Приложение МААМ

Дидактические игры для развития РППС

Надежда Ларионова
Дидактические игры для развития РППС
▼ Скачать + Заказать документы

Синенкова Надежда Константиновна

воспитатель МДОУ № 7 г. Черемхово

«Дидактическая игра в образовательной деятельности как эффективное средство поддержки детской самостоятельности и инициативы»

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах.

Публикация «Дидактические игры для развития Рппс» размещена в разделах

Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития дошкольников. В п 3.2.5 стандарта описаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста это:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);

• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Стандарт дошкольного образования нам указывает на то, что организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ должна строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Кроме этого, исследования Фребеля и Монтессори также подчеркивают вышеперечисленные положения: В методике Ф. Фребеля в качестве основного метода использовалась игра, в которой ребенок получал достаточную свободу. По мнению Ф. Фребеля и М. Монтессори, свобода ребенка должна быть активной и опираться на самостоятельность.

Проблемное поле:

Выстраивать РППС, соответствующую ФГОС ДО в условиях финансового кризиса очень сложно, и поэтому я решила пойти нестандартным путем. Сейчас очень большой выбор игр и игрушек для детей, но на мой взгляд, самые полезные и памятные для ребенка игрушки – это игрушки, сделанные для него своими руками. Хорошая игра, игрушка совершенно необязательно должна быть дорогой. И даже необязательно должна быть куплена в магазине! Иногда, чтобы устроить для ребенка замечательное развлечение, не нужно ничего, чего бы уже было у вас в группе или дома, плюс хорошая идея.

Первоначально, я создала свою дидактическую игру, а точнее дидактическое игровое пособие «Чудо-куб». Когда ввела его в образовательную деятельность в своей средней группе, то заметила, что дети больше всего играют именно с этим кубом, а игры фабричного выпуска, вызывают интерес, только тогда, когда они новые.

После посещения семинара Ольги Юрьевны Зайцевой, я еще раз убедилась в том, что в группе должна быть «живая» РППС, и дети должны активно взаимодействовать в ней, проявлять свою инициативу и самостоятельность.

В связи с этим, я решила «оживить» РППС своей группы дидактическими играми и пособиями, созданными своими руками. Широкое использование дидактических игр в дошкольном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, так как обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам. В дидактических играх, как указывают З. М. Богуславская, Е. И. Удальцова, В. Н. Аванесова и другие, ребёнок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, выделять особенности различных предметов, в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения детьми представлений и знаний. В условиях игры дошкольники лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предлагают просто запомнить.

Итак, цель своей работы в данном направлении я увидела в следующем:

• создать условия для поддержки детской самостоятельности и инициативы посредством введения дидактических игр, созданных своими руками.

Работая по этой теме, я реализую следующие направления:

1 направление: разработка дидактических игр и пособий

Для себя разработала ряд критериев, которым должны отвечать разработанные мною игры и пособия, это:

1. Оригинальность

2. Универсальность

3. Простота для самостоятельного использования

4. Низкий уровень материальных затрат

Я сделала и описала такие дидактические игры :

«Крестики – нолики в мешочке»

Цель использования игры :

развитие логического мышления у детей.

Используемые материалы:

Ткань

Нитки

Игла

Шнурок

Восковой карандаш

10 пуговиц (5 розовых, 5 фиолетлвых)

Варианты использования пособия:

1) «Крестики – нолики»

«Учимся считать, сравнивать»

3) «Где, находится пуговица скажи и покажи.»

«Миминок»

Цель игры : создание условий для развития эмоциональной сферы дошкольников посредством использования образов и моделирования различных эмоциональных состояний.

Используемые материалы:

потолочная плитка

двухсторонний скотч

цветная бумага для принтера

липучка

восковые мелки

клей пистолет

Варианты использования пособия:

1) «Собери портрет»

2) «Побеседуем»

3) «Повтори эмоцию»

4) «Покажи на себе»

«Шар - бол»

Цель игры : способствовать развитию умений и навыков у детей в пространственном ориентировании на плоскости. Формировать умение двигать шарик в разном направлении по лабиринту.

Используемые материалы:

Картонная коробка

Клей пва

Цветная бумага

Цветные палочки от мороженого

Клей пистолет

Крышечка от дезодоранта

Канцелярский нож

Шарик

Коктейльные трубочки

Варианты использования пособия:

Варианты использования пособия:

«Закати в цель»

«Задуй в цель»

Развивающий Чудо-Куб

Цель игры : развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, мелкую моторику, формирование лексико – грамматического строя речи, закрепление обогащающих понятий и т. д., но самое главное можно активизировать звуки и дифференцировать их.

Используемые материалы:

Фанера

Мягкий пластик

Липучка

Картинки

Клей

Атласная лента

Контейнер

Варианты использования:

Д/И «Подбери по цвету»

Д/И «Определи первый звук в слове»

Д/И «Раздели слово»

Д/И «Назови одним словом»

Д/И «Расскажи сказку»

Д/И «Подбери по признаку»

Д/И «Подбери по форме»

«Солнышко»

Цель игры : обогащать игровой опыт каждого ребёнка, создать условия для активной, разнообразной, самостоятельной игровой деятельности; уметь самостоятельно применять доступные способы познания (сравнение, классификация, обобщение)

Используемые материалы:

Потолочная плитка

Глазки

Бусины

Цветные шнурки

Клей пистолет

Варианты использования пособия:

«Определи место звука в слове»

«Что изменилось» (по цвету или по лексической теме)

«Чередование бусинок по цвету»

«Подбери шнурок по цвету»

«Подбери цифру»

«Загадки»

Все игры вошли в мой сборник «Живые игры», который я намерена пополнять. Этот методический продукт еще и является результатом работы по данной теме.

