Елена Китаева
Что такое дидактическая игра?
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое «Дидактическая игра»?
Дидактические игры - это игры обучающего характера, которые создаются взрослыми для детей с целью воспитания и обучения. «Игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников — способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных» Н. К. Крупская. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
Публикация «Что такое дидактическая игра?» размещена в разделах
Дидактической игры способствуют…
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать
- умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации
словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-
дошкольника: в такой игре происходит познание
взаимоотношений между детьми, взрослыми,
объектами живой и неживой природы, в ней
ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам
учится быть справедливым, уступать в случае
необходимости, учится сочувствовать и т. д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает :
1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
3. Показ игровых действий.
4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности.
Виды дидактических игр :
Игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать
решения, развивать навыки самоконтроля.
Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Дидактические игры по духовно – нравственному
развитию во второй младшей группе.
1. Дидактическая игра «Собери узор».
Цель: посредством игры знакомить с декоративно- прикладным искусством для обогащения зрительных впечатлений, формирования интереса и эстетического вкуса у дошкольников. Учить детей составлять декоративные композиции, располагать элементы, подбирая по цвету – на основе разнообразных
силуэтов в стиле определенного промысла. Развивать
чувство симметрии. Наблюдательность.
Ход игры: на столе разложены «разрезные» шаблоны
матрёшек. Детям предлагается собрать матрёшку
целиком подбирая узор по цвету и расположению
рисунка.
«Собери узор».