Елена Ботвиньева
Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста.
Одним из самых важных средств развития сенсорной сферы является дидактическая игра. По словам ряда авторов, основной особенностью дидактических игр является то, что это игры направлены на обучение. Они способствуют развитию познавательной деятельности, которая является основой обучения. В играх данного типа есть своя привлекательность для детей. Им важна не заложенная задача, а возможность получить результат, одержать победу. Участникам игры важно иметь знания овладеет знания, связанные обучающей задачей, иначе, вероятность успешного выполнения игровых действий будет мала. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр (4;6).
Публикация «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Фридрих Фребель - автор педагогической системы дошкольного воспитания считал: задачей первоначального образования является не в обучение в прямом смысле этого слова, а организация процесса игры. В систему игр, направленных на обучение, вошли игры с различными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). Обязательной частью обучающих игр являются стихи, песни, рифмованные сказки, написанные Фребелем (35;25)
. Е. И. Тихеева - является автором одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания. Она предложила новый взгляд на дидактическую игру. По словам Тихеевой, она (дидактическая игра) является лишь частью вoспитaтeльнo-образовательной работы с детьми вместе с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Задачи в играх, предлагаемых Е. И. Тихеевой, не входят в рамки упражнений для сенсорного развития ребенка.
Целью является формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок, приобретение умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих задач потребовало внесения изменений в содержания игр, увеличения набора дидактических материалов. В содержании игр вошла жизнь, которая окружает ребенка со всем разнообразием природного мира, взаимоотношений, предметов, созданных людьми.
Тихеевой разработано большое количество дидактических материалов, различных игр, используемых как в домашних условиях, так и в условиях образовательных учреждений.
Л. А. Венгром разработана система дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая направленна на то, чтобы научить детей полноценному восприятию цвета, формы, величины, положение в пространстве (5;26). Труды многих ученых направлены на создание групп игр для более полного развития интеллекта детей, которые характеризуются перенесением усвоенных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет закрепленных правил, перед детьми стает необходимость выбора путей решения задач. (3;27).
«В дидактической игре, - указывала Богуславская, - формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В игре ребенок развивается физически, приучает наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей» (3;32).
А. К. Бондаренко говорил о том, что в педагогике дошкольного возраста все дидактические игры представлены в трех основных группах: предметные игры (с использованием игрушек, природного материала и т. д.); настольные печатные игры; словесные игры. В играх с предметами участвуют игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность расширять и уточнять знания детей, способствуют развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, классификации, совершенствуется речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания (4;28).
А. В. Запорожец, А. П. Усова говорили о том, что среди предметных игр особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети играют определенные роли, например, врача, пациент в игре «Больница». Игры-инсценировки дают возможность уточнить представление о различных бытовых ситуациях («Устроим кукле комнату», о литературных произведениях («Путешествие в страну сказок», о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо»). Развитию координации мелких движений и зрительного контроля за ними способствуют игры с бирюльками, кеглями, настольным бильярдом. Главенствующую роль подобные игры имеют при переходе «границы» к школьному обучению. Игры с использованием природных материалов (семян, растений, листьев, разнообразных цветов, камешков, ракушек) дают возможность укрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация. Подобные игры используются непосредственно во время прогулки, взаимодействуя с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами (4;45).
В дидактических играх используется многообразие игрушек, в которых ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках. Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они способствуют уточнению и расширению представлений детей об окружающем мире, систематизированию знания, развитию мыслительных процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, паззлы. Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения. В настоящее время большой популярностью пользуются паззлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание (изображение сценок из мультфильмов, животных, замков). Особенностью словесных игр является то, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Н. Н. Палагина указывала, что дидактическая игра имеет структуру, которая характеризует игру в качестве формы обучения и игровой деятельности одновременно. В дидактической игре можно выделяются следующие составные части игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры; результат (подведение итогов). Дидактическую задачу по Н. Н. Палагиной определяет цель обучающего и воспитательного воздействия, формулируется педагогом. В ней отражается обучающая деятельность. Задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные задачи (4;27).
Правила игры, содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования и взаимоотношениям детей к выполнению норм поведения. Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры. Необходимо отметить достижения каждого ребенка. Очень важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявление поведения детей и качеств их личности в игре; как проявилась их взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели (17;7).
Дидактические игры имеют разнообразное содержание, игровой материал, игровые действия, познавательную деятельность. Руководство игрой предоставляется воспитателю. Руководство проявляется в реализации дидактических задач по средствам игры, то есть, используя игровые действия и правила. Однако, одновременно с руководством, воспитатель становится участником игры (25;47).
Огромное значение в руководстве играми имеет слово воспитателя. Обращение к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснение игровых действий, вопросы к детям - все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию детьми включенных в игру задач. Дидактическую игру можно охарактеризовать разнообразием форм деятельности и их сочетании. Включение более сложных интеллектуально-волевых задач способствует проявлению интереса к дидактическим игам у старших детей. Практическая деятельность детей в игре становится более осознанной: она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс (4;35).
По словам Палагиной Н. Н: Руководя дидактической игрой, воспитатель имеет широкие возможности использовать разнообразные формы организации детей и тем самым усиливать моторно-двигательную активность. Контакт педагога с детьми, детей между собою достигается легче и быстрее, если дети сидят кружком или полукругом, а воспитатель в центре круга или полукруга. Иногда дети делятся на группы, занимающие разные места, а иногда "едут путешествовать" и покидают пределы группы. Результатом дидактической игры является то, чего достиг ребенок: усвоение знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто победа, полученная любым способом. Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие (19; 29).
Вывод: Таким образом, дидактическая игра в качестве формы обучения детей, включает в себя два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель играет роль учителем, и вместе с тем участника игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Следовательно, дидактическая игра является сложным, многогранным явлением. В процессе дидактических игр происходит не только укрепление сенсорных эталонов, но и развитие всех психических процессов детей, их эмоционально-волевой сферы, способностей и умений.
1.3 Организация занятий и предметно-игровой среды для сенсорного развития детей раннего возраста.
Изучение восприятия дошкольников А. В. Запорожцем и его последователями А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддьяковым говорят о том, что сенсорное воспитание предполагает, в первую очередь, правильную организацию предметно - развивающей среды, которая является одним из условий сенсорного развития детей (5; 22).
Организация развивающей среды в целом рассматривалась, в той или иной мере, большим количеством исследователей в различные исторические периоды. Ведущую роль предметной среды в формировании личности ребёнка подчеркивают в своих исследованиях Р. Б. Стеркина, Н. А. Ветлугина, Г. Н. Пантелеев, А. В. Петровский. Н. А. Рауцкая, В. С. Мухина и др. (22).
Широковой Г. А было подчеркнуто, что вопрос организации развивающей среды в группах раннего дошкольного возраста недостаточно рассмотрен. Особенно значимы для детей раннего возраста социальные условия жизни, складывающиеся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что является культурой воспитания. При этом, современный интерьер и дизайн помещений, в которых проходят занятия; оборудование, мебель, игрушки, пособия для детей, рассматриваются как неотъемлемые части предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
-Реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
-В случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
-Учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс (15).
Находясь в условиях предметно - развивающей среды, ребенок имеет возможность не только познать свойства, качества, назначение различных предметов, но и получить опыт социального общения, формой которого является установление контактов со сверстниками во время игры. Это служит началом процесс формирования элементарных навыков коммуникации.
Взрослый выступает в качестве образца для подражания, с его помощью передаются общечеловеческие нравственные нормы и правила. Используя различные способы привлечения внимания детей, возбуждая их интерес, появляется возможность, заложить начало в развитии любознательности. Пища для ума, полученная ребенком, способствует его охотному участию в занятиях и радости им. Во время занятий ребенок, который приучен слушать взрослого, обращать внимание на то, что ему показывают, получает определенные знания о разных предметах, их назначении, внешнем виде, ряде свойств, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др., развивается и совершенствуется его восприятие.
Г. А. Широкова говорила об условиях, которые способствуют более эффективному сенсорному развитию детей раннего возраста. Таковыми являются: создание предметно развивающей среды, способствующей развитию сенсорного воспитания детей через игру; создание системы дидактических игр в планировании; индивидуально дифференцированный подход;
-формирование сенсорного восприятия в каждом виде деятельности через игровую форму, психологическая комфортность детей, обеспечивающая эмоциональное благополучие (45).
Результатами работы являются:
-повышенный уровень развития сенсорного воспитания детей; положительный эмоциональный настрой;
-навыка общения со сверстниками и взрослыми;
- способность различить основные геометрические фигуры и их варианты, а также, основные цвета спектра.
В процессе проведения занятий и в повседневной жизни, условия, которые были специально созданы, обеспечивают возможность накопления разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений. Также, эти условия способствуют формированию элементарных представлений об основных разновидностях величин, форм и цветов. Как результат, возможность формирования умения выделять различные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т. п. Ввиду недостаточности владения речью, основные средства выражения мыслей и чувств - действия (36).
В повседневной жизни необходимо давать детям возможность наблюдать за предметами, явлениями. Сенсорное воспитание в данный возрастной период - является главным условием развития познавательной деятельности, формирования правильности и быстроты ориентировки и эмоциональной отзывчивости. А быстрое включение сенсорных систем является одной из основных способностей человека, основой его полноценного развития (45; 49).
В процессе подбора дидактических материалов, необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то столь же насыщенными, яркими должны быть и все цвета. Иначе, ребёнок с нарушением цветового восприятия, может как ориентир использовать не на сам цвет, а то, насколько он интенсивен (13;46).
Плавность и поэтапность в усложнении заданий, которые направлены на сенсорное развитие, имеет большое значение как для детей раннего возраста, так и для более старших. На протяжении второго года жизни при целенаправленном сенсорном воспитании у ребёнка проявляется положительное отношение к действиям с предметами разной величины, формы, цвета. Он достаточно долгое время изучает их: рассматривает, ощупывает, перекладывает их с места на место, обнаруживая новые свойства (46).
Для ребенка третьего года жизни, при наличии специальных условий - характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, основной линией развития, а все остальные линии развития строятся на сенсорной основе (28;48). Необходимым является наличие условий для интенсивного получения разнообразных представлений (о цвете, форме, величине, фактуре, расстоянии) как во время развивающих игр-занятий, так и в повседневной жизни. При этом важна, не только широта, но и систематизированность представлений. После 3-х лет, главную роль в сенсорном развитии играет знакомство детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их применения. Стоит учитывать резкий скачок в развитии речи, не должно оставаться без внимания стремление ребенка к воспроизведению - вслед за взрослым - слов-названий формы, цвета и самостоятельному их применению. Результатом систематической работы по сенсорному развитию детей раннего возраста являются сформированные умения и навыки, которые говорят о соответствующем уровне развития восприятия. Педагогами была поставлена следующая цель- создание оптимальных условий для развития сенсорных представлений детей раннего возраста в повседневной жизни. Для достижения данной цели, был сформулирован ряд задач: Развитие детей, обогащение их сенсорного опыта при помощи выделения формы, цвета и величины предметов. Обучение детей установлению сходства и различия между предметами. Формирование у детей умения называть свойства предметов. В работе были выделены три направления: -вoспитaтeльнo-образовательная работа с детьми; обогащение предметно - развивающей среды; организация взаимодействия с родителями. На втором году жизни основная задача - предоставление ребенку, многообразия внешних впечатлений, обращение его внимания к свойствам предметов. Сенсорное развитие в этот период - основной вид деятельности. Обеспечивая появление все новых впечатлений, оно играет важную роль не только для развития деятельности органов чувств, но и для становления нормального физического и психического развития ребенка. На 2-3 году жизни у ребенка накапливаются представления о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, получение этих представлений проходит в форме игры, через игровые ситуации, в которые вносится та цель, та задача, то умение, которое необходимо освоить ребенку. Вследствие заинтересованности детей в развитии сюжетной линии, сопереживания героям, дети в процессе активной познавательной деятельности осваивают приемы группировки и классификации, отношения и зависимости между предметами по их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве, учатся определять последовательность и результативность своих действий. Как результат, переход от простого восприятия предметов, чисел, явлений к осознанию их значений и возможности использования в жизни. Вывод: таким образом, при создании необходимых условий, в процессе проведения занятий и в повседневной жизни, мы способствуем накоплению детьми разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений. Благодаря этим условиям, у них оказываются сформированными умения и навыки, которые свидетельствуют о соответствующем уровне развития восприятия, что облегает дальнейшее обучение детей.
Вывод: таким образом, сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину т. д.). Сенсорное развитие, которое направлено на формирование более полного восприятия окружающей действительности, является основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть того насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Дидактическая игра выступает в качестве средства сенсорного развития детей раннего возраста. Она решает задачи умственного, физического и эстетического развития каждого ребенка. В игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов. Важнейший психологический секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции, общения и т. д. Дети очень любят, когда с ними играет педагог. Все эти элементы игры развивает умственные способности ребенка. В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели. Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания сенсорной активности детей. В ней дети охотно учатся сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у воспитанников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Создавая специальные условия в процессе проведения занятий и в повседневной жизни, мы обеспечиваем накопление детьми разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений. И за счет этих условий у них формируется ряд умений и навыков, свидетельствующих об уровне развития соответствующем уровне восприятия, что облегает дальнейшее обучение детей.