Наталья Кузнецова
Дидактические игры на развитие сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Найди, о чем расскажу
Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.
Игровое действие. Угадывание посуды по описанию признаков.
Правило. Называть узнанные предметы посуды можно только по просьбе воспитателя.
Оборудование. Посуду раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.
Публикация «Дидактические игры на развитие сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму, их окраску, предназначение в быту. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.
Что изменилось?
Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.
Игровое действие. Поиск похожего предмета.
Правило. Показывать узнанное животное можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.
Оборудование. Одинаковые карточки с изображением животных (по 3—4) расставлены на двух столах.
Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь животное на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)
Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.
Где спряталась матрешка!
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.
Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.
Оборудование. На столе расставляют 4-5 геометрических фигуры.
Ход игры. Детям показывают маленькую матрешку которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одну из геометрическую фигуру. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? - спрашивает воспитатель. Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку, описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность, цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.
Громко—тихо
Дидактическая задача. Учить детей менять силу голоса : говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки, карточка разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.
Ход: Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая- тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки.
Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.
«Кто в домике живет?»
Дидактическая задача. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.
Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко. Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла (ответы детей). Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал? Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.
«Кто как кричит?»
Дидактическая задача. Развивать речевое внимание детей.
Ход: У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?
«Позови свою маму»
Дидактическая задача. Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.
Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель : «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку. Также спросить про: щенка, котёнка, жеребёнка, поросенка ит. п.
Такая же работа проводится со всеми детьми.
«Идут животные»
Дидактическая задача. Развивать речевое внимание детей.
Ход: Воспитатель делит детей на четыре группы – это слоны, медведи, поросята и ежи.
Воспитатель : Идут слоны, они топают ногами очень громко (дети громко произносят звукосочетание «топ-топ-топ», повторяют его 3-4 раза). Идут медведи, они топают потише (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза немного потише). Идут поросята, они топают еще тише. Идут ежики, они топают очень тихо. Пошли слоны (дети идут по группе, топают и громко произносят звукосочетание). Такая же работа проводится с другими животными. Затем дети меняются ролями по своему выбору, и игра повторяется.
«Что за зверь»
Дидактическая задача. Систематизировать полученные знания о животных и птицах, сформировать умение складывать картинки из частей.
Оборудование: Картинки животных и птиц (заяц, волк, медведь лиса; воробей, ворона, снегирь, картинки разрезанные на две части.
Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть картинки лесных животных и птиц, и назвать их, как они разговаривают. И педагог говорит- что птиц и животных злой волшебник разделил на пополам и теперь они не знают как найти свою вторую половину. Давайте им поможем. Дети складывают картинки из частей.
«Кто скорее соберёт»
Дидактическая задача. Учить детей правильно собирать пирамидку, отбирая сначала большие кольца, затем все меньше и меньше; упражнять в назывании величины кольца (большое, поменьше, еще меньше, самое маленькое).
Игровое правило. Кольца нанизывать после сигнала воспитателя. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее соберет пирамидку.
Игровые действия. Нанизывание колец, соревнование; победитель отмечается призом (фишкой, флажком и др.).
Ход игры. Играют с небольшой группой детей. Воспитатель, посадив детей за стол, всем раздает по пирамидке. Рассматривая свою пирамидку, привлекает к ней внимание детей :
Посмотрите, дети, какое кольцо внизу: большое или маленькое?
Большое.
А вот это какое? (Показывает на кольцо под ним.)
Это поменьше.
А наверху какое кольцо?
Самое маленькое.
Если дети самостоятельно не могут ответить, воспитатель напоминает им об этом:
Запомните, что внизу находится самое большое кольцо. А наверху какое?
Самое маленькое.
Правильно. А теперь послушайте, как мы будем играть с пирамидками. Разберем сначала пирамидку. (Снимает кольца, кладет их на стол.) И вы так же сделайте. А потом, когда я стукну колечком по столу, вы начнете быстро собирать пирамидку. Надо собрать ее правильно. Кто скорее соберет, тот и выигрывает. Он получит флажок.
Малыши разбирают свои пирамидки, воспитатель дает сигнал, и дети начинают собирать их. Не сразу удается всем правильно собрать пирамидку, воспитатель напоминает, что нужно каждый раз выбирать самую большую: Надел колечко, ищи самое большое, надел еще, опять найди самое большое колечко. Вот и последнее, самое маленькое надел. Пирамидка собрана правильно и быстро.
Игру можно проводить несколько раз, так как действие с кольцами вызывает у ребят интерес. А здесь еще надо и поторопиться.
Воспитатель подводит итог игры :
Все вы хорошо и быстро собираете пирамидки. Но Витя у нас два раза был победителем. Давайте ему скажем: «Молодец!» - и похлопаем.
«Когда это бывает?»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.
Игровые правила. Рассказывает о своей картинке и отгадывает ее тот, на кого укажет стрелка. Картинку не показывают, пока ее не отгадают.
Игровые действия. Загадывание и отгадывание картинок. Вращение стрелки.
Ход игры. Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времен года, для каждого времени года 2-3 картинки. Например, может быть изображен зимний пейзаж, зимние забавы, труд детей зимой : расчищают дорожки, кормят птиц. Воспитатель разъясняет правила игры :
Дети, мы сегодня будем играть так: посмотрите, у меня в руках много картинок. Я их вам пока не покажу, и вы их не показывайте друг другу, когда я вам их раздам. Мы будем отгадывать, что нарисовано на картинке. Послушайте, какие правила в этой игре. Видите, на столе лежит стрелка. Тот, на кого она укажет, расскажет нам, что нарисовано на его картинке, а потом стрелка укажет на того, кто должен отгадать. Поэтому будьте все внимательны, не ошибитесь!
Воспитатель раздает всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого указала стрелка, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о ее содержании.
А сейчас стрелка нам укажет на того, кто отгадает, о каком времени года рассказал нам Саша. (Называется имя вызванного ребенка.)
После ответа первый играющий показывает свою картинку, дети убеждаются в том, что ответ был правильным (или наоборот). Игра продолжается, пока дети не расскажут обо всех картинках.
Эту игру можно проводить после того, как у ребят накопятся знания о характерных признаках времен года, о труде и забавах детей.
Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.
«Кукла Катя проснулась»
Дидактическая задача. Закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей; воспитывать заботливое отношение к кукле - партнеру по игре.
Игровые правила. Отобрать нужную одежду (по величине куклы) и положить рядом с большой куклой большие предметы одежды, рядом с маленькой - маленькие. Называть одежду в той последовательности, в какой будут надевать ее на куклу.
Игровые действия. Поиск одежды, одевание, застегивание, завязывание.
Ход игры. Воспитатель заранее, до начала игры, складывает на полочку шкафа одежду для маленькой и большой кукол так, чтобы несколько детей могли подойти и взять ее, а остальные наблюдать за их действиями.
На двух кроватках (большой и поменьше) лежат две куклы - Таня и Катя. Здесь есть все постельные принадлежности: матрац, простыня, подушка, одеяло с пододеяльником. (Игра проводятся в игровом уголке в часы занятий.) Посадить детей полукругом на стулья так, чтобы все видели спящих кукол, все предметы одежды для них и могли свободно выходить по приглашению к воспитателю. Педагог объясняет правила игры :
Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. А кто спит на этой? Правильно. Это Таня.
Воспитатель, обращаясь к большой кукле, говорит:
Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Дети, она говорит, что хочет встать, но сначала надо разыскать ее одежду. Что нужно для того, чтобы одеть Катю?
Платье, майку, трусики, колготки, туфли,- хором отвечают дети.
Правильно, ребята. Посмотрите внимательно на полочку. Вы видите одежду? (Дети убеждаются, что в шкафу лежит одежда для кукол.)
Я увидела платье Кати.
Иди, Саша, покажи ребятам, что ты увидела. Принеси нам, а мы посмотрим.
Саша приносит платье. Воспитатель прикладывает платье кукле Кате.
Дети, посмотрите, годится Кате платье? ( Дети улыбаются: платье явно мало.) Нет, оно мало. Значит, платье не для Кати. Для кого же оно? Наверное, оно для куклы Тани. Она тоже еще спит. Саша, отнеси это платье и положи на стул возле Тани. Поищи другое платье. (Саша находит платье побольше, примеряет его кукле. Все видят, что оно подходит и просят одеть Катю.) Платье кукле сразу наденем или сначала наденем другие вещи? - задает вопрос воспитатель, привлекая их внимание к белью куклы,
Надо сначала трусики и майку надеть,- отвечают дети.
Значит, их надо найти. Вера! Найди трусики и майку для куклы Кати. Только не ошибись!
Вера подходит к шкафу, выбирает одежду: маленькую майку откладывает в сторону, берет большую майку и приносит воспитателю.
Таким образом находят и другие вещи. Приглашая детей к себе, воспитатель просит одного надеть на куклу трусы, другого - майку, третьего - платье, четвертого - застегнуть пуговицы, завязать пояс. При этом дети проявляют как наблюдательность, внимание, так и двигательную активность. Таким же образом можно одеть и другую куклу. Одетых кукол дети берут для игры на прогулку. Важно, чтобы процесс одевания не был оторванным от дальнейшей их деятельности. Одев кукол, воспитатель говорит :
Вот и Таня, и Катя одеты. Они готовы делать гимнастику, затем завтракать.
Так педагог как бы намечает перспективу дальнейшей самостоятельной игры детей с куклами.
«Домино»
Дидактическая задача. Закрепить знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъемный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые детям машины.
Игровое правило. Класть карточки по очереди, рядом с одинаковой картинкой. Выигрывает тот, кто первым положит все карточки.
Игровое действие. Если нет парной картинки у играющего, он пропускает ход и ждет, когда на каком-либо конце появится парная картинка. При повторении игры карточки раздаются заново.
Ход игры. Начинается игра короткой беседой воспитателя о машинах. Педагог выясняет знания ребят о том, как эти машины помогают людям работать. Дети рассматривают картинки. Затем воспитатель обращает внимание на то, что на карточке изображены две машины, разделенные вертикальной полоской (как в игре «Домино») :
Я сейчас раздам вам карточки (по 4-6, и мы поиграем в игру «Домино». Вот я положила свою карточку. Какие машины здесь нарисованы? Правильно. Трактор и подъемный кран. У кого на картинке есть трактор, тот положит рядом с моим. (Показывает, как надо положить.) А у кого есть подъемный кран, куда он положит свою карточку? («С другой стороны».) Правильно. А теперь какие картинки лежат у нас по краям? («Комбайн и легковая машина «Волга».) У кого есть такие картинки? Положите их в один ряд.
Дети находят одинаковые картинки и кладут их на концы образовавшегося ряда. Так игра продолжается до тех пор, пока у ребят картинок не останется. В заключение они могут поиграть так - потихоньку двигать весь ряд по столу и говорить при этом: «Поехали, поехали все наши машины». Затем все картинки складывают в коробку, перемешивают и раздают снова. Игра продолжается. Воспитатель говорит :
А теперь, дети, послушайте, какие правила еще надо выполнять в игре. Свои карточки класть по очереди: начнет Вова, потом будет класть свою карточку Юля, а за ней - Сережа. Запомнили? Если у вас не будет в руках нужной, парной картинки, тогда вы пропустите ход, скажете: «У меня нет такой картинки». И будете ждать, когда на конце ряда появится ваша парная картинка. Выигрывает тот, кто первым положит все свои карточки. Будьте внимательны!
Содержание картинок для этой игры в следующий раз может быть иным: цветы, ягоды, игрушки, транспорт, животные, орудия труда и др. Усложнением в игре является увеличение числа картинок.
«Найди каждому снеговику ёлочку»
Дидактическая задача : учить сравнивать предметы, подбирать и упорядочивать их по размеру, понимать слова «большой», «маленький».
Ход игры : Воспитатель (показывает детям фигурки ёлки, спрашивает). Что у меня в руке? (ёлка.) Воспитатель (выставляет фигурки большой и меленькой ёлочки и комментирует) Поставим большую и маленькую ёлку. Это какая ёлка? (Показывает на большую.) (Большая.) Это какая? (Показывает на маленькую.) (Маленькая.) Воспитатель (берёт в руки фигурки снеговика) Это снеговик. Чу меня в руке? (Снеговик.) Из чего делают снеговика? (Из снега.) Зимой делают дети снеговика из снега. Кто делает снеговика? (Дети.) воспитатель выставляет большого и маленького снеговика) Этот большой. (Показывает) А этот маленький снеговик. (Показывает.) Покажите большую ёлочку. Воспитатель (Просить детей поставить к большой ёлочке большого снеговика, а к маленькой ёлочке маленького снеговика).
После чего детям раздаётся индивидуальный материал (большая и маленькая ёлка, большой и маленький снеговик). Детям предлагается самостоятельно разложить большого снеговика к большой ёлочке, а маленького снеговика к маленькой ёлочке.
«Заинька»
Дидактическая задача. Продолжать учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями, воспитывать у детей доброжелательность.
Игровое правило. Заинька может выбежать из круга только после того, как попляшет.
Игровые действия. Зайчик выбирается считалочкой. Имитация движений.
Ход игры. Дети вместе с воспитателем становятся в круг. После того как считалочкой выбрали зайчика и он вошел в круг, дети ходят по кругу и приговаривают: Слова Движения
Заинька, по сеничкам
Гуляй, погуливай!
Серенький, по новеньким
Зайчик ходит в кругу как хочет.
Погуливай, гуляй!
Некуда заиньке выскочити,
Некуда серому выпрыгнути.
Заинька, поскачешь -выскочешь,
Серенький, попляшешь -выпустят.
Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза.
Использованная литература
1. Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. / – М. : Просвещение, 1992. – 96 с.
2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. / -Москва: Просвещение 1991.-139
3. Дрязгуновой, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. /- М. : Просвещения, 1981. – 8о с.
4. Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников : Методическое пособие / А. В. Калиниченко, Ю. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2004. - 112 с.
5. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду/. М. ,-1982
6. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. / Минск, 1976