Ольга Прокофьева
Дидактическая сказка как игровой прием в развитии мелкой моторики рук в группе компенсирующего вида для детей с ОНР.
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение. Методика и средства развития мелкой моторики у дошкольников. Учёные-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Публикация «Дидактическая сказка как игровой прием в развитии мелкой моторики рук в группе компенсирующего вида для детей с ОНР,» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе, много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом.
2. Средства развития мелкой моторики.
Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности. Что это? Пальчиковая гимнастика.
Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых). Что это? Бусы, крупа…
Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия. Что это? Игры с водой, мячиками, крупы…
Рисование карандашом (фломастером, кистью, нетрадиционные техники рисования. Рисование это занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание игрушек.
Пластилин.
Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки.
Игры с пластилином: мнем и отщипываем, надавливаем и размазываем, скатываем шарики, раскатываем колбаски, режем на кусочки, лепим картинки, готовим обед. Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами.
Бумага. Игры с бумагой.
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. Техника «рванная аппликация».
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами» : складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Природный материал.
С помощью различного природного материала, можно развивать тактильны ощущения. Массаж рук с помощью природного материала, шишки, каштаны, грецкие орехи. Игры с природным материалом Гуляя с ребенком во дворе, в парке, в лесу, обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции, из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Крупа.
Игры с крупой, бусами «Ракушка» - круглая игрушка, в которой перекатывается один или несколько шариков или бусинок. Ребенок ощупывает их через ткань, перебирает пальчиками, массируя активные зоны руки. Можно давать задание перекатить шарик в другой конец ракушки. Игры с крупой, бусами «Божьи коровки» - просто круглые мешочки, заполненные разными материалами. Ребенок ощупывает наполнитель через ткань. Можно сделать несколько игрушек, различных по размеру и с разными наполнителями: в самой маленькой игрушке могут быть опилки, в средней - гречневая крупа, в более крупной - горох или фасоль. Игрушки можно использовать, как счетный материал, как пирамидку (укладывая одну коровку на другую) и т. п. Прячем ручки. Пересыпаем крупу. Дождь, град. Покормим птичек. Разложи по тарелочкам. Найди игрушку. Игра «Золушка». Отгадай, какая крупа в мешочке. «Сухой бассейн» из гороха и фасоли.
Игры с пуговицами.
Пуговичный массаж: Заполните просторную коробку пуговицами. Опустите руки в коробку. Поводите ладонями по поверхности. Перетирайте пуговицы между ладонями. Пересыпайте их из ладошки в ладошку. Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Нитки, тесьма, веревки, шнурки, шитье, вязание, плетение, застежки
Песок. Игры с песком.
Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора. Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький. Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки. Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.
Счетные палочки. Игры со счетными палочками.
В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии. Положите 4 счетные палочки на столе. Ребенок берет их одноименными пальцами, от указательных – к мизинцам. Пара пальцев берет одну палочку.
Игры с конструктором, мозаикой.
Игры с водой.
Возьми бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Открой бутылку с теплой водой, вылей воду в таз. Возьми губку, намочи ее в воде. Выжми воду в миску сначала одной рукой, потом намочи губку и выжми другой рукой. Намочи салфетку, выжми ее двумя руками, протри стол. Расправь салфетку и сложи ее. Вытри руки полотенцем.
Игры с веревочкой.
Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых,много интересных игр и сказок.
Шнуровки.
Куклы.
Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, русские народные куклы
Массаж кистей рук и пальцев.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария.
3. Дидактическая сказка как игровой прием в развитии мелкой моторики рук. Алгоритм создания дидактической сказки. Практическое задание.
Мы знаем, что игровая деятельность является ведущей в период детства и конечно чтобы заинтересовать детей, важно использовать игровые приемы. Одним из таких приемов является создание дидактической сказки. Дидактические сказки создаются педагогами для упаковки учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и прочее) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний, в форме дидактических сказок «подают» учебные задания.
Составление дидактической сказки-задания по алгоритму :
1. Создание образа сказочной страны, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые сказочные персонажи, стихийные бедствия, тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо).
3. Восстановление сказочной страны. Чтобы восстановить страну, нужно выполнить определенное задание (упаковка учебного задания).
Практическое задание.
1. Выбрать игру на развитие мелкой моторики.
2. Необходимо задание к игре на развитие моторики изложить в игровой форме, с помощью сказки.
3. Полученную сказку записать.
4. Пример дидактической сказки.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук и свойств внимания в группе компенсирующего вида для детей с ОНР
«Разложи по полочкам»
Задание: назови одним словом все предметы (фрукты, разложить по отдельности перемешанные фрукты (5-7 видов фруктов, надень на ниточку фигурки в порядке «клубничка-малинка», посчитай их.
Цель игры: развитие мелкой моторики рук и повышение уровня концентрации, переключения и распределения внимания.
Оборудование: картинки с изображением фруктов и желательно объемные красочные фигурки фруктов из дерева. Ниточка толстая с твердым концом, чтобы провздевать фигурки в порядке «клубничка-малинка».
Начало игры.
Все фрукты разложены по порядку под соответствующими картинками.
Дидактическая сказка.
Сказка о Большой Медведице.
В нашем сказочном городе есть очень большой красивый магазин фруктов, все фрукты там лежат красиво по полочкам. Вот полочка для груш, вот для яблок, вот для малинки, вот для бананов, вот для винограда, вот для лимонов, вот для клубнички.
И вот однажды добрая большая медведица, которая жила в этом городе, собралась в магазин за фруктами, потому что ее медвежата захотели малинки и клубнички. Заходит она в магазин:
- Ох, как много всего, надо мне найти малинку и клубничку. Медведица ходит и случайно перемешивает все фрукты, потому что большая.
И тут:
«Плачут клубнички, где мои сестрички
Плачет ананас, где мой брат,
И запищал виноград, где же мой домик искать…»
- Ребята, что же случилось? Дети отвечают, что все перемешалось.
Тут и медведица увидела, что же случилось, какой беспорядок она навела и зовет нас на помощь, давайте поможем нашей медведице навести порядок, найти клубнику и малинку, посчитать и сложить ей в сумочку (нанизать на ниточку) для ее медвежат. Медведица благодарит детей и уходит, дети прощаются с Большой Медведицей, желая ей доброго пути.