Елена Волкова
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Е. С. Волкова, педагог – психолог
ГБДОУ детский сад № 30 Адмиралтейского района СПб
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника : обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Дошкольник в 4-5 лет - это человек с богатым и разнообразным эмоциональным миром, он глубоко чувствует, его переживания, прежде всего, тесно связаны с отношениями в кругу близких.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства.
Важной особенностью эмоционального развития является тесная связанность с ситуацией непосредственного общения переживаний через призму непосредственных коммуникативных отношений.
В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью.
Одним из важнейших компонентов нравственного развития детей является развитие эмпатии как способности человека к сочувствию другим людям и сопереживанию с ними, к пониманию их состояний. Изучение эмоций ребенка играет большую роль в выявлении причин поведения ребенка, позволяет определить его отношение к миру.
В нашем дошкольном учреждении большое значение уделяется развитию эмоциональной сферы детей. Задачи, которые мы ставим перед собой, это:
1. Формирование у ребенка понимания своего эмоционального мира;
2. Формирование у ребенка понимания эмоционального мира окружающих;
3. Формирование умения контролировать свои эмоциональные состояния и выражать их социально-приемлемыми способами;
4. Снижение уровня тревожности, формирование адекватной самооценки;
5. Определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
6. Создание соответствующих психологических условий для успешного взаимодействия дошкольника со сверстниками и взрослыми.
Система работы по эмоциональному развитию состоит из 66 занятий и рассчитана на три года: средняя, старшая и подготовительная группы. По 22 занятия в год.
Одну и ту же тему дети проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту, содержание которых качественно расширяется и углубляется. Таким образом, происходит развитие от простого к сложному, и любой ребенок может в своем индивидуальном темпе обучаться по данной программе.
Все занятия строятся в доступной и интересной для детей форме.
Для этого в основном используются:
- Развивающие игры (сюжетно – ролевые, игры – драматизации и др.)
- Рисование.
- Чтение художественных произведений.
- Музыкальное сопровождение.
- Танцевальные упражнения.
- Релаксационные упражнения.
- Беседы.
- Моделирование и анализ заданных ситуаций
- Мини – конкурсы, игры – соревнования
- Дидактические игры – презентации
Одну из таких игр представляю вашему вниманию (см. вложение) : «Радуга эмоций». Цель игры: умение определять и различать эмоции человека. Инструкция: нажимать мышкой на картинку с эмоцией. При правильном ответе звучат аплодисменты. Подготовила игру: педагог-психолог Волкова Е. С.
Список литературы, рекомендованный к прочтению воспитателям и родителям:
1. «Непослушный ребенок» Д. Добсон
2. «Три ошибки наших родителей» А. Курпатов
3. «Первое руководство для родителей» А. Курпатов
4. «Ваш непонятный ребенок» Е. Мурашова
5. «Книга для неидеальных родителей» И. Млодик
6. «Проблемный ребенок» А. Курпатов
7. «Новый нестандартный ребенок» В. Леви
8. «Если малыш плачет без причины» А. Луговская
9. «Как говорить, чтобы дети слушали» А. Фабер
10. «Игры с водой» Л. Данилова
11. «400 способов занять ребенка от 2 до 8» Ш. Фельдчер
12. «Правила счастливых семей» Д. Миллер
13. «Дети – тюфяки и дети – катастрофа» Е. Мурашова
14. «Эмоциональный интеллект ребенка» Д. Готтман
15. «Ребенок и стресс» Левис Ш., Левис Ш. К
16. «Давай поиграем!» И. А. Пазухина
17. «Давай познакомимся!» И. А. Пазухина
18. «Развитие эмоционального мира детей» Княжева Н. Л
19. «Сердце отдаю детям» Сухомлинский В. А
20. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюкова С. В., Слободяник Н. П.