Юлия Лабухина
Дидактические и развивающие материалы Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические и развивающие материалы Монтессори
Материалы Монтессори для детей построены на принципе полной самостоятельности. Дети выбирают для себя материалы, темпы и ритмы игры. Если одно занятие ребенку наскучило, он может сменить обстановку и материал в любое время. Самой главной особенностью считается предоставление права выбора на то направление, в котором малыш хотел бы развиваться.
Публикация «Дидактические и развивающие материалы Монтессори» размещена в разделах
Все элементы, которые ребенок может использовать, должны находиться в доступе. Воспитатели должны относиться уважительно к выбору. Цели воспитания — создать максимально комфортную среду, в которой будет проходить полноценное развитие. Ребенок должен выступать как в роли наблюдателя, так и помощника, если это необходимо. Нельзя стремиться делать малыша похожим на себя. Монтессори считает, что вмешиваться в процесс становления личности недопустимо.
Какие бывают материалы и на что направлены
В процессе разработки совей методики Мария Монтессори длительное время наблюдала за поведением детей в игре. Благодаря этому занятия подразделяются на различные направления:
• Математические, направленные на развитие умственных способностей.
• Языковые для развития навыков общения и познания.
• Сенсорные, предназначенные для развития чувств яркого восприятия окружаю-щей среды.
• Упражнения, направленные на развитие практических и бытовых навыков.
Целью дидактических упражнений Монтессори является оказание помощи детям и их духовном и умственном развитии. Ребенку нужно подобрать такой дидактический материал, на котором он будет полностью концентрироваться. Все пособия должны быть максимально простыми, так как вмешательство взрослых не рекомендуется. То есть для ребенка должны быть созданы такие условия, при которых он не только сам сможет найти ошибку, но и исправит ее.
Принципы работы с дидактическим материалом:
• Все элементы для упражнений должны располагаться на уровне глаз. Это побудит ребенка к деятельности.
• Использование материала возможно только после того, как педагог объяснит его предназначение.
• Работа должна проводиться ступенями, от простой техники к более сложной.
• Ребенок может работать с материалом не только по тому принципу, который уста-новил взрослый. Он может самостоятельно применять знания.
• Важно приучить ребенка, что после завершения каждого занятия он сам возвра-щает материал на места. Только после этого он может приступить к другой работе.
• Элементы раскладываются в определенном порядке перед малышом на коврике или столе.
Материалы, направленные на сортировку
Материалы, ориентированные на принцип сортировки, направлены на развитие зрительных навыков, способствуют тренировке остальных органов. В качестве упражнений можно предложить:
• Упражнения, могут быть, как по форме, так и по цвету, развивают внимательность и логику. Для деятельности нужно взять несколько наборов предметов по размеру, форме и цвету.
• Хорошим занятием для детей разные пирамидки. Они могут быть любого вида, но принцип единый. У них должен быть один стержень и набор элементов. Задачей ребенка является найти одинаковые фигуры.
• В качестве упражнений на сортировку можно выбрать простые пазлы. В методике Монтессори выбираются деревянные с красивыми картинками.
Материал на сопоставление
• Ребенку можно предложить картонный круг с разноцветными секторами и прищепки таких же оттенков. Малыш должен самостоятельно подобрать для каждого сектора свою прищепку.
Такие упражнения развивает логику, внимание.
Упражнения с прищепками.
Упражнения на последовательность действий.
Монтессори материалы направлены на умение определять последовательность действий. Это помогает развитию логического мышления. Игра блоки цилиндров. Ребенок в процессе должен раскладывать предметы в грамотной последовательности. Для этого используются блоки и цилиндры с отверстиями, которые нанизываются на конструкцию.
Материалы на развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики в раннем и среднем возрасте — одно из важных направлений педагогической деятельности. Прекрасно развивает мелкую моторику игра со шнурками.
Материал с бусинками разных форм и размеров. Важно, чтобы и бусинки, и шнурки были разноцветными.
Перекладывание мелких предметов (монетки, бусинки, камушки) из одной посудины в другую при помощи щипцов или лопатки — довольно непростое занятие для маленьких пальчиков. Но оно хорошо развивает мелкую моторику ребенка.
Для работы с мелкими предметами также хорошо подойдет фасоль, гречка, рис и прочая крупа.
«Учимся резать»
Упражнения с водой.
Малыши любят играть с водой. Занятия, связанные с жидкостью, вызовут истинный интерес. Например, можно предложить переливать воду из одного сосуда в другой. Важно в процессе игры ничего не пролить.
Материалы на сенсорное развитие
«Чудесный мешочек» - дети на ощупь должны определить предмет. Это вызывает огромный восторг у малышей, как только они угадают.
«Звуковые цилиндры»: Музыкальные инструменты своими руками, развивают острый слух у ребенка («звуковые цилиндры» - насыпать в несколько емкостей разные материалы: крупу, монеты, камешки).
Материалы: «Быт и хозяйство».
Дети очень любят заниматься бытовыми действиями