Оксана Руднева
Дидактическая познавательно-развивающая игра «Часики-всезнайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая познавательно – развивающая игра «Часики - всезнайки».
Тема: Дидактическая познавательная игра «Часики - всезнайки»
Предпосылки: обогащение предметно – развивающей среды и пополнение уголка по познавательной деятельности.
Вид: учебно – методического пособия : познавательно – развивающая игра.
Предназначена для детей 5- 7 лет.
Публикация «Дидактическая познавательно-развивающая игра „Часики-всезнайки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2017
Цель: развитие познавательных интересов, потребности и способности самостоятельной поисковой деятельности, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, становление мировидения ребенка, его личностный рост, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты исследований.
Задачи:
- расширение представлений об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями;
-расширение и активизация словарного запаса детей, умения высказывать собственные суждения;
- закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах 10;
- повторить съедобные и несъедобные грибы, упражнять в употреблении существительных множественного числа;
- развивать эмоционально- ценностное отношение детей к окружающему миру;
- развитие у детей умственных способностей: развитие мыслительных процессов (анализ, классификация, сравнение, обобщение, обогащение и активизация словарного запаса детей ;
-развитие памяти, воображения, логического мышления;
- социально- личностное развитие, развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Актуальность.
Современные требования к дошкольному образованию диктуют необходимость использования новых форм его организации, при котором синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Создание условий, обеспечивающих развитие детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества. Игра - дело серьёзное! Игровая деятельность ребёнка есть «нулевой цикл» его будущей личности. «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу…» Эта мысль принадлежит А. С. Макаренко, большому поборнику детской игры. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени восхождения ребёнка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность и активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры. В игре все строны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитан, у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.
Предварительная работа:
Изготовление дидактической развивающей игры «Часики-всезнайки». Для этого понадобились: Маленькие картинки разных грибов съедобных и не съедобных; грибы, вырезанные из картона,корзины;карточки с загадками о грибах; циферблат с кормашками,цифры от 1до 10.
Дидактическую игру можно использовать во всех видах деятельности детей в детском саду.
Конструкция дидактической развивающей игры представлена в виде бумажного квадрата диаметром 50 см,разделённого на разноцветные сектора 4 цветов (красный, синий, желтый, зелёный, и вращающейся стрелки в центре. По краю квадрата, прикреплены кормашки для карточек и цифр от1 до10.
Составляющие элементы:
- самостоятельная игровая деятельность детей;
- внесение игры как элемент на НОД;
- по используемому материалу и по количеству заданий;
Основные достоинства:
- многофункциональность;
- легкопереносимая;
- можно использовать во всех видах деятельности;
Используя дидактическую познавательно- развивающую игру- у детей развиваются мыслительные процессы, мыслительные операции, развивается умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно, формируется способность выдвигать различные гипотезы и самостоятельно формулировать ответ.
Приложение
Ход игры:
Воспитатель.
К нам в окошко смотрит осень –
Разноцветная, красивая пора!
А сегодня она
В гости в лес нас позвала.
- А знаете зачем? (Ответы детей.)
- Мы сегодня отправимся в лес за грибами.
Мы пойдём в лес за грибами,
За осенними дарами.
Их в корзины наберём
И домой принесём.
Из группы детей выбирается один - «лесник». Остальные дети садятся в круг. «Лесник» подходит к дидактическому пособию - «Часики-всезнайки» и произносит слова: «Я сегодня в лес пойду, я грибочков наберу». Далее изображает действие, как он собирает грибы.
Затем «леснику» предлагается покрутить стрелку часов и остановиться на любой цифре. После этого водящий открывает карточку, расположенной возле одной из выбранных цифр с изображением гриба (съедобного или несъедобного). Далее «леснику» или всем детям предлагается отгадать загадку об этом грибе и составить небольшой рассказ с помощью мнемотаблицы.
-Какое сейчас время года? (Осень) Какие изменения происходят в природе осенью? (А еще осенью в лесу повсюду растут грибы.)
-Назовите съедобные грибы. (Лисички, белый гриб,боровик,опятаи т. д.)
- Где они растут? (в лесу, поле, саду) .
-Назовите несъедобные грибы? (мухомор, паганки,ложные опята и т. д.)
