Марина Хачатрян
Дидактические игры «Тактильные крышечки. Узнай на ощупь» для развития мелкой моторик
▼ Скачать + Заказать документы
«Тактильные крышечки» и «Узнай на ощупь»
Цель: развитие тактильного восприятия
Задачи:
развитие мелкой моторики;
обогащение словаря новыми понятиями;
расширение знаний о качествах предметов;
развитие внимания;
Для того, чтобы разнообразить индивидуальные и групповые логопедические занятия мною были созданы следующие пособия:
Приобретенные в обычном хозяйственном магазине крышки послужили хорошим средством для создания игры "Тактильные крышечки"
Публикация «Дидактические игры „Тактильные крышечки, Узнай на ощупь“ для развития мелкой моторик» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Крышки. Игры из пластиковых крышечек
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста требуется найти одинаковые крышки только по цвету или только по расположенному на них материалу. Старшие дошкольники с удовольствием с закрытыми глазами ощупывают крышечки и находят на них схожие предметы. Крышечки, на которых находятся крупы, макароны, служат хорошим средством для развития речи. Мы с детьми обсуждаем как можно использовать эти предметы, образуем относительные прилагательные (семечки из арбуза - арбузные семечки и т. д.). С помощью крышечек мы реализуем такую задачу, как развитие внимания, ведь фон, на котором находятся одинаковые предметы, разного цвета. Детям со слабо развитым вниманием иногда сложно сразу сориентироваться и найти то, что от них требуется. Но для этого и есть педагоги, которые помогут.
Для создания следующего пособия потребовались такие материалы как: горох, греча, рис, фата, пенопласт, фасоль, макароны. За ранее были изготовлены небольшие мешочки, в которые поместились нужные материалы. Каждое содержимое находится в двух мешочках разного цвета.
Дети, которые только начали посещать логопедическую группу, не могут справиться с предложенным заданием без помощи взрослого. Как правило, ребята находят одинаковые мешочки исключительно по цвету. Дифференциация твердых материалов (макарон, фасоли, гороха) вызывает большие затруднения, дети не могут отличить их на ощупь. В каждом мешочке мы прощупываем один предмет, рассказываем о нем (форма, размер, особенности) и параллельно второй рукой ищем схожий мешочек. К концу учебного года дети без труда справляются с поставленной им задачей.
Игра «Четвёртый лишний».
Игры с использованием компьютера вызывают интерес у детей. Предлагаю Вашему вниманию игру "четвёртый лишний"составленную мной в виде презентации.
1 игра "четвёртый лишний"-знакома всем до боли. Однако, при её проведении педагоги не всегда требуют от детей вести рассуждение, а именно это и является целью игры-учить детей рассуждать. Особенно это важно для ребят с недостатками слуха.
Вот как мы проводили игру в 1 классе глухих детей.
На доске записывается слово "лишняя" и разбирается его значение.
1 слайд в презентации предлагает произвести в уме классификацию и выбрать лишний предмет-клубнику.
Дети без труда выбирают её и говорят: "лишняя"
Вот тут главное, не остановиться на этом, а произвести вместе с детьми рассуждение.
На слайде представлен словарь для рассуждения.
-Что это, как называется (клубника)
-Клубника-овощи или ягода (ягода). Вос-ль записывает на доске -ягода
-Что это, как называется? (морковь)
-Морковь-овощи или ягода? (овощь).Вос-ль записывает на доске-овощи.
и т. д. со всеми овощами.
Подходим к рассуждению:
-Почему клубника лишняя?
На слайде есть опора для ответа:. лишняя, потому что это.
Воспитатель вслед за ответами детей может впечатывать пропущенные слова (потом не сохраняя изменения в презентации).
Возможно ваши дети смогут продолжить ответ: "клубника лишняя, потому что это ягода, а морковь, помидор и огурец овощи".
Во всяком случае к такому ответу постепенно нужно стремиться.
«Что, где растет»
Дидактическая задача. Упражнять детей в умении объединять предметы: где, что растет, закреплять знания об овощах, фруктах и цветах.
Игровое правило. Закрывать клеточки только теми карточками, которые соответствуют содержанию большой карты; маленькие карточки с овощами – огород, карточки с фруктами – сад, карточки с цветами – клумба.
Игровая задача. Показать незнайке, где растут овощи, фрукты, цветы. Находить маленькие карточки с изображением овощей, фруктов, цветов и закрывать клетки на больших картах, где нарисовано, огород, сад и клумба.
Ход игры.
Воспитатель на столе раскладывает три карты, где нарисовано огород, сад, клумба с пустыми рядом клетками. Маленькие карточки вперемешку кладет рядом с большими картами.
Воспитатель: ребята посмотрите, кто к нам пришел! (показывает куклу незнайку)Эта кукла Незнайка, представляете ребята, он не знает, где растут овощи, фрукты, и цветы. Давайте поможем ему, правильно разложим маленькие карточки по своим клеточкам; где, что должно расти. А в помощь возьмем ежика, он будет смотреть, правильно ли раскладываете карточки. Если ежик будет сердито фыркать, значит ошиблись.
Воспитатель называет имя ребенка, чье имя назвала, подходит, берет маленькую карточку, говори, что это (овощ, фрукт, цветок, и кладет на карту, где растет.
Игра продолжается, до тех пор, пока все карточки не будут правильно разложены.