Щеголькова Марина Юрьевна
Дидактическая сказка как средство нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день процесс нравственного воспитания относится к достаточно продолжительному явлению, которое способно длиться в течение всей жизни, однако сам процесс начинается уже с этапа дошкольного возраста. Главной задачей нынешнего образования становится оптимизирование хода нравственного воспитания. Результативность процесса нравственного воспитания формирует соответствие используемых внутри него педагогических средств, среди которых находится дидактическая сказка.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Сказки. Игры, дидактические пособия
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Дидактическая сказка играет значимую роль в совокупности педагогических средств нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста. Сказка специально разрабатывается для того, чтобы обучать и развивать моральную и нравственную компетентность детей [2, с. 104].
Дидактическая сказка применяется в работе с детьми среднего дошкольного возраста. Задачей сказки является передача ребенку определенного нового знания, умения, демонстрация значимости нравственного поступка и действия. Такая сказка имеет финал, связанный с маленьким заданием темы сказки, которая должна быть выполнена ребенком в домашних условиях.
Дидактическая сказка относится к категории обучающих сказок, цель которых подразумевает собой рассказ новых терминов и заложение фундамента знаний. В дидактической сказке предметы и овощи могут быть одушевленными для того, чтобы ребенок получил информацию о животных и растениях, модели поведения и т. п.
Посредством дидактической сказки детей учат делать выводы на основе удач и неуспехов персонажей, оценивать возможности нравственного выбора в различных случаях, обучают рассуждению, обобщению, а также аргументации своего выбора.
Согласно Е. Г. Беляковой, в дидактической сказке обучающая задача характеризуется явным преобладанием. Интересуясь игровым замыслом, ребенок не акцентирует внимание на своем обучении, несмотря на присутствие сложностей, которые требуют пересмотра его взглядов и действенных способов, включая осознанность модели поведения. Одновременно с этим применение дидактической сказки способствует снятию эмоционального напряжения ребенка, снижению тревожности, возбужденности, снятию недоверия к себе и к окружающим, формируя уверенность в собственных возможностях [1, с. 65].
По мнению Н. В. Мельниковой, важным становится то, чтобы в процессе проигрывания дидактической сказки знания не передавались в готовом виде, а возникали в собственно процессе, в котором ребенок выполняет конструирование своей действительности в сказочном пространстве, обучается тому, что еще не умеет, не делал ранее [3, с. 78].
Аналогично остальным дидактическим материалам сказка включает в себя игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила взаимодействия. Целью дидактической сказка является несколько аспектов:
1) познавательный (ребенок узнает новые аспекты мироустройства, отношений с людьми);
2) воспитательный (нравственные ценности, которые следует привить детям).
Чтобы дидактическая сказка оставалась сказкой, а не превращалась только в усвоение знаний и умений, она должна обязательно состоять из игрового замысла, т. е. той ситуации, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как интересную. Замысел сказки должен учитывать индивидуальные потребности и склонности детей, а также особенности их возраста. И, наконец, важнейшей особенностью дидактической сказки является свод правил, доводящих до сознания детей замысел сказки, действия и обучающую задачу.
Поскольку дидактическая сказка является для ребенка интересной, он охотно и добровольно включается в нее и соответственно получает новый опыт, который становится его личным достоянием, формируя нравственную основу.
Под руководством педагога дети могут инсценировать дидактическую сказку, получая собственный опыт соприкосновения с нравственными ценностями. Роль педагога в этом процессе заключается не только в передаче детям знаний о нравственных нормах поведения, но и в организации работы по нравственному воспитанию таким образом, чтобы дети эмоционально включались в процесс, обнаруживали свое собственное отношение к таким категориям как добро и зло, красота, честь, совесть, любовь, сострадание.
Таким образом, дидактическая сказка представляет собой специально создаваемую или адаптированную для обучающих целей сказку, преследующую выполнение функций учения и наставления.
Список литературы:
1. Белякова Е. Г. Нравственное развитие ребенка : Психологический аспект. – Тюмень: ТГУ, 2019. – 151 с.
2. Маркова В. А. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 12. – С. 104-110.
3. Мельникова Н. В., Коновалова О. В. Психология нравственности : учебное пособие. – Щадринск: Исеть, 2014. – 158 с.