Приложение МААМ

Дидактическая сказка как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста

Щеголькова Марина Юрьевна
Дидактическая сказка как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

На сегодняшний день процесс нравственного воспитания относится к достаточно продолжительному явлению, которое способно длиться в течение всей жизни, однако сам процесс начинается уже с этапа дошкольного возраста. Главной задачей нынешнего образования становится оптимизирование хода нравственного воспитания. Результативность процесса нравственного воспитания формирует соответствие используемых внутри него педагогических средств, среди которых находится дидактическая сказка.

Темочки:

Дидактическая сказка играет значимую роль в совокупности педагогических средств нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста. Сказка специально разрабатывается для того, чтобы обучать и развивать моральную и нравственную компетентность детей [2, с. 104].

Дидактическая сказка применяется в работе с детьми среднего дошкольного возраста. Задачей сказки является передача ребенку определенного нового знания, умения, демонстрация значимости нравственного поступка и действия. Такая сказка имеет финал, связанный с маленьким заданием темы сказки, которая должна быть выполнена ребенком в домашних условиях.

Дидактическая сказка относится к категории обучающих сказок, цель которых подразумевает собой рассказ новых терминов и заложение фундамента знаний. В дидактической сказке предметы и овощи могут быть одушевленными для того, чтобы ребенок получил информацию о животных и растениях, модели поведения и т. п.

Посредством дидактической сказки детей учат делать выводы на основе удач и неуспехов персонажей, оценивать возможности нравственного выбора в различных случаях, обучают рассуждению, обобщению, а также аргументации своего выбора.

Согласно Е. Г. Беляковой, в дидактической сказке обучающая задача характеризуется явным преобладанием. Интересуясь игровым замыслом, ребенок не акцентирует внимание на своем обучении, несмотря на присутствие сложностей, которые требуют пересмотра его взглядов и действенных способов, включая осознанность модели поведения. Одновременно с этим применение дидактической сказки способствует снятию эмоционального напряжения ребенка, снижению тревожности, возбужденности, снятию недоверия к себе и к окружающим, формируя уверенность в собственных возможностях [1, с. 65].

По мнению Н. В. Мельниковой, важным становится то, чтобы в процессе проигрывания дидактической сказки знания не передавались в готовом виде, а возникали в собственно процессе, в котором ребенок выполняет конструирование своей действительности в сказочном пространстве, обучается тому, что еще не умеет, не делал ранее [3, с. 78].

Аналогично остальным дидактическим материалам сказка включает в себя игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила взаимодействия. Целью дидактической сказка является несколько аспектов:

1) познавательный (ребенок узнает новые аспекты мироустройства, отношений с людьми);

2) воспитательный (нравственные ценности, которые следует привить детям).

Чтобы дидактическая сказка оставалась сказкой, а не превращалась только в усвоение знаний и умений, она должна обязательно состоять из игрового замысла, т. е. той ситуации, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как интересную. Замысел сказки должен учитывать индивидуальные потребности и склонности детей, а также особенности их возраста. И, наконец, важнейшей особенностью дидактической сказки является свод правил, доводящих до сознания детей замысел сказки, действия и обучающую задачу.

Поскольку дидактическая сказка является для ребенка интересной, он охотно и добровольно включается в нее и соответственно получает новый опыт, который становится его личным достоянием, формируя нравственную основу.

Под руководством педагога дети могут инсценировать дидактическую сказку, получая собственный опыт соприкосновения с нравственными ценностями. Роль педагога в этом процессе заключается не только в передаче детям знаний о нравственных нормах поведения, но и в организации работы по нравственному воспитанию таким образом, чтобы дети эмоционально включались в процесс, обнаруживали свое собственное отношение к таким категориям как добро и зло, красота, честь, совесть, любовь, сострадание.

Таким образом, дидактическая сказка представляет собой специально создаваемую или адаптированную для обучающих целей сказку, преследующую выполнение функций учения и наставления.

Список литературы:

1. Белякова Е. Г. Нравственное развитие ребенка : Психологический аспект. – Тюмень: ТГУ, 2019. – 151 с.

2. Маркова В. А. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 12. – С. 104-110.

3. Мельникова Н. В., Коновалова О. В. Психология нравственности : учебное пособие. – Щадринск: Исеть, 2014. – 158 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая сказка как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 ноября 2022 в 20:41
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая сказка как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Щеголькова Марина Юрьевна (УИ 2702753) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД