Надежда Сергеевна Кудрявцева
Дидактические игры как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Проблема развития связной речи значима и актуальна. В настоящее время, от сформированности развития связной речи, зависит полнота познания окружающего мира, успешность обучения, развитие личности ребенка в целом.
Л. С. Выготский, Т. В. Ахутина, Ф. А. Сохин говорили так: «Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень умственного и речевого развития ребенка». Развитие связной речи у детей дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить детей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.
Публикация «Дидактические игры как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В соответствии с ФГОС ДО, формирование правильной речи является одной из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем, требующих незамедлительного решения, ведь любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, поэтому и всесторонне развивать его стоит через игру. Существует множество игр, направленных на разные стороны развития ребенка. В своей работе я использую дидактические игры, как средства развития связной речи детей дошкольного возраста.
В научных исследованиях доказано, что дидактические игры являются эффективным средством развития связной речи. Ведь они содержат в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Дидактические игры способствуют получению новых знаний, развитию памяти, внимания, связной речи.
Дидактические игры реализует одновременно две цели: обучающую - которую преследует педагог и игровую - ради которой действует ребенок
Значение игры в воспитании детей велико, так, как только игровая деятельность может привлечь ребенка, а значит научить.
Дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, пазлы.
В процессе настольно печатной игры воспитывается внимание детей, развивается память, связная речь. Игру можно проводить с группой детей и индивидуально.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, что помогает углублять знания о них. Правильно организованные и систематически проводимые словесные игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.
Организуя дидактическую игру необходимо помнить о том, с какой целью она проводится и учитывать уровень речевого развития каждого ребенка, чтобы игра была своеобразной ситуацией успеха каждого малыша. Так же игра должна заинтересовать всех детей, чтобы у них был азарт выполнять поставленные задачи, совместно достигать цели, отвечать на вопросы, угадывать слова и буквы, находить нужные карточки и собирать пазлы правильно.
Дети должны четко понимать, что от них требуется. Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. При необходимости вносить коррективы. Взрослый должен показывать свою заинтересованность, быть вовлеченным в игровой процесс.
Дидактические игры универсальны и их разнообразие, и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желаний работать с детьми весело и интересно. Процесс развития связной речи детей посредством дидактических игр всегда будет актуален, так как дидактические игры направленные на развитие речи детей помогают дошкольнику незаметно для себя усваивать процессы коммуникативного общения.