МААМ-картинки

Дидактические игры на уроках ИЗО

Колотухина Любовь Владимировна
Дидактические игры на уроках ИЗО

1

ВВЕДЕНИЕ

В наше дни у детей все меньше и меньше времени остается на непосредственно “детскую” деятельность – игру. Кроме того, игры современных детей - младших школьников и подростков, если с ними не заниматься, носят агрессивный характер или же не отличаются глубиной содержания, не несут никаких воспитательных свойств, и очень скудны по набору используемых приемов, средств и ситуаций. Поэтому участие педагога и в этой важной для развития ребенка области деятельности оправдано и необходимо

Публикация «Дидактические игры на уроках ИЗО» размещена в разделах

В учебную и воспитательную пору возраста учение и воспитание должны составлять главный интерес жизни человека, но для этого воспитанник должен быть окружен благоприятной сферой. Если же все, что окружает воспитанника, тянет его от учения в совершенно противоположную сторону, тогда напрасными будут все усилия наставника внушить ему уважение к учению.

Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои принципы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни.

Преподавателям приходится трудно: ведь ученика не заставишь силой заниматься не интересным для него делом. И ребенок не сможет десятки раз повторять одно и то же упражнение ради далекой, не вполне понятной ему цели. Игра – естественная форма его существования. Поэтому учить надо так, чтобы занятия радовали, увлекали, забавляли ребят.

Увлечение искусством – одна из задач учебных программ по изобразительному искусству. Вне увлечения искусством, вне восторга, наслаждения его творениями не может быть сформирована потребность постоянного (на всю жизнь) общения с ним, как не может вообще происходить подлинное общение с искусством. Программа Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» придает формированию увлеченности искусством на каждом занятии принципиальное, основополагающее значение. Педагогическое мастерство учителя во многом определяется способностью правильно соотносить эти стороны в каждом конкретном случае. Именно с учетом этих вопросов в программе разработана система последовательности поурочных задач и специфики методических путей их решения. Создание атмосферы увлеченности на уроках - вот задача педагога.

Хорошо прослеживается актуальность данной темы. Несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы

2

она используется недостаточно активно. Очень много работ посвящено проблемам воспитания игрой, формирования познавательной и творческой активности учащихся с помощью игровых приемов, но то, какие именно приемы и на каких уроках их можно использовать, является малоизучаемой темой.

Вот почему тема использования игровых ситуаций на уроках ИЗО рассматривается нами как актуальная, требующая анализа.

3

1. Теоретические аспекты использования игровых ситуаций на уроках изобразительного искусства

1.1. Игровой подход в обучении изобразительному искусству в начальной школе

1. История возникновения игры как возможность решить трудные ситуации или передачу информации о реальной деятельности для обучения, средства для состязания или развлечения, эстетического совершенства человека отражена и рассмотрена во многих исследовательских работах. Так, например, Эльконин Д. Б. в «Психология игры» рассматривает два варианта возникновения игровой деятельности человека. В тот период, когда охота занимала центральное место в жизни первобытно-общинного общества, могли иметь место ситуации, требующие имитации действий охотников. Если некая несогласованность коллектива приводила к неудаче, то возникала необходимость отработки навыков и действий. Другой вариант предполагал пересказ и воспроизведение удачной охоты, где главную роль играла уже система отношений между участниками. Таким образом, можно сказать, что первые игровые формы выступали как средство обучения, передачи информации, коллективообразования. И в дальнейшем с развитием общества ритуалы и обряды, как часть игровой деятельности, играют важную роль. Деятельность человека в игре характеризуется возможностью интерпретировать человеческую жизнь. Постепенно игра становится важной частью досуга народа.

Долгое время распространенной формой игры была - детская игра. В многочисленных трудах ученых: Выготского Л. С., Ушинского К. Д., Сухомлинского В. А. и др. игра выступает как источник духовного развития детей, как вид развивающейся деятельности, как форма освоения социального опыта.

В настоящее время благотворное влияние игры и на обучение детей уже никто не будет отрицать.

Совершенно очевидно, что ребенок, играя, добьется гораздо больших результатов в любой деятельности, в том числе и изобразительной, потому что у большинства детей ведущим был и остается ауто-моторный образ мышления.

Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место скорее в воспитании учащихся. Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что, с одной стороны, занятия требуют творческой активности; с другой - для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Испытываемые ребенком радость и наслаждение от встречи с прекрасным, от процесса творчества, способствует воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру. Для успешного развития

4

самостоятельности, инициативы и творчества в процессе обучения, необходимо применение различных методов работы, в том числе и игры.

В программе по изобразительному искусству для начальной школы, созданной под руководством Б. М. Неменского, систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной. Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Представленные в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник).

5

Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

6

1.2 Использование игр и упражнений на уроках изобразительного искусства

Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы.

Чередование в течение урока всех видов деятельности дает возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.

Дидактические упражнения и игровые ситуации желательно использовать на тех уроках, где осмысление материала вызывает затруднения. Исследования показали, что во время игровых ситуаций острота зрения у ребенка значительно возрастает.

Игры, игровые моменты, элементы сказочности служат психологическим стимулятором нервно-психологической деятельности, потенциальных

7

При решении пространственных задач готовая основа помогает передать ощущение зрительной глубины на листе. Это задание целесообразно выполнить после изучения способов передачи глубины пространства. Можно предложить учащимся найти ошибки в композициях.

Понятие о декоративной композиции закрепляется с помощью упражнения, которое выполняется коллективно и имеет целью создание фриза для украшения класса.

Упражнения отвлеченного характера развивают мыслительную деятельность.

С подобными упражнениями ученики справляются за короткий срок (3—15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.

Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.

Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.

8

На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:

- внимание;

-развивающие глазомер;

- тренирующие наблюдательность;

- развивающие творческие способности;

- воздействующие на эмоции и чувства;

- раскрывающие личностные возможности ребенка.

Большинство игр переводят ребенка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.

Таким образом методической литературы в помощь учителю изобразительного искусства, к сожалению, сегодня очень мало. При этом точки зрения на то, каким должен быть урок по искусству, самые различные. Кто-то упирает больше на профессиональную подготовку учащихся, кто-то наоборот стремится к нравственному и духовному воспитанию личности. Наверно, сколько хороших педагогов, столько и мнений. И всякая точка зрения имеет место быть, если она полезна для детей.

9

2. Методические аспекты применения игровых ситуаций на уроках ИЗО

2.1 Анализ использования игровых ситуаций на уроках изобразительного искусства по программе Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

Важным принципом программы Неменского Б. М. является выделение трех основных видов художественной деятельности как связующей системы всех визуально-пространственных искусств. Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие профессиональные виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства - архитектура и дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Программа начальной школы построена не по принципу выделения видов искусства, что пока непонятно детям, а по принципу деятельностей.

Три Мастера Изображения, Украшения и Постройки помогают нам увидеть искусство в жизни. Они точнее выражают (чем искусствоведческие членения на виды и жанры или педагогические элементы рисования с натуры или на темы) подлинное содержание искусства. Уже сами эти термины («постройка», «изображение», «украшение») заключают в себе единство деятельности (процесса, ее цели и продукта. Они появляются в первом классе и сопутствуют детям до конца школы, в форме игры способствуя осознанию трех форм художественной деятельности. Во 2-м классе они помогают детям (и дети им) создавать украшения, изображения и постройки на определенные темы, например: «Сказочный город», «Елочные украшения» и др. В 3-м классе они «приходят» к детям домой и вместе с ними выясняют, что же они у ребенка дома делали, как украшали его комнату, посуду и прочее. Три формы художественного мышления (конструктивная, изобразительная и декоративная) почти никогда не существуют в вычлененном, не связанном друг с другом виде.

Один из методов создания увлеченности на уроке изобразительного искусства - использование дидактических игр. Игра может продолжаться 1-2 урока, а может и целую четверть или весь учебный год.

Дидактическая игра — это активная учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Дидактическая игра — это прежде всего коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и вся команда объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой.

10

Другими словами, основная идея технологии игры направлена на то, чтобы обучающее и воспитательное воздействие приобрело опосредованные, скрытые для детей формы. Обучение в игре тем результативнее, чем она увлекательнее и чем больше учитель воспринимается детьми как желанный участник их игры.

Далее Б. М. Неменский приводит ряд примеров использования игровых ситуациях на уроках изобразительного искусства. Мы расскажем о некоторых из них.

Пример 1

«ХУДОЖНИК И ЗРИТЕЛЬ». МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ-ИГРЕ

Эта игра начинается с первого класса и проводится в течение всего обучения в начальной школе. Дети постоянно меняются ролями, становясь то художниками, то зрителями по отношению к работам мастеров или к своим собственным. На уроке постоянно происходит перемена этих ролей. Можно проводить экскурсии по выставке детских работ, когда сами авторы становятся экскурсоводами.

Желательно на такие уроки-игры приглашать родителей, учителей, соседние классы. Уроки-викторины могут подготовить и провести ребята 7-8 классов.

11

Организация игрового действия. Школьники разбиваются на две-четыре команды (возможно, это будут команды параллельных классов - 1 «а», 1 «б», 1 «в» и т. д.) На специально заготовленных карточках написаны вопросы, соответствующие содержанию каждого урока четверти либо каждому виду деятельности. Кроме того, в карточке должны быть термины, значение которых школьники должны уметь объяснить. Представитель каждой команды тянет жребий. Игра начинается.

Пример 1

Пример

3-й класс

«ТРИ БРАТА МАСТЕРА ВСЕГДА ТРУДЯТСЯ ВМЕСТЕ. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА» МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ-ИГРЕ

Во II четверти 3-го класса дети знакомятся с искусством на улицах города начиная «от порога родного дома» и смотрят, как художник помогает сделать жизнь вокруг нас красочней и интересней. Вторая четверть - самая короткая, и дети не успевают создать много интересных индивидуальных работ, поэтому результатом четверти может стать коллективное панно «На улицах твоего города», собранное из небольших индивидуальных работ.

12

Вариант игры

Создание у участников игрового состояния. После уроков была организована серия прогулок по городу. Дети ходили по улицам, внимательно смотрели:

оказывается, и на домах, и на витринах, и на решетках домов, и на уличных светильниках — везде видна рука художника.

В классе на стене развернут лист картона - будущее панно. На этом картоне постепенно в течение четверти «вырастал» город — во всей красе детского воображения. Кое-что изображалось прямо на панно, кое-что моделировалось отдельно и наклеивалось.

Все три Мастера активно поработали над ним, а все дети радостно, увлеченно им помогали. Какая радость для всей школы! Какой опыт коллективной работы и творчества для учеников! И — опыт понимания места и роли искусства в окружающей их жизни!

Подведение итогов игры. К концу четверти не только класс — коридоры школы были оформлены радостными творениями детских рук. Здесь и игра, и учеба, и труд, и творчество — все сразу. Сложное переплетение и индивидуальной, и групповой, и коллективной работы. Так незаметно для ребенка формируется чувство коллективизма. Не случайно итоговые (по четверти) коллективные панно становятся радостью и гордостью классных коллективов; праздником творчества. В некоторых городах этими работами заинтересовались театры и градостроители. По детским эскизам были поставлены кукольные представления. Проектировщики городских районов получали импульс от наивных детских поисков.

13

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Воспитатель должен так направлять игру, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения — на занятия. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей. Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определенную динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры и ход ее. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональный настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется. Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки не четки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует воспитатель и от детей: «Скажи коротко, но чтобы тебя все поняли». Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью. Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах. Если игра с элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, без ошибки решит задачу, кто больше назовет предметов и др., то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя. В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т. е. любую вещь, которая в конце отыгрывается. Разыгрывание фантов — интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра в разыгрывание фантов вызывает общее веселье, создает у ребят бодрое настроение. Игра не терпит принуждения, скуки. Основными целями, для достижения которых широко используется применение дидактических игр на практике в начальных классах, являются следующие: -интеллектуальное развитие младших школьников;

14

Художественно - дидактические игры можно разделить на несколько видов: игры -путевые или экскурсии, игры - соревнование или эстафеты, игры - загадки, игры - лото, композиционные игры. Игры - эстафеты являются своеобразными физкультурными паузами, поскольку в момент игрового действия дети активно двигаются. Во время игры царит дух состязательности.

15

Заключение

Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качество человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения.

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед школой одну из приоритетных задач - формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески. В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление готовности изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Творческая активность успешно развивает познавательные способности в овладении знаниями, воспитывает постоянное стремление к самообразованию, настойчивость в достижении цели, готовность к деятельностному постижению окружающей действительности.

В работах многих педагогов и психологов отмечается, что в существующей сегодня системе образования недостаточно уделяется внимание целому пласту человеческого опыта - творческой деятельности. Особенно негативно такая тенденция в образовании отражается на учащихся начальной школы. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности. В этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траекторий, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс нравственных ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Все это определяет успешность дальнейшего обучения, воспитания и социализации личности.

Публикации по теме:

Дидактические игры в ДОУДидактические игры в ДОУ Игра является ведущим видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. В работе ДОУ дидактические игры занимают важное место. Дидактическая.

Дидактические игрыДидактические игры Уважаемые коллеги, хочу представить на ваш суд дидактические пособия из бросового материала для детей. 17 февраля 2017 г в нашем детском.

Дидактические игры на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школеДидактические игры на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе Одна из задач изобразительной деятельности в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями коррекция и развитие мелкой моторики.

Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками»Дидактические игры «Плетение коврика», «Игры с прищепками» Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.

Дидактические игры по ПДД Автомобиль В коробке лежит разобранная модель автомобиля (пазлы). Дети по команде воспитателя начинают собирать его. Выигрывает ребенок.

Дидактические игры по ПДДДидактические игры по ПДД «Распредели знаки по группам» Цель: Закреплять имеющиеся у детей знания о дорожных знаках. Учить группировать их по группам. (предупреждающие.

Дидактические игры со шнуровкойДидактические игры со шнуровкой Дидактические игры со шнуровкой. Предлагаемые дидактические игры-тренажеры со шнуровкой для детей раннего возраста способствуют развитию.

Игры на уроках английского языка Игры на уроках английского языка. Игровой формат обучения является неотъемлемой частью урочной и внеурочной формой обучения и выполняет.

Дидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры в обучении основам математики. Игры по математике для детей среднего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна. Вашему вниманию тему выступление: «Дидактические игры в обучении.

Мои дидактические игрыМои дидактические игры Мои дидактические игры. «Какие цвета использованы» Цель: Учить детей различать 2 оттенка одного цвета; упражнять в употреблении слов, обозначающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры на уроках ИЗО
Опубликовано: 20 апреля 2022 в 10:18
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД