ЕЛЕНА ГОРЛАНОВА
Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан- маленьких детей, задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече к различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. «Самое дорогое у человека-это жизнь», - писал Н. А. Островский. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения» размещена в разделах
Сама тема «Безопасность» очень сложна для малыша, тяжела своими терминами и понятиями, поэтому, разрабатывая конспекты занятий, игр-путешествий, досугов, прогулок, отдельных режимных моментов я стремлюсь внести элементы новизны, включая игровые моменты и использование наглядных пособий.
В своей работе я основываюсь на программу развития воспитания детей : «Основы безопасности детей дошкольного возраста». (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина). И конечно, веду работу по рабочей тетради с цветными иллюстрациями, разрезным материалом и подробными методическими рекомендациями. Дети лучше запоминают круг опасных предметов, последствия неосторожного обращения с ними. Беседы взрослого, перечень вопросов к детям, игры и тренинги, делают более понятным смысл запретов и способы безопасного поведения. Дети заучивают стихи, загадки, пословицы, связанные с темой безопасности. С помощью рабочих тетрадей я знакомлю детей со строением тела человека, функцией его органов и частей. Главное в этом, понимание ребенком целостности человеческого организма, взаимосвязи образа жизни и здоровья человека.
Для ознакомления детей с основами безопасности я организовала работу кружка «Карусель безопасности», главной целью которого является воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать. Для решения этой цели необходимо решить ряд задач:
• Формировать представление о способах безопасного поведения в быту;
• Развивать основы экологической культуры, воспитывать любовь, ответственное и бережное отношение к родной природе;
• Воспитывать грамотного участника дорожного движения;
• Воспитывать чувства взаимопомощи и товарищества;
Занятия кружка я провожу два раза в неделю.
Темы работы кружка: «Давайте познакомимся», «Безопасность в нашей группе», «Ребенок и природа», «В гостях у Мойдодыра», «Ребенок дома», «Малыш и его здоровье», «Встреча с незнакомыми людьми», «Пешеход и дорога», «Развлечение- Петрушка на улице».
Для того чтобы дети лучше усвоили правила безопасности, в группе оформлен 1) уголок «Безопасности», в котором находятся все предметы пожаротушения, показана форма пожарника с огнетушителем. А также уголок по правилам дорожного движения с макетом города, дорог, светофором и формой ПДД, разметка для транспорта и пешеходов,
2) наглядный материал : «Как избежать неприятности, если ты потерялся», «Пожарная безопасность»
3) игротека:
дидактические игры «Опасно, неопасно», «Назови одним словом», «Так- не так».
развивающие- настольно печатные игры «Азбука безопасности», «Дорожные знаки», «Лото», «Правила дорожного движения».
4) библиотека: познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждение различных ситуаций.
На первом этапе я старалась заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения. Одновременно, мною, проводилась работа с родителями, с целью оценки актуальности проблемы безопасности жизнедеятельности их детей и целесообразностью проведения специально организованных занятий по ОБЖ. В форме анкетирования, индивидуальных бесед и консультаций.
На втором этапе я старалась претворить эти правила в жизнь детей, показывала возможные их проявления в различных жизненных ситуациях, тренировала дошкольников в умении применять эти правила в экстремальных ситуациях.
На третьем этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное применение практических действий в различных ситуациях. Основываясь на возрастных особенностях дошкольников, мной были разработаны основные направления по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей.
И находят воплощение в детских видах деятельности: игре, рисовании, рассматривании специальных картинок, фотографий, схем, таблиц. Систему представлений детей о безопасном поведении обеспечивали занятия, экскурсии, презентации, итоговые мероприятия. Весь материал подобран с учётом возрастных особенностей дошкольников. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.
Работу по ОБЖ я провожу через следующие формы организации детей :
• специально организованная деятельность детей- занятия, экскурсии, развлечения
• совместная деятельность воспитателя и детей- беседы, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций, правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания полученные на занятиях.
Обучение проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей, что делает процесс усвоения материала живым и легким. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Карусели безопасности».
Я стараюсь сделать изучаемый материал максимально понятным для детей, для этого я использую современные плакаты, которые всегда находятся перед глазами детей. Мне помогает в обучении дошкольников знакомство со сказочными персонажами: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса».
Естественно, что формировать культуру безопасности у дошкольников нельзя без взаимодействия с семьей. Семья-основной институт социализации ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Семья для ребенка- это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение…»Для создания родительской компитенции по данной теме я организовала работу ликтория, со следующими темами:
1. «Культура безопасности» : основные понятия, место и роль семьи в воспитании культуры безопасности;
2. «Возрасные особенности дошкольников»
3. «Потенциальные опасности и их источники»
3.1 Опасность и безопасность
3.2 Физическая безопасность
3.3 Психологическая безопасность
4. «Семья и безопасность ребенка»
5. «Ребенок и безопасность»
Меня очень радует, что дети с желанием изучают правила безопасности и применяют свои знания и знают как применить их.
Список литературы:
1. Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников»
2. И. А. Козловская «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице. -2009г. -№6
3. Л. Л. Тимофеева, Н. И. Королева «Формирование культуры безопасности»
4. Е. Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду»