Ольга Гребцова
Дидактическая игра как средство развития у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: статья направлена на рассмотрение проблемы развития речи, педагогические задачи по раскрытию дидактической игры. Авторы раскрывает понятие содержания: для чего нужны игры, как выбрать данную игру, что дает детям, участвуя в дидактической игре.
Ключевые слова: апробация, классификация, активизация.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития у дошкольников» размещена в разделах
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В игре развивается внимание, память, воображение, логика, мир детских эмоций, общение, речь. Особое внимание уделяю дидактической игре, в которой развивается речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связную речь. Речь – дар природы, она объединяет людей, помогает понять. Речь оказывает ребенку и взрослому услугу в познании мира. Для становления речи природа отводит ребенку очень мало времени в дошкольном возрасте. В этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи. Любое нарушение в развитии речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми. К сожалению, сейчас, дети меньше читают художественную литературу и дошкольники больше проводят время за экранами телевизоров и компьютерами, они лишены возможности услышать правильную речь. Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание.
Основная цель работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной речи с помощью дидактической игры.
Всё выше сказанное послужило для выбора темы «Дидактическая игра средство речевого развития дошкольников».
Задачи:
- изучить теоретические основы использования дидактических игр в процессе образовательной деятельности;
- проанализировать уровень развития речи у детей;
- апробировать дидактические игры в работе по формированию грамматического строя речи, формированию словаря, формированию звукопроизношения, развития связной речи.
Из опыта работы хочу сказать, что дидактические игры считаются одним из эффективных средств обучения.
Благодаря дидактической игре дети знакомятся с птицами, животными («Кто летает?», с овощами, фруктами («Вкус и запах», с окружающей действительностью («Что из чего сделано?», «Магазин», с природой («Угадай дерево по листу», «Кто как разговаривает», «Кто где живет?», «Подскажи словечко», «Кто кем был?»).
Игры со словами, «Какие бывают собаки?», «Измени предложение» учат детей пересказывать, составлять рассказы по образцу, по сюжетной картине, из личного опыта, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки. С радостью отгадываю загадки на любую тему, ведь в загадках дети формируют быструю реакцию на слово.
Большинство дидактических игр ставят перед детьми задачи: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Дидактическая игра – это сложное педагогическое явление, одна из форм воздействия педагогов на ребенка, которая помогает сделать любой учебный материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний.
Из опыта работы, хочу сказать, что дидактическая игра позволяет закрепить знания и навыки детей, применить их на практике. Используя дидактическую игру в работе, необходимо помнить, что развитие речи детей в ходе игровой деятельности – попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.
Выбирая дидактической игру необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, что позволит определить дидактическую задачу. Чтобы понять, для чего ребенку нужна та или иная игра и на что она направлена, педагогом ставиться цель игры, которая должна формироваться как развитие способностей ребенка. Правильная организация дидактической игры включает в себя подготовку к проведению и анализу дидактической игры.
Секрет успешной организации игры заключается в том, что обучая детей, они радуются, сближаются.
Изучив литературу, выяснила, что дидактическая игра обеспечивает ребенку умственную активность, приучает мыслить, быстро реагировать на новое, закрепляет старое. Игру для детей дошкольного возраста нельзя заменить другой деятельностью. Если ребенок не играет, то он не получает полноценного знания о жизни, о социальной сфере, о природе. Картотека дидактических игр и дальнейшее их использование в процессе формирования у детей умение классифицировать и связно описывать предметы показало эффективность работы