- Как называют человека, который собирает грибы? (Грибник)
-Какие ему для этого нужны инструменты? (ножь)
-Посмотрите на часики-всезнайки. Кто хочет поиграть? Крутите стрелочку.
-Кто знает как называется этот гриб? Отгадайте загадку.
Сейчас мы возьмём корзины и пойдём за грибами.
-Воспитатель. В лесу растёт много грибов. Но все ли их можно собирать? (Дети называют известные им съедобные и несъедобные грибы.)
Воспитатель показывает детям муляжи грибов (или грибы на картинках). Дети называют их и определяют – съедобный или несъедобный.
Подосиновик. (После ответов детей об определённом грибе воспитатель прочитывает стихотворные строки.)
Подосиновик-грибок,
Полезай-ка в кузовок!
Лисичка
А лисички, а лисички,
Очень дружные сестрички.
Очень весело стоят
И на нас с тобой глядят.
Мухомор
Мухомор, мухомор,
От тебя мы отойдём.
Белый гриб
Белый гриб, белый гриб,
Мы тебя с собой возьмём.
В супе мы тебя найдём.
Сатанинский гриб
Сатанинский гриб плохой,
Оставайся сам с собой.
Бледная поганка
Бледная поганка,
Ты нам не нужна.
Бледная поганка,
Останься ты одна.
Вот мы с вами сходили за грибами. Теперь вы не будете ошибаться и сможите самостоятельно отличить съедобный гриб от не съедобного.
Вариативность применения дидактической игры «Часики-всезнайки»
Вариант 1 «Назови грибы»
Цель: закрепить знания о грибах,развивать речь.
В игре может участвовать до 5 человек. Ведущий вращает стрелку и говорит:
«Стрелка, стрелка покрутись,
Стрелка, Стрелка повернись.
Стоп! Остановись!»
Стрелка останавливается, ребёнок должен назвать предмет, изображений на карточке.
Вариант 2 Игровое упражнение: «Найди пропущенные числа».
Цель: Закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.
Дети рассматривают «Часики -всезнайки», определяют пропущенные числа и по очереди заполняют пустые окошки карточками с цифрами. Затем называют числа в прямом и обратном порядке.
Вариант 3 «Найди соседей числа». Цель: Закреплять умение называть предыдущее,последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой.
Воспитатель ставит карточки с цифрами 2, 5, 8 и предлагает детям определить соседей этих чисел, найти соответствующие карточки и вставить их в пустые окошки. Воспитатель выясняет: «Какие числа стали соседями числа два (пять, восемь? Какое число предыдущее (последующее) к числу два (пять, восемь?» (Дети обосновывают свой ответ.)
Вариант 4 «Отгадай число».
Цель: Закреплять умение составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа в пределах 10. Развивать логическое мышление.
Воспитатель дает детям задания: «Назовите число, которое составляют следующие числа: выставляет стрелочки часов на пять и два, два и четыре, пять и три, четыре и шесть. Назовите числа, которые составят число три (ставит число вверху). Дети стрелочками должны показать (один и два, два и один). Назовите числа, которые составят число пять (семь, девять).
Вариант 5 «Составим задачу».
Цель: Учить детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. Развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитатель рассказывает детям о последовательности составления задачи: «Сначала надо составить условие задачи, потом поставить вопрос к задаче. Педагог предлагает составить задачу на сложение. Уточняет числа, которые будут в задаче. Дети составляют задачу: «На полянке росло 4 грибочка. А под деревом ещё 2 грибочка. Сколько всего грибочков росло?» Воспитатель вместе с детьми определяют структуру задачи. Какое условие задачи?
Какой вопрос в задаче? Дети выставляют условие задачи на «Часиках - всезнайках» и решают её.
Вывод: Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Нельзя забывать о том, что ведущая деятельность дошкольников - игровая. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.
Игровая деятельность:
побуждает детей к общению друг с другом;
способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
способствует совершенствованию разговорной речи;
способствует обогащению словаря;
оказывает влияние на формирование грамматического строя языка
Познавательные идактические игры, дают возможность многогранного развития личности, развития способностей, сплочения детей на основе общих замыслов и интересов.