Татьяна Соколова
Познавательно-развивающая игра «Дорожная мозаика»
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка.
Одним из эффективных и актуальных методов является метод проектов, поэтому в течение учебного года был реализован познавательно-исследовательский проект по обучению дошкольников правилам дорожного движения. Основой которого является моделирование, оно позволяет решить сразу несколько задач. В представляемом познавательно-исследовательском проекте это – формирование у детей элементарных правил безопасного поведения на дороге.
Публикация «Познавательно-развивающая игра „Дорожная мозаика“» размещена в разделах
Отличительной чертой использования метода проектов в ДОУ является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую. Именно поэтому была разработана познавательно-развивающая игра «Дорожная мозаика», которая направлена на формирование у дошкольников основ безопасного поведения на дороге, улице, транспорте, посредством макетирующей деятельности.
Новизна данной познавательно - развивающей игры продемонстрирована в современном оформлении игрового пособия и его многофункциональности, основанной на принципах ФГОС ДО.
Многофункциональная познавательно – развивающая игра «Дорожная мозаика» представляет собой набор игровых полей (6 штук) с изображением дороги, которые собираются как мозаика, собранных в один макет. Каждое поле несет определенную функцию. Модель дороги отражает реальный перекресток улиц г. Череповца: проспекта Победы, Гоголя, Первомайской. Выполнен из эстетичных, прочных, долговечных, легких и безопасных для детей материалов: пластика, бумаги, ламинирующей пленки. Игра имеет свой дизайн, содержит развивающий эффект и динамику поиска. Систематически используется в образовательной деятельности, в игре со сверстниками и самостоятельной игровой деятельности.
Развивающая игра «Дорожная мозаика» позволяет ставить и решать следующие задачи:
1. Формирование у детей элементарных знаний о правилах безопасного дорожного движения;
2. Развитие умений и навыков безопасного поведения на улице, различать и называть дорожные знаки;
3. Воспитание умения в повседневной жизни стремиться соблюдать правила безопасного поведения на улице;
4. Развитие умения анализировать;
5. Развитие творческих способностей;
6. Сплочение детского коллектива через совместное творчество.
Игра «Дорожная мозаика» разработана с учетом основных принципов ФГОС ДО.
Принцип трансформируемости
«Дорожная мозаика» легко трансформируется, дети могут играть в любой части группового помещения.
Принцип содержательной насыщенности
Игра содержательно насыщена помимо игровых полей к игре прилагаются: дорожные знаки, наборы машин, карточки с изображением разнообразных зданий, стойки для карточек, остановки, автомойка, заправка, а также главные персонажи игры «Семья Дорожкиных».
Принцип доступности
Игровой материал находится в свободном доступе детей.
Принцип полифункциональности обусловлен возможностью разнообразного использования различных составляющих данного игрового пособия.
Принцип вариативности
Данная игра предназначена как для индивидуального, так и коллективного пользования детей в возрасте от 3 до 7 лет. Вариативность представлена в количестве вариантов игр, в полном или частичном объеме. Дети в процессе игры придумывают новые варианты и правила.
Каждое игровое поле несет в себе свою обучающую тематику.
На поле № 1 дети знакомятся с:
1. Пешеходным переходом
2. Дорожными знаками
3. Работой водителя автобуса
4. Правилами поведения на остановке и в транспорте
На поле № 2 знакомство с:
1. Запрещающими дорожными знаками
2. Регулируемым перекрестком
3. Двухсторонним движением
На поле № 3 знакомство:
1. Односторонним движением
2. «островком безопасности»
На поле № 4:
1. Знакомство с перекрестком
2. Разметкой дороги
3. Назначение поста ДПС
На поле № 5 знакомство с :
1. Правилом поведения на тротуаре
2. Нерегулируемым перекрестком
На поле № 6 знакомство:
1. Надземный пешеходный переходом
2. Правилами парковки
В помощь к данному пособию была разработана картотека игровых ситуаций «Размышляй-ка». В роли главных героев выступают вымышленные персонажи семья Дорожкиных, которые попадают в различные дорожные ситуации, и просят помощи у детей.
Для удобного использования детьми данного игрового развивающего пособия к нему прилагается руководство. Где имеются условные обозначения. Для младшего дошкольного возраста условные обозначения созданы по цветовому принципу, для удобства размещения дополнительных атрибутов к макету. Для старшего дошкольного возраста по цифровому принципу.
На игровом поле есть условные обозначения: зданий, домов, заправки, автомойки и т. д. Дети могут самостоятельно их поставить благодаря руководству.
Для успешного усвоения информации были созданы дополнительные материалы. Картотеки: бесед, подвижных игр, стихов, загадок, дидактических игр, сказок, лабиринтов. Конспекты сюжетно-ролевых игр, различный наглядный материал, видеотека с обучающими мультфильмами.
Практическая значимость этой игры состоит в том, что систематизация нового и закрепление пройденного материала происходила косвенно, в процессе игровой деятельности, относительно задач, которые поставил взрослый перед ребенком.
Данная познавательно - развивающая игра «Дорожная мозаика» способствовала совершенствованию и закреплению знаний дошкольников об основах безопасного поведения на дороге, улице и транспорте, что было выявлено в ходе систематических наблюдений за развитием детей, в процессе реализации проектно-исследовательского моделирования.