Наталья Богинская
Дидактические игры как средство развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. Этот процесс не происходит сам собой, он развивается при активном воздействии на ребенка окружающих взрослых – обучении.
Игра для ребёнка- это серьёзное занятие. «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – говорил К. Д. Ушинский.
Публикация «Дидактические игры как средство развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах
Дидактическая игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Многому можно научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. Поэтому именно с помощью «дидактической игры» я и решила развивать речь детей раннего возраста. Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Каждое утро занимаюсь с детьми разнообразными дидактическими играми : игры с дидактическими игрушками, настольно-печатными играми, «лото», «конструктор», различными мозаиками, рассматриваем вместе с детьми красочные альбомы по лексическим темам.
В вечернее время дети с удовольствием разбирают и собирают матрёшки, играют в игры – шнуровки, украшают коврик – застегивая и расстегивая пуговицы, учатся нанизывать бусинки на верёвочку. При этом развивается мелкая моторика рук, которая имеет большое значение для развития речи.
Каждый день провожу индивидуальную работу с детьми по развитию речи. Разучиваем потешки, провожу дыхательную, артикуляционную гимнастику, пальчиковые игры, читаем стихи, вместе рассказываем и показываем сказки с помощью пальчикового театра («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»)
В работе с детьми раннего возраста считаю эффективным сочетание наглядности со словом. Яркие предметы и картинки вызывают у малыша желание рассмотреть их.
Обогащают словарь детей дидактические игры «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл?», «Кто что делает?», «Угадай персонажей сказки», «Назови животных скажи, кто как кричит» и т. д.
Ребёнок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. В связи с этим, провожу с родителями беседы, консультации о пользе дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста. Знакомлю родителей с дидактическими играми для обогащения и активизации словаря детей раннего возраста, и рекомендую эти игры для занятий дома.
Дидактическая игра служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря детей раннего возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт тот положительный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные особенности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его значений и представлений, что необходимо для дальнейшей, эффективной работы воспитателя с данным ребёнком.