Оксана Левина
Дидактические игры и упражнения по предматематическому развитию детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое упражнение «Забавные котята»
Цель: упражнять в порядковом счете в пределах 10; развивать внимание, глазомер.
Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски); рисунок с изображением котенка или его условное изображение.
Публикация «Дидактические игры и упражнения по предматематическому развитию детей 4–5 лет» размещена в разделах
Вариант 1. Игровые действия: педагог предлагает составить «лесенку». Затем сообщает, что к ним в группу прибежали котята, которые решили посчитать, сколько ступенек на лесенке, но все перепутали и просят помощи. Затем педагог ставит на любую «ступеньку» «котенка» и спрашивает: «На какой по счету ступеньке находится котенок?». (Для каждого ребенка местонахождение «котенка» меняется.) Педагог предлагает взять «котенка» и «пройтись» с ним по всем «ступенькам» по порядку (считая вслух, чтобы «котенок» больше ничего не путал.
Вариант 2. Игровые действия: педагог предоставляет ребятам свободу действий: они самостоятельно могут поставить «котенка» на разные ступеньки (четвертую, седьмую и т. д.) и «прогуляться» по «ступенькам» вверх, считая их вслух по порядку (вниз; от четвертой до восьмой; от девятой до пятой и т. д.).
Игровое упражнение «Веселые лягушата»
Цель: упражнять в счете через один в прямом и обратном порядке; развивать внимание.
Материал: набор палочек Кюизенера (цветные I полоски).
Вариант 1. Игровые действия: педагог предлагает детям составить «лесенку» из 10 палочек и сообщает, что им придется прыгать по ступенькам, словно лягушата, т. е. «перепрыгивать» через одну «ступеньку». Дети упражняются в счете через одну «ступеньку» и в прямом и обратном порядке.
Вариант 2. Игровые действия: если дети справляются с данным заданием без труда, педагог предлагает «попрыгать» через две «ступеньки», упражняясь в счете через два в прямом и обратном порядке.
Игра «Чья команда быстрее построится?»
Цель: закрепить знание цифр, умение последовательно строить числовой ряд, соотносить цифру с количеством; развивать внимание, быстроту реакции. Материал: два набора цифр; числовые карточки; бубен.
Вариант 1. Игровые действия: дети делятся на две команды, на двух столах (для каждой команды) лежат перевернутые изображением вниз карточки с цифрами. Воспитатель стучит в бубен, дети бегают вокруг него. По сигналу они берут цифры со своих столов и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрами. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнила задание.
Вариант 2. Игровые действия: на одном столе лежат карточки с цифрами, на втором — карточки с кружочками, в каждой команде на одного человека больше, чем карточек. По сигналу дети берут карточки и строятся по порядку в соответствии с цифрами. Тот, кто остался без карточки — ведущий. Он проверяет правильность выполнения задания.
Вариант 3. Игровые действия: по сигналу дети берут карточки, но теперь они должны стать парами: цифра у одного ребенка должна соответствовать количеству кругов у другого.
Игра «У кого больше»
Цель: закрепить умение находить большее число; развивать внимание. Материал: два набора карточек с цифрами.
Игровые действия: дети играют в парах, у каждого — набор карточек с цифрами. Участники игры переворачивают и кладут на стол по одной карточке; у кого цифра на карточке больше, тот забирает карточку второго игрока. Если цифры одинаковые, дети кладут их назад в стопку. Выигрывает тот, у кого окажется больше карточек.
Игровое упражнение «Назови число»
Цель: закреплять умение называть следующее и предыдущее число («соседей» числа); развивать внимание.
Материал: карточки с цифрами, расставленные по порядку; фишки.
Игровые действия: педагог называет число, а дети — «соседей» данного числа. Воспитатель предлагает найти общего «соседа» чисел 5 и 7; 2 и 4; 1 и 3. И т. д. Педагог называет число, а дети — следующее за ним; затем — предыдущее. За правильный ответ каждый ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше всего фишек.
Игра «Поймай тройку»
Цель: формировать умение сравнивать; развивать внимание.
Материал: логические фигуры. Игровые действия: педагог перемешивает фигуры и складывает их в виде стопки, затем снимает две верхние фигуры и кладет их на стол. Первый участник берет из стопки фигуру, прикладывает ее к паре, лежащей на столе, и ищет, чем похожи все три фигуры. Если находит подобие, забирает все три фигуры, как выигрыш, если сходство не обнаружено, то выбранная им фигура кладется вниз стопки. Следующий игрок берет из стопки очередную карточку, ищет признаки сходства с двумя имеющимися карточками. Выигрывает тот, кто соберет больше фигур.
Игра «Назови соседей»
Цель: закреплять знание названий и последовательности дней недели; учить соотносить дни недели с настоящим, прошлым и будущим временем. Вариант 1. Игровые действия: педагог каждому ребенку «присваивает» день недели. Дети выстраиваются друг за другом и называют дни недели по порядку. Затем называется любой день недели, например, вторник. Ребенок, который является «вторником», поднимает руку, а его «соседи» называют свои дни недели.
Вариант 2. Игровые действия: педагог говорит, что сегодня среда, и спрашивает, какой день недели будет завтра. Ребенок, который является «четвергом», должен ответить: «Четверг». На вопрос «Какой день был вчера?» ребенок, который является «вторником», отвечает: «Вторник». И т. д.
Игровое упражнение «Посчитай по порядку»
Цель: упражнять в порядковом счете до шести; развивать внимание. Материал: изображения героев русской народной сказки «Репка»; фишки. Игровые действия: педагог сообщает, что к ним в гости пришли герои сказки «Репка». Ребята, которые быстрее всех дают правильный ответ, получают фишки. — Кто пришел первым? Шестым? Дети называют и выставляют героев сказки. — Посчитай всех героев по порядку. Педагог предлагает детям закрыть глаза и меняет расположение героев. — Кто теперь стал вторым? И т. д.
Игровое упражнение «Едем на поезде»
Цель: продолжать упражнять в порядковом счете; закреплять понятие, которое обозначает синтоксическая конструкция «который, по счету.»; развивать внимание, глазомер, речь.
Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).
Игровые действия: педагог предлагает детям отправиться в путешествие. Для этого необходимо составить поезд из палочек- «вагонов» : от самой короткой до самой длинной, «цепляя» каждый «вагон» с левой стороны. Затем педагог предлагает сосчитать «вагоны» по порядку. Воспитатель. Какой по порядку красный «вагон» (черный, фиолетовый и т. д.? и — «Вагон» какого цвета стоит шестым (вторым, седьмым и т. д.? и — Какой по порядку «вагон» стоит между розовым и красным? И т. д.