Получи документы

Дидактическая игра как средство развития любознательности детей старшего дошкольного возраста

Оксана Николи
Дидактическая игра как средство развития любознательности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст - это возраст "почему". Он наиболее благоприятен для когнитивного развития ребенка. В то же время природные возможности, по мнению многих ученых, нейтрализуются, если не создаются соответствующие условия для реализации когнитивных направлений. Ребенок становится пассивным в восприятии окружающего мира и теряет интерес к самому познавательному процессу. Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе психического воспитания на уроках, в игре, труде, общении и не требует специальных занятий. Главным условием развития любознательности является освоение явлений окружающей жизни и выработка активного и заинтересованного отношения к детям и широкое овладение ими.

Публикация «Дидактическая игра как средство развития любознательности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Поэтому задача взрослых - создать оптимальные условия для развития любознательности у дошкольников. Ведь позже это перерастает в познавательную деятельность.

Игра - основной вид деятельности детей. Благодаря силе воображения игровых действий, ролей и умению трансформироваться в образы дети создают игры. В игре нет реальной обусловленности ситуацией, пространством и временем. Игра мобилизует умственные способности ребенка, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины и приносит радость от совместных действий.

Дидактическая игра играет важную роль в формировании познавательного интереса у дошкольников. Дидактические игры оказывают значительное влияние на психическое развитие дошкольников, улучшают мышление, внимание и творческое воображение.

При использовании дидактических игр очень важно поддерживать интерес детей к игре. При отсутствии интереса или угасании игры не следует насильно навязывать ребенку игру, поскольку она теряет дидактическое и развивающее значение. В этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – эмоциональное начало. Если вы теряете интерес к игре, педагог должен предпринять своевременные действия, которые приведут к изменению ситуации, это обеспечивается эмоциональной речью, доброжелательным отношением и поддержкой ребенка.

Дидактические игры имеют свою собственную устойчивую структуру, которая отличает их от других видов деятельности. Основными структурными элементами дидактических игр являются дизайн игры, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование и результаты игры.

В отличие от игр, дидактическая игра отличается существенными особенностями – наличием четко определенных целей обучения и соответствующих образовательных результатов, которые могут быть обоснованы, явно подчеркнуты и характеризоваться когнитивной направленностью.

Существенным аспектом дидактических игр является игровое действие, которое следует правилам игры, способствует познавательной активности дошкольников, проявляет их способности, дает им возможность применить имеющиеся знания, умения и наработки для достижения целей игры.

Дидактические игры имеют определенный результат, который является окончанием игры, что придает игре завершенность. Это выступает, прежде всего, в виде решения заданий, дающих дошкольнику моральное и психическое удовлетворение от участия. Для педагогов результат игры является показателем уровня достижений дошкольников в усвоении знаний или их применении.

Д. Б. Эльконин считает, что структура ролевой игры включает в себя следующие компоненты:

Роли, которые дети берут на себя во время игры.

Игровая деятельность, в ходе которой дети осознают свою предполагаемую роль и взаимоотношения между ними.

Игровое использование предметов, условная замена реальных предметов, доступных детям.

Реальные взаимоотношения между играющими детьми выражаются в различных репликах, с помощью которых регулируется весь ход игры.

Сюжетно-ролевая игра - это воспроизведение событий, которые происходят в жизни или в литературных произведениях. На этих событиях действуют люди и персонажи произведения. Исследования, проведенные педагогами и психологами, выявили структуру сюжетно-ролевых игр, включающую такие элементы, как воображаемые ситуации, сюжеты, роли, ролевые слова и действия, а также игровые действия с атрибутикой и игрушками. В разработанной форме самостоятельной игровой деятельности все эти элементы функционально взаимодействуют в едином игровом процессе. Главным условием игры является наличие у детей знаний о той или иной реальности, о деятельности людей в ней, их специфическом ситуативном поведении. Эти знания могут служить источником для построения игрового сюжета, реализации ролей и ролевых взаимоотношений.

В творческих играх происходит важный и сложный процесс приобретения знаний, мобилизующий умственные способности, воображение, внимание и память ребенка. Играя роль, изображая определенные события, дети размышляют над ними и устанавливают связи между различными явлениями. В игре они учатся самостоятельно решать задачи, составлять планы, использовать знания и находить наилучший способ выразить их словами.

