Надежда Ларионова
Дидактические игры для развития РППС
Синенкова Надежда Константиновна
воспитатель МДОУ № 7 г. Черемхово
«Дидактическая игра в образовательной деятельности как эффективное средство поддержки детской самостоятельности и инициативы»
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах.
Публикация «Дидактические игры для развития Рппс» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2018
Основной посыл ФГОС ДО – обогащение условий развития дошкольников. В п 3.2.5 стандарта описаны условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста это:
• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
• поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
• поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.
Стандарт дошкольного образования нам указывает на то, что организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ должна строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность, самостоятельность и инициативу каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Кроме этого, исследования Фребеля и Монтессори также подчеркивают вышеперечисленные положения: В методике Ф. Фребеля в качестве основного метода использовалась игра, в которой ребенок получал достаточную свободу. По мнению Ф. Фребеля и М. Монтессори, свобода ребенка должна быть активной и опираться на самостоятельность.
Проблемное поле:
Выстраивать РППС, соответствующую ФГОС ДО в условиях финансового кризиса очень сложно, и поэтому я решила пойти нестандартным путем. Сейчас очень большой выбор игр и игрушек для детей, но на мой взгляд, самые полезные и памятные для ребенка игрушки – это игрушки, сделанные для него своими руками. Хорошая игра, игрушка совершенно необязательно должна быть дорогой. И даже необязательно должна быть куплена в магазине! Иногда, чтобы устроить для ребенка замечательное развлечение, не нужно ничего, чего бы уже было у вас в группе или дома, плюс хорошая идея.
Первоначально, я создала свою дидактическую игру, а точнее дидактическое игровое пособие «Чудо-куб». Когда ввела его в образовательную деятельность в своей средней группе, то заметила, что дети больше всего играют именно с этим кубом, а игры фабричного выпуска, вызывают интерес, только тогда, когда они новые.
После посещения семинара Ольги Юрьевны Зайцевой, я еще раз убедилась в том, что в группе должна быть «живая» РППС, и дети должны активно взаимодействовать в ней, проявлять свою инициативу и самостоятельность.
В связи с этим, я решила «оживить» РППС своей группы дидактическими играми и пособиями, созданными своими руками. Широкое использование дидактических игр в дошкольном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, так как обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам. В дидактических играх, как указывают З. М. Богуславская, Е. И. Удальцова, В. Н. Аванесова и другие, ребёнок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, выделять особенности различных предметов, в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения детьми представлений и знаний. В условиях игры дошкольники лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предлагают просто запомнить.
Итак, цель своей работы в данном направлении я увидела в следующем:
• создать условия для поддержки детской самостоятельности и инициативы посредством введения дидактических игр, созданных своими руками.
Работая по этой теме, я реализую следующие направления:
1 направление: разработка дидактических игр и пособий
Для себя разработала ряд критериев, которым должны отвечать разработанные мною игры и пособия, это:
1. Оригинальность
2. Универсальность
3. Простота для самостоятельного использования
4. Низкий уровень материальных затрат
Я сделала и описала такие дидактические игры :
«Крестики – нолики в мешочке»
Цель использования игры :
развитие логического мышления у детей.
Используемые материалы:
Ткань
Нитки
Игла
Шнурок
Восковой карандаш
10 пуговиц (5 розовых, 5 фиолетлвых)
Варианты использования пособия:
1) «Крестики – нолики»
«Учимся считать, сравнивать»
3) «Где, находится пуговица скажи и покажи.»
«Миминок»
Цель игры : создание условий для развития эмоциональной сферы дошкольников посредством использования образов и моделирования различных эмоциональных состояний.
Используемые материалы:
потолочная плитка
двухсторонний скотч
цветная бумага для принтера
липучка
восковые мелки
клей пистолет
Варианты использования пособия:
1) «Собери портрет»
2) «Побеседуем»
3) «Повтори эмоцию»
4) «Покажи на себе»
«Шар - бол»
Цель игры : способствовать развитию умений и навыков у детей в пространственном ориентировании на плоскости. Формировать умение двигать шарик в разном направлении по лабиринту.
Используемые материалы:
Картонная коробка
Клей пва
Цветная бумага
Цветные палочки от мороженого
Клей пистолет
Крышечка от дезодоранта
Канцелярский нож
Шарик
Коктейльные трубочки
Варианты использования пособия:
Варианты использования пособия:
«Закати в цель»
«Задуй в цель»
Развивающий Чудо-Куб
Цель игры : развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, мелкую моторику, формирование лексико – грамматического строя речи, закрепление обогащающих понятий и т. д., но самое главное можно активизировать звуки и дифференцировать их.
Используемые материалы:
Фанера
Мягкий пластик
Липучка
Картинки
Клей
Атласная лента
Контейнер
Варианты использования:
Д/И «Подбери по цвету»
Д/И «Определи первый звук в слове»
Д/И «Раздели слово»
Д/И «Назови одним словом»
Д/И «Расскажи сказку»
Д/И «Подбери по признаку»
Д/И «Подбери по форме»
«Солнышко»
Цель игры : обогащать игровой опыт каждого ребёнка, создать условия для активной, разнообразной, самостоятельной игровой деятельности; уметь самостоятельно применять доступные способы познания (сравнение, классификация, обобщение)
Используемые материалы:
Потолочная плитка
Глазки
Бусины
Цветные шнурки
Клей пистолет
Варианты использования пособия:
«Определи место звука в слове»
«Что изменилось» (по цвету или по лексической теме)
«Чередование бусинок по цвету»
«Подбери шнурок по цвету»
«Подбери цифру»
«Загадки»
Все игры вошли в мой сборник «Живые игры», который я намерена пополнять. Этот методический продукт еще и является результатом работы по данной теме.
2 направление: организация образовательной деятельности в рамках образовательной программы ДОО по пяти образовательным областям.
Разработанные игры без труда ввела в режим дня. Использую вовремя НОД, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, а главное каждый ребенок может самостоятельно поиграть в такие игры в любое время.
Разработанные игры ввожу постепенно, соблюдая следующую последовательность:
1 Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ дидактического материала, краткая беседа, в ходе которой уточняются наличные знания и представления детей);
2. Объяснение хода и правил игры, во время которого обращается внимание на необходимость чёткого выполнения правил;
3. Показ игровых действий воспитателем;
4. Определение роли воспитателя в игре: его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (мера участия воспитателя в игре зависит от возраста детей, уровня их подготовки, сложности дидактической задачи, игровых правил).
5. Определение количества играющих;
6. Выработка у детей игрового настроения, желания играть;
7. Руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;
8. Подведение итогов игры.
9. Самостоятельные игровые действия
При проведении дидактической игры в работе с детьми дошкольного возраста я соблюдаю следующие условия:
1. чётко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
2. занимать в игре позицию равноправного партнёра, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребёнка;
3. вводить в игру элементы соревнования, весёлой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;
4. давать возможность каждому ребёнку быть в роли, как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;
5. варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать своё поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
6. осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;
Все предложенные игры уже активно освоены детьми. Эти игры обеспечивают в полной мере свободную деятельность воспитанников, где каждый может выбирать деятельность по интересам и взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
3 направление - трансляция опыта в процессе организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий и т. д.
Весь представленный опыт имеет практическую значимость в условиях нашей образовательной организации и на данный момент накоплены позитивные результаты моей работы:
1) создан и в системе дополняется сборник с описаниями дидактических игр.
2) публикую материалы в группе детского сада «Вконтакте», а также делюсь играми в закрытом сетевом сообществе педагогов нашего детского сада, публикую статьи на сайте учреждения, презентовал свой опыт
3) приняла активное участие в стажировочной сессии, презентовала «Волшебный куб» на образовательном шоу-руме.
4) мои пособия участвовали в выставке городского форума «Площадки успеха».
Подводя итоги своего выступления хочется сказать:
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания. Вводя в образовательную деятельность дидактические игры и пособия, созданные своими руками, мы получаем позитивные результаты от этого, а именно:
• За короткий срок происходит обновление содержания игровой деятельности;
• За счет игр обновляется РППС и содержание игровой деятельности воспитанников в соответствии с новыми требованиями
• Дети становятся активными и самостоятельными участниками в образовательной деятельности.
• Игры обеспечивают психологический комфорт, не требуют особых материальных затрат и универсальны в использовании;
• Создан методический продукт «Сборник игр»
Перспективы развития данной темы я вижу в следующем:
• Провести конкурс игровых дидактических пособий среди родителей группы.
• Пополнить сборник новыми авторскими играми.
• Реализовать проект в группе «Новая игрушка», продуктом которого станут самостоятельно изготовленные игры руками детей.
СЛОГАН: Минимум времени и затрат, а ребенку – радость познания!
Литература:
• Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 2009. – 160 с.
• Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 2008. – 128 с
• Глебова И. Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб. : Заневская площадь, 2014. — С. 33-35.