деятельности оправдано и необходимо

Публикация «Дидактические игры на уроках ИЗО» размещена в разделах

В учебную и воспитательную пору возраста учение и воспитание должны составлять главный интерес жизни человека, но для этого воспитанник должен быть окружен благоприятной сферой. Если же все, что окружает воспитанника, тянет его от учения в совершенно противоположную сторону, тогда напрасными будут все усилия наставника внушить ему уважение к учению.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

Преподавателям приходится трудно: ведь ученика не заставишь силой заниматься не интересным для него делом. И ребенок не сможет десятки раз повторять одно и то же упражнение ради далекой, не вполне понятной ему цели. Игра – естественная форма его существования. Поэтому учить надо так, чтобы занятия радовали, увлекали, забавляли ребят.

Увлечение искусством – одна из задач учебных программ по изобразительному искусству. Вне увлечения искусством, вне восторга, наслаждения его творениями не может быть сформирована потребность постоянного (на всю жизнь) общения с ним, как не может вообще происходить подлинное общение с искусством. Программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» придает формированию увлеченности искусством на каждом занятии принципиальное, основополагающее значение. Педагогическое мастерство учителя во многом определяется способностью правильно соотносить эти стороны в каждом конкретном случае. Именно с учетом этих вопросов в программе разработана система последовательности поурочных задач и специфики методических путей их решения. Создание атмосферы увлеченности на уроках - вот задача педагога.

Хорошо прослеживается актуальность данной темы. Несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы

2

она используется недостаточно активно. Очень много работ посвящено проблемам воспитания игрой, формирования познавательной и творческой активности учащихся с помощью игровых приемов, но то, какие именно приемы и на каких уроках их можно использовать, является малоизучаемой темой.

Вот почему тема использования игровых ситуаций на уроках ИЗО рассматривается нами как актуальная, требующая анализа.

3

1. Теоретические аспекты использования игровых ситуаций на уроках изобразительного искусства

1.1. Игровой подход в обучении изобразительному искусству в начальной школе

1. История возникновения игры как возможность решить трудные ситуации или передачу информации о реальной деятельности для обучения, средства для состязания или развлечения, эстетического совершенства человека отражена и рассмотрена во многих исследовательских работах. Так, например, Эльконин Д. Б. в «Психология игры» рассматривает два варианта возникновения игровой деятельности человека. В тот период, когда охота занимала центральное место в жизни первобытно-общинного общества, могли иметь место ситуации, требующие имитации действий охотников. Если некая несогласованность коллектива приводила к неудаче, то возникала необходимость отработки навыков и действий. Другой вариант предполагал пересказ и воспроизведение удачной охоты, где главную роль играла уже система отношений между участниками. Таким образом, можно сказать, что первые игровые формы выступали как средство обучения, передачи информации, коллективообразования. И в дальнейшем с развитием общества ритуалы и обряды, как часть игровой деятельности, играют важную роль. Деятельность человека в игре характеризуется возможностью интерпретировать человеческую жизнь. Постепенно игра становится важной частью досуга народа.

Долгое время распространенной формой игры была - детская игра. В многочисленных трудах ученых: Выготского Л. С., Ушинского К. Д., Сухомлинского В. А. и др. игра выступает как источник духовного развития детей, как вид развивающейся деятельности, как форма освоения социального опыта.

В настоящее время благотворное влияние игры и на обучение детей уже никто не будет отрицать.

Совершенно очевидно, что ребенок, играя, добьется гораздо больших результатов в любой деятельности, в том числе и изобразительной, потому что у большинства детей ведущим был и остается ауто-моторный образ мышления.

Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место скорее в воспитании учащихся. Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что, с одной стороны, занятия требуют творческой активности; с другой - для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Испытываемые ребенком радость и наслаждение от встречи с прекрасным, от процесса творчества, способствует воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру. Для успешного развития

4

самостоятельности, инициативы и творчества в процессе обучения, необходимо применение различных методов работы, в том числе и игры.

В программе по изобразительному искусству для начальной школы, созданной под руководством Б. М. Неменского, систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной. Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Представленные в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник).

5

Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

6

1.2 Использование игр и упражнений на уроках изобразительного искусства

Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.

Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.

Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.

Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных

7

При решении пространственных задач готовая основа помогает передать ощущение зрительной глубины на листе. Это задание целесообразно выполнить после изучения способов передачи глубины пространства. Можно предложить учащимся найти ошибки в композициях.

Понятие о декоративной композиции закрепляется с помощью упражнения, которое выполняется коллективно и имеет целью создание фриза для украшения класса.

Упражнения отвлеченного характера развивают мыслительную деятельность.

С подобными упражнениями ученики справляются за короткий срок (3—15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.

Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.

Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.

8

На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:

- внимание;

-развивающие глазомер;

- тренирующие наблюдательность;

- развивающие творческие способности;

- воздействующие на эмоции и чувства;

- раскрывающие личностные возможности ребенка.

Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.

Таким образом методической литературы в помощь учителю изобразительного искусства, к сожалению, сегодня очень мало. При этом точки зрения на то, каким должен быть урок по искусству, самые различные. Кто-то упирает больше на профессиональную подготовку учащихся, кто-то наоборот стремится к нравственному и духовному воспитанию личности. Наверно, сколько хороших педагогов, столько и мнений. И всякая точка зрения имеет место быть, если она полезна для детей.

9

2. Методические аспекты применения игровых ситуаций на уроках ИЗО

2.1 Анализ использования игровых ситуаций на уроках изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

Важным принципом программы Неменского Б. М. является выделение трех основных видов художественной деятельности как связующей системы всех визуально-пространственных искусств. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие профессиональные виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства - архитектура и дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Программа начальной школы построена не по принципу выделения видов искусства, что пока непонятно детям, а по принципу деятельностей.

Три Мастера Изображения, Украшения и Постройки помогают нам увидеть искусство в жизни. Они точнее выражают (чем искусствоведческие членения на виды и жанры или педагогические элементы рисования с натуры или на темы) подлинное содержание искусства. Уже сами эти термины («постройка», «изображение», «украшение») заключают в себе единство деятельности (процесса, ее цели и продукта. Они появляются в первом классе и сопутствуют детям до конца школы, в форме игры способствуя осознанию трех форм художественной деятельности. Во 2-м классе они помогают детям (и дети им) создавать украшения, изображения и постройки на определенные темы, например: «Сказочный город», «Елочные украшения» и др. В 3-м классе они «приходят» к детям домой и вместе с ними выясняют, что же они у ребенка дома делали, как украшали его комнату, посуду и прочее. Три формы художественного мышления (конструктивная, изобразительная и декоративная) почти никогда не существуют в вычлененном, не связанном друг с другом виде.

Один из методов создания увлеченности на уроке изобразительного искусства - использование дидактических игр. Игра может продолжаться 1-2 урока, а может и целую четверть или весь учебный год.

Дидактическая игра — это активная учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Дидактическая игра — это прежде всего коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и вся команда объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой.

10

Другими словами, основная идея технологии игры направлена на то, чтобы обучающее и воспитательное воздействие приобрело опосредованные, скрытые для детей формы. Обучение в игре тем результативнее, чем она увлекательнее и чем больше учитель воспринимается детьми как желанный участник их игры.

Далее Б. М. Неменский приводит ряд примеров использования игровых ситуациях на уроках изобразительного искусства. Мы расскажем о некоторых из них.

Пример 1

«ХУДОЖНИК И ЗРИТЕЛЬ». МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ-ИГРЕ

Эта игра начинается с первого класса и проводится в течение всего обучения в начальной школе. Дети постоянно меняются ролями, становясь то художниками, то зрителями по отношению к работам мастеров или к своим собственным. На уроке постоянно происходит перемена этих ролей. Можно проводить экскурсии по выставке детских работ, когда сами авторы становятся экскурсоводами.

Желательно на такие уроки-игры приглашать родителей, учителей, соседние классы. Уроки-викторины могут подготовить и провести ребята 7-8 классов.

11

Организация игрового действия. Школьники разбиваются на две-четыре команды (возможно, это будут команды параллельных классов - 1 «а», 1 «б», 1 «в» и т. д.) На специально заготовленных карточках написаны вопросы, соответствующие содержанию каждого урока четверти либо каждому виду деятельности. Кроме того, в карточке должны быть термины, значение которых школьники должны уметь объяснить. Представитель каждой команды тянет жребий. Игра начинается.

Пример 1

Пример

3-й класс

«ТРИ БРАТА МАСТЕРА ВСЕГДА ТРУДЯТСЯ ВМЕСТЕ. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА» МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ-ИГРЕ

Во II четверти 3-го класса дети знакомятся с искусством на улицах города начиная «от порога родного дома» и смотрят, как художник помогает сделать жизнь вокруг нас красочней и интересней. Вторая четверть - самая короткая, и дети не успевают создать много интересных индивидуальных работ, поэтому результатом четверти может стать коллективное панно «На улицах твоего города», собранное из небольших индивидуальных работ.

12

Вариант игры

Создание у участников игрового состояния. После уроков была организована серия прогулок по городу. Дети ходили по улицам, внимательно смотрели:

оказывается, и на домах, и на витринах, и на решетках домов, и на уличных светильниках — везде видна рука художника.

В классе на стене развернут лист картона - будущее панно. На этом картоне постепенно в течение четверти «вырастал» город — во всей красе детского воображения. Кое-что изображалось прямо на панно, кое-что моделировалось отдельно и наклеивалось.

Все три Мастера активно поработали над ним, а все дети радостно, увлеченно им помогали. Какая радость для всей школы! Какой опыт коллективной работы и творчества для учеников! И — опыт понимания места и роли искусства в окружающей их жизни!

Подведение итогов игры. К концу четверти не только класс — коридоры школы были оформлены радостными творениями детских рук. Здесь и игра, и учеба, и труд, и творчество — все сразу. Сложное переплетение и индивидуальной, и групповой, и коллективной работы. Так незаметно для ребенка формируется чувство коллективизма. Не случайно итоговые (по четверти) коллективные панно становятся радостью и гордостью классных коллективов; праздником творчества. В некоторых городах этими работами заинтересовались театры и градостроители. По детским эскизам были поставлены кукольные представления. Проектировщики городских районов получали импульс от наивных детских поисков.

13

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения — на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей. Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется. Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки не четки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует воспитатель и от детей: «Скажи коротко, но чтобы тебя все поняли». Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью. Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах. Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше назовет предметов и др., то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя. В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т. е. любую вещь, которая в конце отыгрывается. Разыгрывание фантов — интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра в разыгрывание фантов вызывает общее веселье, создает у ребят бодрое настроение. Игра не терпит принуждения, скуки. Основными целями, для достижения которых широко используется применение дидактических игр на практике в начальных классах, являются следующие: -интеллектуальное развитие младших школьников;

14

Художественно - дидактические игры можно разделить на несколько видов: игры -путевые или экскурсии, игры - соревнование или эстафеты, игры - загадки, игры - лото, композиционные игры. Игры - эстафеты являются своеобразными физкультурными паузами, поскольку в момент игрового действия дети активно двигаются. Во время игры царит дух состязательности.

15

Заключение

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения.

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед школой одну из приоритетных задач - формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески. В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.

В работах многих педагогов и психологов отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта - творческой деятельности. Особенно негативно такая тенденция в образовании отражается на учащихся начальной школы. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.

Публикации по теме:

Дидактические игры в ДОУДидактические игры в ДОУ Игра является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. В работе ДОУ дидактические игры занимают важное место. Дидактическая.

Дидактические игрыДидактические игры Уважаемые коллеги, хочу представить на ваш суд дидактические пособия из бросового материала для детей. 17 февраля 2017 г в нашем детском.

Дидактические игры на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школеДидактические игры на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе Одна из задач изобразительной деятельности в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями коррекция и развитие мелкой моторики.

Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками»Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками» Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

Дидактические игры по ПДД Автомобиль В коробке лежит разобранная модель автомобиля (пазлы). Дети по команде воспитателя начинают собирать его. Выигрывает ребенок.

Дидактические игры по ПДДДидактические игры по ПДД «Распредели знаки по группам» Цель: Закреплять имеющиеся у детей знания о дорожных знаках. Учить группировать их по группам. (предупреждающие.

Дидактические игры со шнуровкойДидактические игры со шнуровкой Дидактические игры со шнуровкой. Предлагаемые дидактические игры-тренажеры со шнуровкой для детей раннего возраста способствуют развитию.

Игры на уроках английского языка Игры на уроках английского языка. Игровой формат обучения является неотъемлемой частью урочной и внеурочной формой обучения и выполняет.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Мои дидактические игрыМои дидактические игры Мои дидактические игры. «Какие цвета использованы» Цель: Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры на уроках ИЗО
Опубликовано: 20 апреля 2022 в 10:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры на уроках ИЗО» (включая файлы) размещена пользователем Колотухина Любовь Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД