Светлана Зайченко
Дидактическая игра «Нижегородские промыслы»
Актуальность
Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко сталкиваются с народными промыслами.
Народные художественные промыслы (народное ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки.
Публикация «Дидактическая игра „Нижегородские промыслы“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нижегородская область, Нижний Новгород
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2020
Доказано, что народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления у детей о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.
Учитывая это, мы решили провести дополнительную работу по ознакомлению детей с народными промыслами Нижегородского края, обогащая при этом развивающую среду группы.
Проблема
Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей.
Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества.
Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными.
Если поближе познакомиться с народными мастерами, мы узнаем больше о нашей малой родине, о секретах мастерства людей. И, возможно, такая нить настоящего не порвется. И появиться надежда на возрождение и развитие малой родины, на благополучие будущего.
Педагогическая ценность:
Предложенные дидактические игры «Нижегородские промыслы» предназначены для закрепления и расширения представлений детей о хохломской и городецкой росписи.
Они помогут выделить характерные особенности, сравнить, рассказать об этих промыслах.
Игра 1 «Нижегородские промыслы»
Цель: закрепление знаний старших детей о нижегородских художественных промыслах, о цветовой гамме городецкой и хохломской росписях.
Дидактические задачи:
закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в промыслах нижегородского края;
упражнять в составлении целой картинки из отдельных частей;
развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество;
вызвать интерес к предметам декоративного искусства.
Материал: плоскостные изображения хохломской и городецкой росписи; отдельные элементы данных росписей; карточки с цветовой гаммой различных росписей и различными предметами народного промысла; фишки.
1 вариант игры: в игре может принять участие один ребенок или трое детей. Ведущий показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого, играющие выкладывают элементы росписей. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.
Правила игры: быстро составить предложенной узор и рассказать об этой росписи.
2 вариант игры: в игре принимают участие несколько детей.
На столе лежат карточки-образцы цветовой гаммы. Ведущий показывает изделие народного промысла, а дети должны поднять карточку с цветовой гаммой, присущей этой росписи. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого фишек больше.
Правила игры: выигрывает тот, кто быстрее и правильнее найдет цветовую гамму той или иной росписи.
Игра 2 «Составь узор» (городецкая роспись)
Цель: Развивать интерес к народным промыслам.
Дидактические задачи:
Продолжать знакомство старших детей с городецкой росписью.
Закреплять умение составлять декоративные композиции на разнообразных силуэтах: солонка, ковш-утица, разделочная доска, тарелка.
Самостоятельно подбирать форму и композиционное решение узора.
Развивать чувство симметрии, ритма, творчество.
Воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
Материал: плоскостные изображения различных предметов; элементы городецкой росписи; образцы украшенных узором силуэтов.
Описание игры: Детям предлагается разместить элементы узора городецкой росписи на выбранном силуэте в соответствии с правилами и традициями данной росписи.
Ход игры: в игре может принять участие один ребенок или группа.
Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию
Игра 3 «Найди лишнее»
Цель: учить детей находить предметы определенного промысла среди предложенных.
Дидактические задачи:
Развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство.
Развивать мышление, эстетическое восприятие
Воспитывать любовь и уважение к народным мастерам
Материал: 3-4 изделия (или карточки с их изображением) одного промысла и одно - любого другого.
Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор.
Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.
Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше.