Любовь Насрулаева
Дидактическая игра «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Времена года» для детей 3-4 лет
Автор – составитель воспитатель Насрулаева Л. В
(В игре участвует подгруппа детей)
Цели: обучающая, развивающая, познавательная, воспитательная.
Задачи:
Публикация «Дидактическая игра „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2015
- учить детей рассказывать о характерных особенностях времени года с помощью условных обозначений на мнемотаблице;
- развивать у детей связную речь, внимание, образное мышление, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- воспитывать понимание красоты природы родного края в разные времена года.
Форма работы: подгрупповая или индивидуальная.
Форма игры: беседа с элементами игры.
Игровой материал и наглядные пособия: мнемотаблицы, по четыре карточки - для каждого ребёнка и для воспитателя, сюжетная картина «Весна».
Описание и приёмы проведения игры. Дети и воспитатель сидят за столом. По ходу беседы воспитатель показывает детям сюжетную картину «Весна», во время игры раздаёт каждому участнику мнемотаблицу и карточки, а также кладёт перед собой. На таблице и на карточках одни и те же рисунки, выполненные схематично и характеризующие признаки времени года : солнышко, распустившаяся почка, первая травка, прилёт птиц.
Беседа: - Ребята, послушайте о каком времени года я вам расскажу : «Начинает ярко светить солнышко. От него тепло. Тает снег. Бегут ручьи. Появляются небольшие островки земли. На них появляются первые цветы, травка. На деревьях лопаются почки и появляются маленькие листочки. Прилетают из тёплых краёв птицы».
- Ребята, кто из вас догадался, о каком времени года я рассказала? (Ответы детей). Я вам покажу картину, а вы мне расскажете, что на ней видите. (Дети по картине дополняют признаки весны. Если дети затрудняются, воспитатель помогает наводящими вопросами, чтобы дети могли поразмышлять). - А теперь мы с вами будем играть вот с такими таблицами (показать и раздать). На них рисунки, которые рассказывают о весне. Каждый рисунок находится в квадратике. Назовём его «окошечко». Мы их будем закрывать вот такими маленькими карточками (показать и раздать, на которых такие же рисунки.
Ход игры
Первый этап игры:
- Ребята, давайте посмотрим в первое «окошечко» (показывает у себя, дети ставят пальчик в своё «окошечко»).
- Денис, скажи, пожалуйста, что нарисовано в этом «окошечке»? (Солнышко). Давайте возьмём карточку, на которой нарисовано солнышко и положим его в «окошечко». Какое солнышко весной? (Тёплое, ласковое).
- Полина, как ты думаешь, что нарисовано во втором окошечке? (Из почки появился листочек. Если ребёнок не даёт ответ, воспитатель обращается за помощью к другим детям или рассказывает сам). Возьмём карточку и положим во второе «окошечко».
- Ребята, а кто из вас хочет сказать, что нарисовано в следующем «окошечке»? (Выросла травка). Правильно. Положим карточку в «окошечко», на которой нарисована травка.
- У нас ещё осталось одно не закрытое «окошечко». Что же в нём нарисовано? (Прилетели птички. Дети дают коллективный ответ). Возьмём карточку, на которой нарисованы птички и положим в последнее «окошечко».
Второй этап игры: - А теперь, ребята, мы из карточек будем составлять дорожку. По показу воспитателя дети берут из «окошечек» по порядку карточки, выкладывают на столе в виде дорожки. При этом воспитатель комментирует действия рассказом, а дети подговариваются «Весной пригревает тёплое и ласковое солнышко. Появляются из почек листочки. Вырастает травка. Прилетают птицы».
Обобщение. – Ребята, мы сегодня рассказывали о каком времени года? (О весне).
Вы молодцы. Были внимательными, старались отвечать на мои вопросы и делать правильно задания. Помогали друг другу играть. Я вам за старание подарю вот такие картинки. (Смайлы «Так держать!»).
Рекомендации проведения игры:
- Данный вариант игры может быть использован для игры с мнемотаблицами других времён года. ( Образцы мнемотаблиц : лето, осень, зима и описание к ним прикладываются к варианту игры с мнемотаблицей «Весна»).
- Мнемотаблицы и карточки должны быть в цветном изображении.
- В работе с мнемотаблицей используется приём наложения.
- Правила игры воспитатель объясняет по ходу.
- Речь воспитателя чёткая, эмоциональная, спокойная, краткая, выражена мимикой и жестами.
- Беседа должна быть краткой, вступительной. Основное время отводится игре.
- До игры воспитатель знакомит детей с характерными признаками разных времён года; с художественными изображениями на картинках, с художественным словом: загадки, пословицы, поговорки, стихи. и др; прослушиваются аудиозаписи; проводятся наблюдения на прогулке за сезонными изменениями.
- Во время игры, дети дают ответы по желанию. Воспитатель активизирует малоактивных детей, поощряет активных.
- Естественная обстановка игры сопровождается высказываниями детей из собственного опыта.