2 направление: организация образовательной деятельности в рамках образовательной программы ДОО по пяти образовательным областям.

Разработанные игры без труда ввела в режим дня. Использую вовремя НОД, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, а главное каждый ребенок может самостоятельно поиграть в такие игры в любое время.

Разработанные игры ввожу постепенно, соблюдая следующую последовательность:

1 Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ дидактического материала, краткая беседа, в ходе которой уточняются наличные знания и представления детей);

2. Объяснение хода и правил игры, во время которого обращается внимание на необходимость чёткого выполнения правил;

3. Показ игровых действий воспитателем;

4. Определение роли воспитателя в игре: его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (мера участия воспитателя в игре зависит от возраста детей, уровня их подготовки, сложности дидактической задачи, игровых правил).

5. Определение количества играющих;

6. Выработка у детей игрового настроения, желания играть;

7. Руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

8. Подведение итогов игры.

9. Самостоятельные игровые действия

При проведении дидактической игры в работе с детьми дошкольного возраста я соблюдаю следующие условия:

1. чётко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

2. занимать в игре позицию равноправного партнёра, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребёнка;

3. вводить в игру элементы соревнования, весёлой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;

4. давать возможность каждому ребёнку быть в роли, как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;

5. варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать своё поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

6. осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;

Все предложенные игры уже активно освоены детьми. Эти игры обеспечивают в полной мере свободную деятельность воспитанников, где каждый может выбирать деятельность по интересам и взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

3 направление - трансляция опыта в процессе организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий и т. д.

Весь представленный опыт имеет практическую значимость в условиях нашей образовательной организации и на данный момент накоплены позитивные результаты моей работы:

1) создан и в системе дополняется сборник с описаниями дидактических игр.

2) публикую материалы в группе детского сада «Вконтакте», а также делюсь играми в закрытом сетевом сообществе педагогов нашего детского сада, публикую статьи на сайте учреждения, презентовал свой опыт

3) приняла активное участие в стажировочной сессии, презентовала «Волшебный куб» на образовательном шоу-руме.

4) мои пособия участвовали в выставке городского форума «Площадки успеха».

Подводя итоги своего выступления хочется сказать:

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания. Вводя в образовательную деятельность дидактические игры и пособия, созданные своими руками, мы получаем позитивные результаты от этого, а именно:

• За короткий срок происходит обновление содержания игровой деятельности;

• За счет игр обновляется РППС и содержание игровой деятельности воспитанников в соответствии с новыми требованиями

• Дети становятся активными и самостоятельными участниками в образовательной деятельности.

Игры обеспечивают психологический комфорт, не требуют особых материальных затрат и универсальны в использовании;

• Создан методический продукт «Сборник игр»

Перспективы развития данной темы я вижу в следующем:

• Провести конкурс игровых дидактических пособий среди родителей группы.

• Пополнить сборник новыми авторскими играми.

• Реализовать проект в группе «Новая игрушка», продуктом которого станут самостоятельно изготовленные игры руками детей.

СЛОГАН: Минимум времени и затрат, а ребенку – радость познания!

Литература:

• Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 2009. – 160 с.

• Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 2008. – 128 с

• Глебова И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб. : Заневская площадь, 2014. — С. 33-35.

Публикации по теме:

Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста Система дидактических игр по развитию сенсорных представлений у детей раннего возраста Дидактические игры на развитие восприятия.

Дидактические игры для развития мелкой моторикиДидактические игры для развития мелкой моторики Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного.

Дидактические игры для изучения цвета, геометрических фигур, развития дыханияДидактические игры для изучения цвета, геометрических фигур, развития дыхания Дидактическая игра «Разноцветные баночки» Цель: учить детей группировать предметы по цвету. Материалы: баночки разного цвета (желтый, красный,.

Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста ИГРА "ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЛОТО"Цель: расширение объема словаря (обогащение наименованиями форм, уточнение представлений о форме предметов. Оборудование:.

Дидактические игры для развития речи дошкольника.Дидактические игры для развития речи дошкольника. Актуальность Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения.

Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста МДОУ детский сад №3 «Теремок» р. п. Озинки Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста Воспитатель: Кузнецова Н. Н.

Дидактические игры для развития словесно-логического, творческого и диалектического мышления Дидактические игры на развитие словесно-логического, творческого, диалектического мышления. «Из чего состоит»- для маленьких дошкольников.

Дидактические игры для развития звукового анализа слова и фонематического восприятияДидактические игры для развития звукового анализа слова и фонематического восприятия Развитие звуковой стороны речи, фонематического слуха и восприятия закладывается и совершенствуется в дошкольном возрасте. Поэтому важно.

Дидактические настольные игры для развития коммуникативных навыковДидактические настольные игры для развития коммуникативных навыков Дидактические настольные игры на развитие коммуникативных навыков. Игры. Вашему вниманию, предлагаю две игры на развитие коммуникативных.

Индивидуальный план профессионального развития педагога «Дидактические игры как метод развития познавательных навыков» Индивидуальный план профессионального развития педагога Воспитатель Захарова Гульназ Ринатовна 2018-2019 гг. 1. Составление плана работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры для развития РППС
Опубликовано: 23 января 2018 в 18:55
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры для развития РППС» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Ларионова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД