Александра Миронова
Дидактические игры на развитие словаря для разного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для младшей группы
Игра «Накроем стол к чаю»
Цель: ввести в словарь детей названия предметов посуды.
Задачи: активизация словаря, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.
Оборудование: Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайка.
Ход игры
Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?
Игра «Чудесная коробка»
Цель: Активизация словаря детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт).
Оборудование. Коробка, красиво оформленная, машины грузовая и легковая, самолёт, поезд, пароход, картинки с изображением транспортных средств, разрезные картинки с изображением указанного транспорта.
Ход игры
Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.
Ребенок складывает изображения транспорта из двух частей. Для дальнейшего закрепления знаний, предлагается отгадывание загадок о транспорте.
Игра «Из чего сделано?»
Цель: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход игры
Логопед бросает мяч ребенку и говорит: «Рукавички из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».
Игры для средней группы
Игра «Найди родственников»
Цель: развитие у детей представлений о родственных связных слов, овладение навыком подбора родственных слов, уточнение и активизация словарного запаса.
Материал: карточки с изображением нужных для игры предметов: чайник, листья, хлебница, снеговик, моряк, рыба, рыбак, море, снег, хлеб, лист, чай.
Ход игры
Разложите картинки. Предложите детям назвать картинки. Затем попросите для каждой картинки найти пару-картинку, которая называется родственным словом. Подберите пары слов по смыслу например:
Чай-чайник
Лист-листья
Хлеб-хлебница
Снег-снеговик
Море-моряк
Рыба-рыбак
Картинка поможет проверить выполнения задания. Для того чтобы установить родство слов, необходимо понимать их, уметь объяснять значения. Попросите детей составить предложения по картинкам. Можно придумать предложения по отдельным картинкам или используя пары родственных слов.
Игра «Словообразование»
Цель: развитие словарного запаса у детей;
Задачи:
Материал: предметные картинки своими руками.
Ход игры
Отгадай загадки. Найди и назови картинки-отгадки.
Объясни, из каких слов составлено каждое слово-отгадка.
Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица (самоЛЁТ)
Красивые колёсики
Там их обычно два.
Ещё на нём подножка есть.
Что это,детвора (самоКАТ)
Руки в боки,как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита,и чайник-
Сам заварит,сам нальет. (самоВАР)
Есть у нас в квартире робот,-
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту,
И гудит,как лайнер:"Туу-у"
С большой охотой пыль глотает,
Но не болеет,не чихает. (пылеСОС)
«Зачем нужны игрушки»
Цель: учить детей употреблять в речи глаголы, сочетать их с
существительными.
Игровой материал: игрушки.
Описание:
Воспитатель Дети
Машина - Ее можно катать, возить за веревочку,
перевозить на ней кубики, кукол. ;
Конструктор - Из него можно построить дом, ворота,
башню, мост, дорогу. ;
Мяч - Бросать, ловить, катать, отстукивать, подбрасывать,
передавать, играть в футбол. ;
Пирамидка - Собирать, разбирать;
Неваляшка - Наклонять, качать, слушать звон;
Кукла – Одевать, играть с ней, танцевать, укладывать спать,
кормить, возить в коляске, в саночках.
Игры для старшей группы
Игра «Бюро находок»
Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по темам: “Перелетные птицы”, “Зимующие птицы.
Материал: карточки с изображением воробья, соловья, вороны, журавля, снегиря и т. д.
Ход игры
Умная птица, извольте спуститься.
Вы потеряли перо.
На желтой аллее, где клены алеют
Ждет вас находка в “Бюро”.
Давайте заглянем в “Бюро находок” и посмотрим, чьи перья попали в бюро находок. Перо воробья - ….Чье перо попало в бюро? – (воробьиное перо). Перо соловья …. Чье перо? – (соловьиное). Перо вороны… чье перо? – (воронье). Перо журавля… чье перо?- журавлиное и т. д.
Игра «Веселый поваренок»
Цель: активизация и расширение словарного запаса детей по теме «Продукты питания».
Задачи: Закрепление навыка образования относительных прилагательных. Составление простого описания предмета.
Материал: мешочки с разной крупой (манка, гречка, пшено, рис).
Ход игры
Мама готовила завтрак. Она варила любимую кашу для своей доченьки (сыночка). Каша получилась очень вкусная.
“Мама каши наварила
Доченька послушала
И всю кашку. скушала!”
Отгадайте, из какой крупы мама сварила кашу? Какая получилась каша, если ее приготовили из манки, гречки, риса, пшена и т. д.
Игра «Я собрал в огороде…»
Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти
Оборудование: предметы или изображения по изучаемой лексической теме.
Ход игры
Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и придумывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы, предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т. д.
Игры для подготовительной группы
«Кто как передвигается?»
Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами. Логопед: Дети:
• Летают - птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.
• Плавают: рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.
• Ползают: змеи, гусеницы, черви.
• Прыгают: кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайц
«Третий лишний» («Четвертый лишний»)
Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.
Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например:
• Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон.
• Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима.
• Понедельник, вторник, лето, воскресенье.
• День, ночь, утро, весна.
Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.
«Кто кем был?»
Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
цыпленок — яйцом лошадь — жеребенком корова — теленком дуб — желудем рыба — икринкой яблоня — семечком лягушка — головастиком бабочка — гусеницей хлеб — мукой шкаф — доской велосипед — железом рубашка — тканью ботинки — кожей дом — кирпичом сильный — слабый.