Щеголькова Марина Юрьевна
Дидактическая сказка как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день процесс нравственного воспитания относится к достаточно продолжительному явлению, которое способно длиться в течение всей жизни, однако сам процесс начинается уже с этапа дошкольного возраста. Главной задачей нынешнего образования становится оптимизирование хода нравственного воспитания. Результативность процесса нравственного воспитания формирует соответствие используемых внутри него педагогических средств, среди которых находится дидактическая сказка.
Публикация «Дидактическая сказка как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дидактическая сказка играет значимую роль в совокупности педагогических средств нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста. Сказка специально разрабатывается для того, чтобы обучать и развивать моральную и нравственную компетентность детей [2, с. 104].
Дидактическая сказка применяется в работе с детьми среднего дошкольного возраста. Задачей сказки является передача ребенку определенного нового знания, умения, демонстрация значимости нравственного поступка и действия. Такая сказка имеет финал, связанный с маленьким заданием темы сказки, которая должна быть выполнена ребенком в домашних условиях.
Дидактическая сказка относится к категории обучающих сказок, цель которых подразумевает собой рассказ новых терминов и заложение фундамента знаний. В дидактической сказке предметы и овощи могут быть одушевленными для того, чтобы ребенок получил информацию о животных и растениях, модели поведения и т. п.
Посредством дидактической сказки детей учат делать выводы на основе удач и неуспехов персонажей, оценивать возможности нравственного выбора в различных случаях, обучают рассуждению, обобщению, а также аргументации своего выбора.
Согласно Е. Г. Беляковой, в дидактической сказке обучающая задача характеризуется явным преобладанием. Интересуясь игровым замыслом, ребенок не акцентирует внимание на своем обучении, несмотря на присутствие сложностей, которые требуют пересмотра его взглядов и действенных способов, включая осознанность модели поведения. Одновременно с этим применение дидактической сказки способствует снятию эмоционального напряжения ребенка, снижению тревожности, возбужденности, снятию недоверия к себе и к окружающим, формируя уверенность в собственных возможностях [1, с. 65].
По мнению Н. В. Мельниковой, важным становится то, чтобы в процессе проигрывания дидактической сказки знания не передавались в готовом виде, а возникали в собственно процессе, в котором ребенок выполняет конструирование своей действительности в сказочном пространстве, обучается тому, что еще не умеет, не делал ранее [3, с. 78].
Аналогично остальным дидактическим материалам сказка включает в себя игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила взаимодействия. Целью дидактической сказка является несколько аспектов:
1) познавательный (ребенок узнает новые аспекты мироустройства, отношений с людьми);
2) воспитательный (нравственные ценности, которые следует привить детям).
Чтобы дидактическая сказка оставалась сказкой, а не превращалась только в усвоение знаний и умений, она должна обязательно состоять из игрового замысла, т. е. той ситуации, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как интересную. Замысел сказки должен учитывать индивидуальные потребности и склонности детей, а также особенности их возраста. И, наконец, важнейшей особенностью дидактической сказки является свод правил, доводящих до сознания детей замысел сказки, действия и обучающую задачу.
Поскольку дидактическая сказка является для ребенка интересной, он охотно и добровольно включается в нее и соответственно получает новый опыт, который становится его личным достоянием, формируя нравственную основу.
Под руководством педагога дети могут инсценировать дидактическую сказку, получая собственный опыт соприкосновения с нравственными ценностями. Роль педагога в этом процессе заключается не только в передаче детям знаний о нравственных нормах поведения, но и в организации работы по нравственному воспитанию таким образом, чтобы дети эмоционально включались в процесс, обнаруживали свое собственное отношение к таким категориям как добро и зло, красота, честь, совесть, любовь, сострадание.
Таким образом, дидактическая сказка представляет собой специально создаваемую или адаптированную для обучающих целей сказку, преследующую выполнение функций учения и наставления.
Список литературы:
1. Белякова Е. Г. Нравственное развитие ребенка : Психологический аспект. – Тюмень: ТГУ, 2019. – 151 с.
2. Маркова В. А. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 12. – С. 104-110.
3. Мельникова Н. В., Коновалова О. В. Психология нравственности : учебное пособие. – Щадринск: Исеть, 2014. – 158 с.