Оксана Левина
Дидактические игры и упражнения на развитие памяти для детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольное и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Но не стоит забывать, что детство -это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка постоянными упражнениями не нужно.
Цель: развить зрительную, слуховою память. Развить концентрацию, внимание. Умение сосредотачиваться.
1. Тихие жмурки.
Публикация «Дидактические игры и упражнения на развитие памяти для детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Необходимый инвентарь: разные предметы небольшого размера-шар, кубик, игрушка и т. д. ; платки или шарфы.
Предметы рассыпаются по полу. Игроки внимательно смотрят на игровое поле, запоминая их расположение. Затем взрослый завязывает детям глаза. Необходимо ребенку вспомнить расположение предметов и как можно больше собрать предметов в корзину.
Играть можно парами. В этом случаи «зрячий» ребенок должен руководить действием напарника.
Еще один способ усложнить игру: попросить игроков собирать предметы одного характера (мячи или кубики).
2. Карты.
Необходимый инвентарь: парные картинки с одинаковой оборотной стороной (можно просто белой).
Число игроков от 2 до 4. Картинки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх, игроки по очереди переворачивают по две картинки-если они совпадают, игрок забирает их себе, если нет, то кладет на место. Надо собрать как можно больше пар картинок.
3. Тренировка памяти
На столе раскладываются 5-6 небольших предметов, например, игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш и т. д. В течение короткого времени ребенок запоминает предметы. Затем предметы накрываются.
Ребенок должен по памяти повторить, какие предметы находились на столе.
После этого можно поменяться ролями.
4. А где нарисована кошка?
Необходимый инвентарь: большие карточки с изображением животных.
Расклейте карточки на стенах комнаты, на шкафу и т. д. Позвольте детям внимательно осмотреть комнату и запомнить, где расположены карточки.
Затем называйте разных животных, дети должны вспоминать, где они видели карточку с изображением того или иного животного.
5. Разрезанные картинки.
Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая –
разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки. Предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
6. Дружно хлопаем в ладоши.
Эта игра тренирует умение слушать, концентрироваться и быстро реагировать на поставленную задачу.
Ведущий хлопает в ладоши. Сначала один раз, затем три и т. д. Дети должны внимательно послушать, сосчитать и хлопнуть нужное количество раз.
После этого, как ребенок освоил простую манеру, можно усложнить игру введение череды хлопков. Раз (пауза) два (пауза) раз (конец) и т. д.
7. Потерявшаяся игрушка.
Игра поможет малышу в развитие памяти и внимания, и умения сосредотачиваться.
Подберите для игры 5-6 небольших игрушек. Поставьте их на столе и предложите ребенку запомнить их, а затем на несколько секунд закрыть глаза. В это время уберите одну из игрушек, после этого назвать ту игрушку, которая отсутствует. Если он ответил правильно, то поменяйтесь ролями. В случаи если ребенку трудно запомнить сразу 5-6 игрушек, начните игру с 3-4, постепенно увеличивая их количество.
Ели ребенок легко справляется с заданием, предложите ребенку запомнить последовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит, а когда он закроет глаза, поменяйте 2-3 игрушки местами. Попросите угадать, какая игрушка стоит не на своем месте.
8. Запомни, как я это сказал.
Игра развивает слуховую память.
Ведущий произносит строчку одного из известного детям стихотворения.
Ребенок должен повторить ее. Затем ведущий произносит эту же строчку. Но с какой ни будь смешной интонацией. Попросите ребенка повторить слова в той же манере, что и он. Если у малыша не получается, то повторяйте фразу вместе с ним, добиваясь нужного результата.
9. Четвертый лишний.
Для игры понадобятся четыре картинки с изображениями предметов, три из которых относятся к общему понятию. Разложите их перед ребенком и предложите ему определить, какие подходят друг другу и можно ли назвать их общим словом (каким, а какая из этик картинок лишняя (почему).
Ели ребенок не понимает задания, задавайте ему наводящие вопросы.
10. Угадай предмет.
Эта игра направленна на развитее памяти, способности к анализу и синтезу, выделению существительного в предмете.
Взрослы выбирает любой предмет в комнате и описывает его ребенку, рассказывая, где он находится, для чего предназначен, из какого материала сделан и т. д. Ребенок должен отгадать, что загадали.
Для того, чтобы усложнять задания, можно предложить малышу самому задавать вопросы о загаданном предмете.
Отвечать нужно только «да» или «нет». При этом случаи ребенок научится лучше выделять существительные признаки предмета.