Елена Кормильцева
Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят специалисты в области психологии и педагогики, это знают все современные родители. Игра в детские годы доминирует над абсолютно всеми другими делами ребёнка. Собственно по этой причине известный психолог Л. С. Выготский именовал её основной деятельностью детей дошкольного возраста [1].
Суть игры как ведущего вида деятельности содержится в том, что ребята воспроизводят в ней различные стороны жизни, характерные особенности отношений взрослых, уточняют свои собственные познания о находящейся вокруг действительности [2].
Публикация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Согласно взглядам русского педагога К. Д. Ушинского в игре ребёнок «живёт» и отпечатки этой жизни глубже становятся в нём, нежели следы настоящей жизни. В игровой деятельности дошкольник учиться подчиняться собственным правилам игры, познаёт правила общения с людьми, развивает интеллектуальные возможности и познавательные интересы, которые очень важны для благополучного обучения в школе. Значит, игра для детей – серьёзное занятие [3].
В исследовании В. А. Дрязгуновой [4] демонстрируются некоторые аспекты воспитательно-образовательной работы с детьми по знакомству с природой в дидактической игре, которая упражняет мастерство ребёнка различать растения, тренирует навыки отыскивать сходства и различия признаков группы животных и растений.
Концепция включения игры в процедуру обучения с давних пор притягивает внимание педагогов. К. Д. Ушинский неоднократно подчёркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой.
Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств [5].
Все известные исследователи в своих изучениях допускают существенную обучающую и развивающую функцию дидактической игры. А. К. Бондаренко подчёркивает, что подобная игра может рассматриваться как способ обучения, как форма организации занятия. Она является самостоятельной игровой деятельностью и оказывает всестороннее воздействие на развитие личности ребёнка. Исследователь выделяет структуру игры: дидактическую задачу, игровые правила, игровые действия [6].
Принимая во внимание важность дидактической игры, на первое место в её структуре следует необходимо поставить правила, которые определяют её процесс и результативность. Далее – игровые действия, которые формируют интерес и поднимают эмоциональный отклик участников этой игры. И только лишь на третье место можно поставить дидактическую задачу. В частности можно отметить, что игровые правила и действия – это данные элементы структуры игры для детей, а дидактическая задача – данный компонент её структуры для педагога. Непосредственно педагог устанавливает, что с помощью игры необходимо совершенствовать в ребёнке (какие знания, умения, навыки). В самостоятельной игровой деятельности дошкольники желают приобретать удовольствие от игры и, безусловно, совсем никак не руководствуются игровой задачей.
В экологическом воспитании игры с правилами могут занять важное место. Они предоставляют возможность показать различные явления природы, приобретенные во время наблюдений в природе, чтения художественной произведений. Значительную роль представляют подобные игры в развитии разных умственных навыков дошкольников : умений исследовать, сравнивать, группировать [1].
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической (экологической) игре придается огромная значимость. Существует её очевидное результативное влияние на интеллектуальные способности, на формирование экологической культуры растущего ребёнка.
При использовании дидактических игр, как метода экологического образования находят решение следующие задачи:
1) Формирование экологических представлений о мире животных;
2) Формирование экологических представлений о растениях;
3) Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы;
4) Формирование экологически бережного отношения к объектам природы.
Дидактические игры можно использовать, начиная с младшей возрастной группы.
Цели игры природоведческой тематики для данного возраста таковы :
- вызвать интерес к природе, её разнообразию;
- стимулировать желание больше узнавать о явлениях и объектах мира природы;
- формировать первичные навыки бережного и заботливого отношения к растениям, животным.
Поэтому можно утверждать, что в младших группах детского сада дидактические игры природоведческой направленности служат воспитанию зачатков экологической культуры. Организовывая игру с младшими дошкольниками, необходимо принимать во внимание их психологические особенности.
Ведущая деятельность у малышей вначале предметная, но всё-таки, многие малыши ближе к трём годам более уверенно чувствуют себя в играх, где требуется не только манипулировать с предметами, однако и контактировать, проявлять воображение и находчивость.
Большое значение для младших дошкольников имеют дидактические игры, так как они предоставляют возможность педагогу решать в то же время образовательные, развивающие и воспитательные задачи в увлекательной, понятной и нескучной форме:
1) Воспитательное воздействие дидактической игры на ребёнка заключается в необходимости следовать правилам, подчиняться общим интересам. Таким образом, формируются важные моральные качества: терпение, умение контролировать себя, свои чувства, уважать интересы товарищей.
2) Развивающее сенсорное воздействие обусловлено тем, что для игр используется разнообразный, зачастую новый для малышей материал (печатный, природный, предметный, дети знакомятся с предметами разных размеров, качеств, фактуры, совершенствуя способность обследовать их с помощью различных анализаторов (слуха, осязания, зрения).
3) Развитие речи стимулируется в каждой игре, поскольку дидактические игры требуют от игроков общения (как минимум – с педагогом, а также пояснения собственных действий и ожидаемого результата.
4) Физическое развитие осуществляется благодаря наличию в каждой игре необходимости совершать манипуляции с предметами, что служит тренировке мелкой моторики рук и навыка координации действий.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
1) Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Играя с ними, дети обучаются сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Значимость данных игр в том, что с их помощью малыши знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Игры с природным материалом желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Семена растений, листья, камушки, цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. - всё это используется в качестве природного материала для организации и проведения дидактических игр данного вида.
2) Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитию памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т. д.
3) Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Организация дидактической игры экологического содержания требует выполнения определённых условий [3] :
- игра должна нести образовательную нагрузку, не быть только средством развлечения;
- педагог должен обладать научными знаниями о содержании игры (знать повадки животных, особенности их питания, правильные названия растений, плодов, семян и т. д.);
- игру нужно проводить эмоционально, выразительно, чтобы вызвать и поддерживать заинтересованность детей;
- сам воспитатель непременно должен включиться в игру, не забывая руководить её ходом, развивать и направлять в соответствии с образовательными и воспитательными задачами;
- следует оптимально сочетать средства и способы эмоционального воздействия на детей (не перегружать игру яркими изображениями, обилием материала);
- наглядные образы подбирают выразительные, понятные детям, будь то игрушки или изображения;
- все материалы, используемые в игре, должны выглядеть реалистично и соответствовать настоящим природным объектам или максимально к этому приближаться;
- должна быть создана дружелюбная и доверительная атмосфера.
Дидактические игры в первой младшей группе длятся 5-6 минут, во второй младшей можно увеличить до 8 -10, но не стоит затягивать игу, даже если малыши хотят продолжать. Лучше отвлечь внимание детей другим видом деятельности, а к игре вернуться во второй половине дня или спустя несколько дней.
При подготовке дидактической игры нужно поставить дидактическую задачу.
1) Воспитатель должен отчётливо представлять, выработке каких умений и навыков, воспитанию каких чувств или качеств предназначается игра;
2) Подобрать материалы и наглядность в соответствии с методическими требованиями. Обдумать, как доступно и кратко объяснить правила игры;
3) В младших группах знакомство с правилами игры сопровождаются показом действий;
4) Предусмотреть возможные трудности, вопросы малышей и ответы на них. Продумать подведение итогов.
5) Для младших дошкольников важен не столько результат, сколько сам процесс игры, но итоговое слово педагога должно служить средством поощрения детей, стимулировать дальнейшее участие в аналогичных играх, а также обобщить полученные знания.
Дидактическая игра экологического содержания состоит из следующих компонентов:
1. Сообщение игровой задачи. Часто её содержит само название игры, например: «Найди детёнышей», «Сварим компот», «Посади огород».
2. Игровая задача – это краткое описание последующих игровых действий и их результата.
3. Сообщение правил игры. Даже самым маленьким нужно чётко говорить правила, чтобы они учились слушать их и следовать им. На сообщение игровой задачи и правил уходит в целом около 1 минуты.
4. Основная часть игры. Состоит из ряда последовательных действий, необходимых для достижения результата. Длится от 5 до 7 минут.
5. Заключительная часть, обсуждение результата.
Воспитателю необходимо подчеркнуть, что цель игры достигнута, похвалить малышей и подчеркнуть важность достигнутого. Продолжается недолго, до полминуты, однако играет немаловажную роль : дети учатся доводить начатое дело до конца и видеть результат собственных действий.
Можно использовать дидактические игры по экологии на прогулках, в непосредственно образовательной деятельности, а также в свободное время.
Отсюда вывод, что дидактические игры экологического содержания расширяют представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
Список использованных источников
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 2016 - № 6 – с. 56-67
2. Эльконин Д. В. Психология игр [Текст] /Д. В. Эльконин. - М. : Гуманитарный издательский центр Владос, 2011
3. Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: [Текст] Учебное пособие для педучилищ / Л. А. Каменева – М. :Просвещение,1992. с. 240
4. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. - М. : Педагогика, 2011. – 184с.
5. Максимова М. В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников [Электронный ресурс] /Е. В. Максимова Режим доступа: https:/moiuch.ru//archive/
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : [Текст] Книга для воспитателя детского сада/А. К. Бондаренко. - М. :Просвещение,1991. с. -123