Ольга Солодкая
Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста
Народная мудрость гласит: "Ум гибнет не от износа,
он "ржавеет" от неупотребления!"
Актуальность: Средний дошкольный возраст является сензитивным для развития у ребенка представлений о величине предметов, так как на данной этапе у дошкольника происходит активное формирование наглядно-образного мышления, появляются задатки словесно-логического. Однако, понятие величины является для дошкольников достаточно сложным и стихийно сформироваться не может, вне специального обучения дошкольники не овладевают в достаточной степени умением адекватно воспринимать и определять величину. рационально организованное обучение дошкольников формированию понятий о величине предметов обеспечивает общее умственное развитие детей, поскольку умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Публикация «Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: подобрать комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на формирование представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Выявить возможности дидактических игр в приобретении дошкольниками математических знаний.
2. Изучить психолого-педагогические исследования по формированию представлений о величине у детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть дидактические игры, направленные на развитие представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста.
Реализация: мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотрели и проанализировали особенности использования дидактических игр в процессе формирования представлений о величине у дошкольников.
Для удобства использования дидактических игр и упражнений мы условно объединили их в четыре основные группы. В каждой группе определены общие мыслительные задачи.
В первую группу входят игры на закрепление умения сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине). Вторую группу составляют игры с помощью которых совершенствуются умения сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке. Дидактические игры на развитие глазомера объединены в третьей группе. В четвертую группу выделены игры на развитие у детей представлений о времени.
Одним из критериев отбора дидактических игр и упражнений для формирования представлений о величине у дошкольников среднего возраста является соответствие их содержания задачам формирования представлений о величине у детей 5-го года жизни. В средней группе задачи следующие:
-совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, а также учить способам сравнения предметов по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные: длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже, толще - тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине;
-учить соизмерять предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего);
-устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последовательности - в порядке убывания или нарастания величины; вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов («Эта (красная) башенка - высокая, эта (оранжевая) - ниже, эта (розовая) - еще ниже, а эта (желтая) - еще ниже, желтая башенка - самая низкая» и т. д.);
-формировать представления о последовательности частей суток и времен года.
Предполагаемый результат : предложенная система игр позволит обеспечить эффективную работу с детьми.
1. Дидактические игры на закрепление умения сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине)
Дидактическая игра «Завяжем кукле бантики». Цель: Формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами «длинный», «короткий». Ход игры : Воспитатель говорит, что в гости к детям пришла кукла Маша, она торопилась и по дороге потеряла ленточку. Но у нас есть ленточка, и мы можем Маше завязать бантики. Предлагает подумать, как отрезать ленты одинаковой длины. Дети высказывают свои предложения и месте с воспитателем рассматривают адекватные условные мерки, выбирают картонную полоску. При помощи картонной полоски воспитатель вместе с детьми отмеряет и отрезает ленточку нужной длины и завязывает кукле бантики.
Дидактическая игра «У кого хвост длиннее?». Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», «длиннее», «широкий», «узкий». Ход игры : Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна - друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с педагогом они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т. д.
Игровое упражнение «Три поросенка». Цель: Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами: длинный - короткий, длиннее - короче; широкий - узкий, шире - уже, высокий - низкий, выше - ниже. Содержание: На столах у детей - дорожки из бумаги. Воспитатель дает задания: «Что можно сказать о длине дорожек? Сравните их по длине. По какой дорожке поросенок добежит до домика быстрее? (По короткой.). Покажите короткую дорожку». Аналогичным образом дети из двух елочек выбирают высокую елочку, чтобы спрятать за ней домик поросенка.
Игровое упражнение «Найди пару». Цель: Закреплять умение сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами: большой, маленький, больше, меньше. (Занятие можно провести на прогулке.) Содержание: Воспитатель уточняет время года и его характерные признаки, предлагает детям поехать в осенний лес. Обращает внимание детей на шишки, предлагает детям рассмотреть их. Воспитатель интересуется: «Шишки одинаковые по величине?» Затем предлагает : «Возьмите по одной большой шишке. Найдите ей пару - маленькую шишку. Что можно сказать о величине маленькой шишки по сравнению с большой? (Маленькая шишка меньше большой шишки.) Что можно сказать о величине большой шишки по сравнению с маленькой шишкой?» (Большая шишка больше маленькой шишки.)
Игровое упражнение «Сравним ленты». Цель: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный - короткий, длиннее - короче; широкий - узкий, шире - уже. Содержание: Воспитатель объявляет, что в гости к детям приехали клоуны. Клоуны «показывают» упражнения с лентами. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленты у клоунов? Одинаковые ли они по длине? Как это можно узнать?» Воспитатель вместе с детьми располагает ленты на фланелеграфе друг под другом, предлагает показать длинную (короткую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей? Что можно сказать о длине синей ленты по сравнению с красной?».
Игровое упражнение «Перепрыгнем через дощечки». Цель: Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме и пространственному расположению. Содержание: Воспитатель показывает детям дощечки и выясняет, одинаковые ли они по ширине или нет. Просит показать широкую (узкую) дощечку и предлагает перепрыгнуть через дощечки.
