Марина Жаркова
Дидактические игры для развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры на развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста с ОВЗ
«Найди пару» - формировать умение находить парные картинки (одинакового изображения, различные по величине, по стилю изображения).
Публикация «Дидактические игры для развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Игровой материал: карточки с изображениями группы предметов (количество изображений зависит от степени сложности, один из которых изображён дважды; карточки на шесть ячеек, в которых попарно изображены предметы, отличаемые размером; карточки на шесть ячеек, в которых находятся парные картинки, отличающиеся типом изображения.
Ход игры.
Вариант 1. Предложить найти два одинаковых предмета (по содержанию и по размеру).
Вариант 2. Предложить найти парные картинки, опираясь только на содержание изображения, так как размеры картинок могут быть разные.
Вариант 3. Предложить найти парные картинка. Обратить внимание на то, что картинки могут быть разных размеров, изображены в разных стилях, но при этом они имеют одно содержание.
«Что пропало?» - формировать умение запоминать предметы, их расположение и определять (припоминать) пропавший предмет.
Игровой материал: карточки с изображением набора предметов (количество элементов возрастает в зависимости от усложнения задания) : каждый вариант расположен на двух карточках: на первой – полный комплект предметов, на второй – без одного (пропавшего) предмета.
Ход игры.
Показать ребёнку первую карточку и попросить запомнить все изображённые на ней предметы. Затем показать вторую карточку и спросить: «Что пропало?» Для проверки правильности ответа показывается первая карточка. В случае ошибочной версии анализируется ошибка.
«Найди одинаковые предметы» - формировать умение вычленять заданный объект среди других элементов.
Игровой материал: карточки с расположенными в ряд изображениями многократно повторяющихся различных элементов; набор фишек или маркеров на водной основе.
Ход игры.
Предложить закрыть фишками (или зачеркнуть маркером) все, например, мячики (птички, машинки, треугольники, признаки времени года и др.). В случае пропусков элементов попросить ребёнка повторно внимательно просмотреть все изображения на карте. Количество элементов, рядов и повторений увеличивается с возрастом и степенью развития навыка.
Развитие восприятия
«Собери мячики» - формировать умение осуществлять выбор цвета по образцу.
Игровой материал: карточки с изображениями полосатого коврика, у которого полоски красного, синего, жёлтого и зелёного цветов; набор плоскостных фигурок в виде мячиков красного, синего, жёлтого и зелёного цветов.
Ход игры.
Перед ребёнком положить разноцветные плоскостные фигурки пуговиц. Предложить навести порядок: разложить мячики на свои места – цветные полоски. Пояснить, что полоски и мячики должны быть одного цвета.
«Цветные домики» - формировать умения определять предмет по контуру, соотносить плоскостную фигуру по цвету и контуру; закреплять знание цветов, названий геометрических фигур.
Игровой материал: карточки с изображением домиков красного, синего, жёлтого и зелёного цветов с окошками в виде контуров геометрических фигур (12 разных изображений); набор карточек в виде плоскостных геометрических фигур в соответствии с изображениями на картах красного, синего, жёлтого и зелёного цветов.
Ход игры.
Перед ребёнком карточки в виде плоскостных геометрических фигур. Предложить самостоятельно выбрать геометрические фигуры в соответствии с контурными изображениями окон домиков.
«Подбери по размеру» - формировать умения различать и соотносить предметы по величине; закреплять понятия «большой», «поменьше», «маленький».
Игровой материал: карточки с изображениями 3-х кукол (возможны другие варианты) разной величины; набор предметных картинок с изображениями мячиков, ведёрок и пирамидок (возможны другие варианты) разной величины.
Ход игры.
Предложить ребёнку найти куклам игрушки по размеру. В случае затруднения взрослый вместе с ребёнком анализирует и сравнивает размеры (возможно применение метода примеривания для сравнения величин).
«Узнай игрушку» - формировать умение воспринимать и узнавать предмет в различном изображении («зашумленное» изображение, изображение в ином художественном исполнении).
Игровой материал: карточки с изображениями различных предметов в трёх вариантах исполнения (два изображения в различных художественных стилях и одно зашумленное изображение).
Ход игры.
Показать ребёнку карточку с изображением предмета и попросить назвать предмет. Предложить найти другие карточки с изображением этого же предмета.
Развитие мышления
«Подбери по цвету» - формировать умение воспроизводить в памяти образ предмета, его цвет (картинки выполнены в чёрно-белом изображении) и определять соответствующее цветное поле.
Игровой материал: набор предметных картинок, выполненных в чёрно-белом варианте; карточки разных цветов.
Ход игры.
Перед ребёнком расположены в ряд карточки разных цветов. Предложить ребёнку набор чёрно-белых предметных картинок и попросить их разложить на цветные карточки в соответствии с реальным цветом предмета на картинке. В случае, если ребёнок затрудняется, показать образец действия с картинкой и объяснить, что необходимо вспомнить заданный предмет, определить его цвет и соотнести с цветом карточки.
«Что к чему подходит» - формировать умение определять место предметной картинки в ряду предметов, объединяя их общим содержанием (принадлежностью к одной тематике).
Игровой материал: карточки, состоящие из четырёх ячеек, три из которых заполнены предметными картинками, изображения на которых определяются одним обобщённым понятием (например, «обувь»); набор предметных картинок, каждая из которых соответствует одному из понятий, заданных на карточках.
Ход игры.
Перед ребёнком расположены в ряд все игральные карточки. Предложить набор предметных картинок и попросить разложить их, опираясь на понятие: «Что к чему подходит». В случае, если ребёнок затрудняется, взрослый учит рассуждать: что изображено на картинке, к какому обобщающему понятию относится данный объект, и находит ряд предметов, которые также относятся к данному обобщённому понятию.
«Добавь элемент» - формировать умение определять недостающий элемент в ряде заданных элементов.
Игровой материал: карточки с изображениями заданного ряда элементов; карточки с вариантами заданного ряда с недостающим элементом (содержание предметных картинок может быть на различные темы, а также в виде геометрических фигур, их контуров и др.); наборы картинок с изображениями, соответствующими изображениям на игральных картах.
Ход игры.
Перед ребёнком расположена игровая карточка с изображением ряда элементов. Предложить проанализировать заданный ряд элементов. Далее показать карточку с недостающим элементом, предложить сравнить начальный ряд и ряд с недостающим элементом, определить недостающий элемент и найти его в наборе картинок.
«Продолжи ряд» - формировать умение чередовать элементы в соответствии с образцом, ориентируясь на цвет шарика, геометрическую фигуру, изображение.
Игровой материал: карточки с изображением нитки с несколькими бусинами, расположенными в заданном порядке чередования по цвету; набор плоскостных фигурок в виде бусин разных цветов; карточки с изображениями заданного ряда чередования различных предметов; набор плоскостных фигурок в виде изображений на игральных картах (игрушек, геометрических фигур разных цветов).
Ход игры.
Вариант 1. Перед ребёнком карточка с изображением нитки с несколькими бусинами, расположенными в заданном порядке чередования по цвету, и набор плоскостных фигурок в виде бусин разных цветов. Предложить ребёнку самостоятельно собрать «бусы» в заданном порядке.
Вариант 2. Перед ребёнком карточки с изображениями заданного ряда чередования различных предметов и набор плоскостных фигурок в виде этих изображений. Предложить продолжить заданный ряд.