светлана мельникова
Дидактические игры на адаптацию у дошкольников старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. “Радио”
Дидактическая задача. Воспитывать умение быть наблюдательным,
активизировать речь детей.
Игровые правила. Рассказывать о наиболее характерных особенностях в
поведении, внешности детей своей группы. Кто из дикторов так неполнo
описал, что дети не узнали, о ком идёт речь, платит фант, который
выкупается в конце игры.
Игровые действия. На роль диктора выбирают ребёнка считалочкой.
Разыгрывание фантов. Отгадывание по описанию товарищей.
2. “Узнай по голосу”
Публикация «Дидактические игры на адаптацию у дошкольников старшего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Дидактические игры
- Игры в период адаптации
- Старшая группа
- Темочки
Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, память.
Побуждать к общению со сверстниками, желанию больше узнать друг о
друге. Воспитывать культуру общения.
Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель сидит перед ними,
подзывает к себе ребёнка и ставит его спиной к детям. Затем жестом
подаёт знак кoму-нибудь из детей позвать ребёнка, стоящего к ним спиной
по имени. Тот ребёнок, которого позвали, должен по голосу узнать, кто
его позвал. Если с задачей справился, то меняется местами с “зовущим”. В
том случае, если не узнал, кто его позвал, “зовущий” зовёт ещё раз,
используя “ласковый” вариант имени. В случае второй неудачи, ребёнок
платит фант, который в конце игры выкупается.
3. “О ком говорю”
Дидактическая задача. Активизировать процессы мышления,
припоминания, внимания, речь детей; воспитывать желание быть
наблюдательным и внимательным к окружающим людям.
Ход игры. Воспитатель описывает внешние особенности кого-нибудь из
детей, особенности поведения. Кто быстрее всех догадался о ком идёт
речь, описывает следующего ребёнка и т. д.
4. Игра-драматизация “Волшебные слова”
Дидактическая задача. Учить детей формам общения при встрече с
разными людьми, правилам употребления вежливых слов для
установления быстрого контакта с окружающими. Продолжать знакомить
с новыми правилами этикета.
Ход игры. Дети играют в паре. Один из играющих здоровается с
партнёром, извиняется за какое-либо недоразумение, провинность,
обращается с просьбой и т. п. Его партнёр в вежливой форме продолжает
диалог. Участники диалога используют разные проблемные ситуации,
эмоционально окрашивая их мимикой, жестами, интонацией. Пары
меняются “ситуациями”. В конце игры дети называют участников игры,
которые лучше других справились с задачей.
5. “Цветы и пчёлки”
Дидактическая задача. Учить детей выразительным движениям,
соответствующим представлению о женском и мужском поле.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям распределиться на две команды
- девочек и мальчиков. Педагог договаривается с ними о том, что девочки
будут изображать пчёлок, а мальчики - цветы.
Дети разбегаются по группе. По сигналу воспитателя они начинают
выполнять заранее распределённые роли. Девочки изображают пчё лок:
передвигаются грациозно, машут крылышками, изящно качают головами,
подражая жужжанию пчелы: “в-зз-з-з”. Мальчики изображают цветы:
встают на одно колено, расправляют руки, как лепестки.
По сигналу воспитателя дети меняются ролями. Мальчики становятся
шмелями: машут руками, словно крыльями, притоптывая ногами, жужжат,
словно большие шмели: “ж-ж-ж. ”, а девочки изображают красивые
цветы.
6. “Кто ты?”
Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, быстроту
реакции на слово.
Игровое правило. Вставать надо только после того, как названа роль.
Игровые действия. Играющие встают, кивают головой, как только
названа его роль.
Ход игры. Воспитатель придумывает рассказ. Каждый играющий
получает в этом рассказе роль. Если рассказывается, например, о поездке
семьи, то роли могут быть такими: мать, отец, мальчик, дедушка, бабушка,
поезд, чемодан, билет и т. д.
Как только роль в рассказе названа, ребёнок встаёт, кивает головой и
садится. Если он забудет встать вовремя, то должен встать за стулом и
внимательно слушать, когда его роль будет названа ещё раз. Услышав,
ребёнок должен кивнуть, потом он может сесть.
В начале нужно рассказывать медленно, в определённых местах делать
небольшие паузы. Игру можно усложнить, если рассказывать быстрее и
одну и ту же роль называть чаще. В этом случае ребёнок должен быть
особенно внимательным.
7. “И я” (Народная игра)
Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, выдержку,
чувство юмора.
Игровое правило. Можно добавлять предложения в рассказе воспитателя
только двумя словами: “и я”. (Быть внимательным.)
Игровое действие. Разыгрывание фантов.
Ход игры. Воспитатель объясняет детям правила игры :
- Я буду рассказывать вам какую-нибудь историю. Когда я остановлюсь во
время рассказа, вы скажете слова “и я”, если эти слова подходят по
смыслу, произносить их не надо (кто произнесёт, тот заплатит фант).
Воспитатель начинает: “Иду я однажды к реке. ” Дети: “И я”.
- Рву цветы, ягоды.
- И я.
- Вдруг налетел коршун.
(Дети молчат.)
Цыплята и наседка испугались.
(Дети молчат.)
И убежали.
- И я.
Если кто-нибудь не вовремя произнесёт слова “и я”, это вызовет смех у
детей, а ребёнок, поспешивший с ответом, заплатит фант.
Когда ребята поймут правила игры, они сами будут придумывать короткие
рассказы и выполнять роль ведущего.