Творческая игра не может быть подчинена узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные образовательные задачи. Творческие игры предлагают широкий простор для изобретений и экспериментов.

В своей работе вы можете использовать следующие виды игр:

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, привлечь внимание детей к тому, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность и показывают, что они преодолевают трудности. В этих играх используется множество методов раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью. Поставьте задачу, объясните, как ее решить, пошаговое решение проблемы и т. д. (На уроке).

Угадайте игру ("Что произойдет. "). Детям даются задания и создаются ситуации, в которых они должны понимать свои последующие действия. При этом активизируется мыслительная деятельность ребенка, они учатся слушать друг друга (согласно файлу).

Игра-головоломка. В основе их лежат тесты на знания и находчивость. Разгадывание загадок развивает умение анализировать, обобщать, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Разговорная игра. В их основе лежит общение. Главное - непосредственность переживания, заинтересованность и доброжелательность. Такие игры предъявляют требования к активизации эмоциональных и умственных процессов. Это развивает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачиваться на содержании, дополнять сказанное и высказывать суждения. Обучающие материалы для такого типа игр должны быть предоставлены в оптимальном количестве, доступными и понятными, чтобы вызвать интерес у детей. Познавательный материал определяется тематикой словаря, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать умственным способностям ребенка.

В режиссерской игре ребенок организует игровое поле спектакля, в котором действующие лица и исполнительницы являются марионетками, как режиссер и одновременно как голос за кадром. В другом случае актерами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, которые согласны с тем, какую роль они играют во время игры и что они делают.

Игры-инсценировки создаются на основе готовых сюжетов из литературных произведений и пьес. План игры и последовательность действий определяются заранее. Такие игры даются детям сложнее, чем перенять то, что они видят в жизни, потому что им нужно понять и прочувствовать образ персонажей, их поступки. Запомните текст произведения (последовательность, развертывание действий, реплики персонажей).В этом особый смысл игр–инсценировок - они помогают детям лучше понять идею произведения, почувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений.

Творчество детей особенно ярко проявляется в театрализованных играх.

Еще один вид - дизайнерские игры. Эти творческие игры направляют внимание ребенка на различные виды конструирования, способствуют приобретению навыков организации дизайна и привлекают его к работе. В дизайнерской игре ярко проявляется интерес ребенка к характеристикам объекта, и появляется желание научиться с ним обращаться. Материалы для этих игр могут быть разных видов и размеров, конструкторы из природных материалов (песок, глина, шишки и т. д.). Из них дети создают разные предметы по собственному дизайну и указаниям учителя. Учителям очень важно помочь ученикам перейти от бесцельного складывания материалов в стопку к созданию зданий из сострадания.

В процессе конструкторских игр ребенок активно и постоянно создает что-то новое. И он видит результаты своей работы. У детей должно быть достаточно строительных материалов, различных конструкций и размеров.

Материалы для конструкторских игр :

Природные материалы (листья, шишки, снег, глина, песок)

Искусственные материалы (мозаика, бумага, модульные блоки, конструкторы разных типов и размеров).

Квест - это приключенческая игра.

Это образовательная технология, основанная на игре,

Это форма взаимодействия воспитателя и ребенка, которая способствует формированию навыков решения определенных задач посредством реализации определенных сюжетов.

Алгоритм выполнения квестов в детском саду:

Определите цели и задачи.

Выберите место проведения игры.

Создайте карту маршрута по этапам игры.

Сформируйте состав участников (учителя, дети, родители).

Создайте сценарии игр, разработайте легенды игр, их форматы и правила.

Подготовьте задания, реквизит для игры.

В настоящее время, согласно этому критерию, реализация дошкольного образования осуществляется на основе сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. В дошкольном возрасте такой деятельностью, безусловно, является игра. Поэтому образовательная ситуация, построенная в игровой форме, имеет большее образовательное и развивающее значение по сравнению с такими занятиями, как школьные уроки. Поэтому с введением ФГОС до ценность игры будет еще выше.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическая игра «Волшебные кубики» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Волшебные кубики» как средство развития речи детей младшего возраста Жизнь современного ребенка, члена современного, компьютеризированного общества, такова, что чуть ли не с рождения, он учится нажимать на.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития любознательности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 июня 2024 в 15:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство развития любознательности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Николи в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД