Елена Александрова
Дидактические игры и упражнения по словообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и упражнения по словообразованию
Содержание:
Старшая группа
1.«Закончи предложение»
2.«Добавь слова»
3.«Распутай слова»
4.«Солнечные лучи»
5. Дидактическое упражнение «Ответь на вопросы»
6.«Фантастический зверь»
7. Дидактические игры по обучению детей составлять предложения с однородными членами.
8.«Закончи предложение»
9.«Составь описание»
Публикация «Дидактические игры и упражнения по словообразованию» размещена в разделах
1.«Закончи предложение»
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.
Материал: текст стихотворения.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился …грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для…грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал…грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький…грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый…грибник.
Как ему не веселиться, если здесь в земле…грибница!
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и…грибище!
2.«Добавь слова»
Цель: научить составлять распространенные предложения.
Ход игры : «Сейчас я скажу предложение. Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое). Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.
3.«Распутай слова»
Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.
Ход игры : Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?
Предложения для игры :
1. Дымок, ид т, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, м д.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
4.«Солнечные лучи»
Цель: учить строить простое полное предложение.
Материал: полоски бумаги разной длины, эмблемы солнышка, бумажные солнечные лучи.
Ход игры : Дети разделитесь на две команды. Каждая команда по очереди будет составлять фразы о весне. За каждое правильное предложение получите «солнечный лучик» для эмблемы солнышка.
Победит та команда, которая соберет больше «лучиков», у которой весеннее солнышко окажется «ярче».
Вариант 1. Игровые действия: выбрать полоски бумаги разной длины в зависимости от длины слова, запомнить слова, изменять порядок слов, правильно изменять форму слов, правильно строить предложения.
- Деревья, на, почки, появляются.
- Тают, сосульки, солнце, от.
- Лес, подснежник, в, расцвели.
- Трава, земля, расти, на.
- Капель, крыша, капать, с.
- Ручей, плыть, кораблик, по.
- Дерево, скворечник, повесили, на.
Вариант 2. Игровые действия: самостоятельно придумывать полные предложения с заданным словом, выкладывать их с помощью полосок бумаги разной длины, озвучивать составленное командой предложение.
- Весной дети….
- Весной птицы….
- Весной люди….
- Весной в лесу….
. - До весны….
. - После весны….
5. Дидактическое упражнение «Ответь на вопросы»
Почему птицы осенью улетают на юг?
Когда можно переходить улицу?
Для чего нужен пылесос?
Вопросы «Почему?», «Когда?», «Зачем?», «Для чего?» развивают у ребёнка умение устанавливать причинно-следственные, временные, целевые связи и отношения.
6.«Фантастический зверь»
Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.
Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных ( например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).
Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.
Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».
7. Дидактические игры по обучению детей составлять предложения с однородными членами.
Из двух предложений составить одно (по образцу) :
(составление предложений с однородными членами)
По нашей улице ходят троллейбусы. По нашей улице ходят трамваи.
По нашей улице ходят троллейбусы и трамваи.
Дети любят петь. Дети любят рисовать.
Дети любят петь и рисовать.
В этом лесу водятся волки. В этом лесу водятся медведи.
В этом лесу водятся волки и медведи.
Сегодня пасмурный день. Сегодня дождливый день.
Сегодня пасмурный и дождливый день.
Лисица – хитрое животное. Лисица – ловкое животное.
Лисица – хитрое и ловкое животное.
8.«Закончи предложение»
Цель: учить детей употреблять сложноподчинённые предложения.
· Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу)
· Брат насыпал сахар. куда? (в сахарницу)
· Бабушка сделала вкусный салат и положила его. куда? (в салатницу)
· Папа принёс конфеты и положил их. куда? (в конфетницу)
· Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела)
· Мы включили обогреватели, потому что. (стало холодно)
· Я не хочу спать, потому что. (ещё рано)
· Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода)
· Мама пошла на рынок, чтобы. (купить продукты)
· Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись от собаки)
9.«Составь описание»
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
- Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный - это мой любимый. помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт. гранат»).