2. Дидактические игры для совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке
Дидактическая игра «Собери пирамидку». Цель: Закрепить умение составлять изображение пирамидки из овалов разной величины в порядке убывания. Ход игры : Воспитатель предлагает ребенку назвать величину разложенных на столе овалов и их цвет, составить пирамидку.
Дидактическая игра «Наведи порядок на кухне». Цель: Закрепить умение различать величину предметов : большой, поменьше, самый маленький. Ход игры : Воспитатель предлагает детям рассмотреть посуду, которая лежит перед ними на столе, уточняет названия, цвет и величину. Предлагает навести порядок на кухне, расставив посуду в порядке убывания, возрастания слева направо.
Дидактическая игра «Поможем мишкам». Цель: Дать первоначальное представление о практическом построении сериационного ряда, ввести в словарь детей слова «поменьше», «побольше», обозначающие промежуточную величину. Ход игры : В гости к детям «приходят» три медведя из сказки. Педагог обращает внимание малышей на разные по величине игрушки. В процессе игры педагог соотносит размер игрушки с определённым образом : «Большой медведь - папа, поменьше - мама, самый маленький - сынок». Детям предлагается набор мебели (столы, стулья и кровати) трёх величин и аналогичный набор тарелок. Даётся задание сперва «покормить» медведей (посадить каждого медведя на соответствующий по размеру стул, за такой же стол и поставить необходимую по величине тарелку, а затем уложить спать (аналогично подбираются кровати и постельное бельё).
Игровое упражнение «Постройте ребят по росту». Цель: Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: высокий, ниже, самый низкий, низкий, выше, самый высокий. Содержание: Воспитатель вызывает троих детей разного роста. Остальные дети помогают ему построить ребят по росту. Дети называют рост каждого ребенка в ряду. Под музыку дети двигаются по группе, по окончании мелодии они останавливаются в разных местах группы и строятся по росту в порядке возрастания. Дети называют рост каждого ребенка. Упражнение повторяется еще раз с участием других детей.
3. Дидактические игры на развитие глазомера
Дидактическая игра «Собери из частей» Цель: развитие сенсорного восприятия. Ход игры : Воспитатель раскладывает перед ребёнком готовый силуэт насекомого (гусеницы, божьи коровки, бабочки или пчелы, части насекомого (голова, туловище, лапки, крылья, элементы узоров на туловище). Воспитатель предлагает ребёнку, рассмотреть, назвать из каких частей состоит данное насекомое на готовом силуэте (гусеница, божья коровка, бабочки или пчела) и собрать части насекомого вместе.
Дидактическая игра «Подбери пару варежке». Цель: закрепить название геометрических фигур, понятий один - много, большой - меленький, Ход игры : Воспитатель сообщает детям, что кукла Маша собралась на улицу, но она не может найти две одинаковые варежки и просит помочь ей. Воспитатель показывает ребенку одну из варежек, предлагает подобрать ей пару, уточняет рисунок (форму, цвет, количество, размер).
Дидактическая игра «Собери яблоки». Цель: Закрепить умение различать величину предметов : большой, поменьше, самый маленький. Ход игры : Воспитатель на столе перед ребенком раскладывает картинку яблони с яблоками разной величины, уточняет одинаковые ли по величине яблоки на яблоне. Демонстрирует ребенку корзинки, уточняет какие они по величине, предлагает собрать яблоки в нужные корзинки.
4. Дидактические игры для формировать представления о последовательности частей суток и времен года
Игровое упражнение «Наш день». Задача: знакомить детей с характерными свойствами единиц измерения времени. Содержание: У каждого ребенка сюжетные картинки с изображением детей, играющих в зимние игры. Воспитатель задает детям вопросы и предлагает показать соответствующие картинки: «Вспомните, во что вы играли вчера на прогулке? Во что бы вы хотели поиграть сегодня? Во что вы будете играть завтра?». Упражнение можно провести и без картинок (в зависимости от того, насколько хорошо дети владеют понятиями вчера, сегодня, завтра).
Игровое упражнение «Разложи картинки». Задача: закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь.
На доске в произвольном порядке расположены картинки, на которых изображен мишка в разное время суток. Воспитатель предлагает детям помочь мишке разложить картинки по порядку: «Что изображено на картинках? Что делает мишка? Когда это бывает?»
Дидактическая игра «Продолжай». Задача: усвоение последовательности частей суток. Ход игры : дети встают в круг. Воспитатель называет любую часть суток, например день и кидает мяч кому-нибудь из детей. Тот должен последовательно назвать остальные три части суток: вечер, ночь, утро.
Дидактическая игра «Назови соседей» (с мячом, с карточками, с круговой моделью). Задача: закрепление последовательности смены частей суток. Ход игры : Воспитатель называет любую часть суток, а дети ее соседей. Желательно, чтобы сначала назывался левый сосед, а затем правый.