Ольга Каржавина
Дидактические игры и пособия по сенсорному развитию детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Путем узнавания формы, величины, цвета, запаха, вкуса предмета происходит сенсорное развитие ребенка. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Темочки:
- Дидактические игры
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами цвета (основные цвета спектра, белый, черный, оттенки); формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник, величины (длинный-короткий, высокий-низкий, широкий-узкий и т. д.). Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения, свои эталоны – во вкусовом, обонятельном восприятии. Для организации воспитания и обучения детей очень важно вызывать и поддерживать интерес к окружающему миру. И здесь неоценимы игры, игровые пособия, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. Дидактические игры имеют обучающий эффект, и в этом их основная ценность. В играх дети получают, закрепляют определенный сенсорный опыт.
Игры по сенсорному воспитанию имеют различную направленность. Это игры на развитие :
1. представлений о форме предметов и геометрических фигур;
2. слухового восприятия;
3. представлений о цвете предметов;
4. тактильного восприятия;
5. представлений о величине предметов.
Данные игры создают условия для развития целенаправленного восприятия внешних признаков предметов. Играя, ребенок учится различным приемам зрительного, слухового, осязательного обследования, различает и выделяет качества предметов, сравнивает их по этим качествам и обозначает соответствующим словом.
Примеры дидактических игр.
В игре «Подбери по цвету» закрепляем знание основных цветов: нужно положить цветную картинку на определенную клеточку коврика, чтобы картинка совпала с цветом клеточки.
«Зонтики» - цветной кружочек положить на соответствующий цвет зонтика.
«Заплатки» : учить подбирать заплатки по цвету, узору на основных ковриках.
В игре «Волшебные пуговицы» учим детей соотносить пуговицы по величине и цвету, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения, таким образом развивается глазомер, мелкая моторика.
Игра «Разноцветные листья» - закрепляем основные цвета.
Игра «Корзинка с овощами и фруктами» - закрепляем цвета.
В ходе игр «Подбери по форме», «Собери овощи» учим детей соотносить формы предметов с контурными изображениями.
В ходе игры «Подбери по размеру» ребенок учится сравнивать предметы по величине, отвлекаясь от цвета предметов. Ребенок берет любую пуговицу, прикладывает ее контуру. Если размер пуговицы совпадает с контуром, то пуговица остается в ячейке коробки.
Вода, крупа, песок, рисование красками оказывают успокаивающее действие на ребенка. Предлагаем детям игры с этими материалами. Они очень любят в них играть.
Игры с красками. Стаканчики с водой ставятся на стол, затем в них поочередно ребенок разводит краски разных цветов. Ребенок следит за тем, как краска постепенно растворяется в воде. Смешивая краски, можно получить множество новых цветов. Создавать цвета можно разными способами : можно сливать воду разных цветов в одном стакане; поочередно обмакивать кисточку с нанесенными разными цветами в стакане с чистой водой. Таким образом, из жёлтого и красного цветов можно получить оранжевый, из синего и жёлтого – зелёный и т. д.
Игры с крупами. Можно опустить руку в крупу (фасоль, гречку и т. д., пошевелить пальцами, пересыпать крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук; спрятать в фасоль мелкие игрушки, а затем искать их.
Игры с пластилином (тестом, глиной). Мнём и отщипываем. Надавливаем и размазываем по картону. Скатываем шарики, делаем колбаски, режем на кусочки. Такие действия познакомят ребенка с мягкой и пластичной фактурой материала, дадут разнообразные тактильные ощущения пальцам рук.
Игры со звуками. В группе имеются детские музыкальные инструменты. Учим детей различать на слух их звучание, правильно играть на них. Пособие «Шумящие коробочки», заполненные различными материалами (камушками, монетками, крупой, бусинами, сахаром). При сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).
Песочная терапия зарекомендовала себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Игры с кинетическим песком развивают мелкую моторику, тактильные ощущения, координацию движений. Действия с песком помогают концентрировать внимание. Песок привлекает детей своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. Игры с песком разнообразны. Примеры игр с кинетическим песком.
Отпечатки рук. Отпечатки с помощью формочек. Используем формочки, изображающие животных, транспорт, геометрические фигуры.
Цветные заборчики (из разноцветных счетных палочек). Педагог просит ребенка построить заборчик только из красных палочек. Можно предложить построить один забор, чередуя палочки по цвету.
Трафареты. Цель: закреплять знание о свойстве песка – сохранять форму отпечатков. Учить пользоваться трафаретами.
У нас в группе имеется световой стол-песочница. Световой стол является удобным и современным приспособлением для игр с песком. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка с ОВЗ. Примеры некоторых упражнений:
- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки.
- Выложить фишками геометрическую фигуру. Найти закопанные фигурки животных, маленькие предметы, геометрические фигуры.
- Рисовать двумя руками симметрично.
- Покатать массажный мячик по песку. Использование трафаретов.
- Использование декоративных украшений.