татьяна Климанова
Дидактическая игра в обучении детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Дидактическая игра в обучении детей дошкольного возраста
Согласно концепции обучения детей дошкольного возраста игра рассматривается как основной метод обучения. В игре наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и развивается психика ребёнка.
Публикация «Дидактическая игра в обучении детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В дошкольном возрасте ребенок все стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения детей в дошкольной организации. В дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми.
Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф. Фребелем. Он высоко ценил игру, считал ее важным средством воспитания и обучения ребенка. В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е. И. Тихеевой, разработавшей ряд игр для знакомства с окружающим и развития речи.
Большое внимание использованию дидактической игры в детском саду уделялось следующими педагогами: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова, А. К. Бондаренко, А. А. Смоленцова, Е. И. Удальцова и др.
Дидактическая игра, как разновидность игровой деятельности, представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка [2].
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
– освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое "учиться");
– имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов;
– недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
Дидактические игры- игры обучающие. Основное их назначение – способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес дошкольника к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся [1].
В каждой дидактической игре есть дидактическая задача, игровые действия, игровые правила. Дидактические игры в педагогическом процессе являются: во-первых, методом обучения, во-вторых, самостоятельной игровой деятельностью. В качестве первого они широко используются на занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, по ознакомлению с окружающим, музыкальных в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний. Содержания игры и ее правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными требованиями того или иного вида занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежит педагогу. Как самостоятельная игровая деятельность, дидактические игры проводятся в свободное от занятий время. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь, в том случае, если правила игры детьми усвоены, и они им интересны.
В обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль его различна. На занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, в самостоятельных играх дошкольников он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.
В руководстве играми педагоги выделяют три этапа: подготовка игры, ее проведение, анализ результатов.
По характеру используемого материала дидактические игры принято условно делить на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные.
Дидактические игры – это обучающие занятия, поданные в непринужденной развлекательной форме. Игры мобилизуют внимание, мышление, память. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но и также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.
Такая методика обучения прекрасно подходит для детей дошкольного возраста. Ведь игра для ребенка – это ключевой способ познания окружающего мира. Играем с друзьями – и одновременно приобретаем новые знания и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить!
Дидактические игры являются своеобразным средством обучения, отвечающим особенностям ребенка, включающееся во все системы дошкольного воспитания.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволяет игра. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается в игровой форме. В этих играх у детей развивается не только психические процессы: мышление, речь, память, произвольное внимание, но и такие важные качества личности, как целеустремленность, сосредоточенность, умение подчинять свое поведение определенным правилам, и такие социальные чувства, как сопереживание, умение прийти на помощь, коллективизм, дружба и др.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
Литература:
1. Аванесова В. А. «Дидактические игры для дошкольников». – Москва. – Просвещение,1982.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., Просвещение, 1990.
3. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., Просвещение, 1975.
4. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М. ,1976.
5. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014.