Елена Мазанова
Дидактическая игра как средство формирования навыков языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
▼ Скачать +Заказ
Детство ребенка начинается с игры. В игре дети познают явления окружающей жизни, с ее помощью выходят в мир социальных отношений, учатся общаться, регулировать свои действия. Игры помогают детям слушать, слышать, чувствовать, познавать, творить раскрепощают их, укрепляют веру в свои силы. Игры способствуют развитию различных психических функций (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи). С помощью игры можно легко заинтересовать детей, превратить трудное занятие в увлекательное. Ребёнок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если педагог создаёт игровые ситуации, если речевой материал представлен в увлекательной форме.
Публикация «Дидактическая игра как средство формирования навыков языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР» размещена в разделах
Работая специалистом в дошкольном учреждении, не имеющем в своем составе специализированных групп, в течение года рекомендуется проводить большое количество индивидуальных занятий с детьми разного возраста, находящихся на разных этапах коррекционной работы, страдающих различными нарушениями речи. Использование игр и игровых упражнений улучшает восприятие звуков, способствует нормализации произношения, обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза, совершенствует внимание и память, повышает готовность к чтению и письму. Дидактическая игра может выступать средством формирования навыков языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедической группы.
«Игры и упражнения для развития навыков языкового анализа и синтеза»
1. «Чудесный мешочек»
Цель: развитие умения делить слова на слоги. Оборудование: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога. Ход игры. Дети по очереди вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам или делится для переноса в зависимости от задания. Игра идет как соревнование. Ряду насчитываются очки.
2.«Молчанка»
Цель: развитие умения определять количество слогов в слове. Оборудование: карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика. Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слоге. Подбор слов может быть произвольным и тематическим.
3.«Составь слово»
Цель: развитие умения выделять первый слог в слове. Оборудование: карточки со словами. Ход игры. Педагог раздает карточки со словами, из которых ребенок должен выделить первые слоги и составить новое слово. Примерный речевой материал: кожа, рота, ваза - правда, вилы, локатор - удочка, летчик - 46 почка, ваниль - красота, пилот, Ваня
4.«Потерянный слог»
Цель: развитие умения подбирать слова по одному заданному слогу. Ход игры. Педагог говорит: «Наташа и Вова составляли различные слова из двух слогов. Но когда они захотели показать эти слова детям, случилась беда: слоги упали и рассыпались. У Наташи остался первый слог -ва-, а у Вовы – последний слог -ка-. Помогите им, дети! Какие слова составляли Наташа и Вова?» дети составляют слова, подбирая к любому из данных слогов первый или последний слог. За каждое правильно названное слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто больше всех набрал фишек.
5.«Слова рассыпались»
Цель: развитие умения составлять слова из слогов. Ход игры. Логопед говорит детям, что слова играли друг с другом и рассыпались, им нужно помочь. Работа проводится с карточками. Возможен вариант, при котором ребенок индивидуально работает с карточкой, где заранее написаны слоги. та, во, ро -… ты, бе, ге -…. ве, ка, шал - …. лод, хо-…. ту, ар, тро-…. ле,ви, чок,со - … мо, гра, та- … би, рать, за-…. пи,кра,ва-… чик, бор,за-… до, про, во, вод-… лен,дарь,ка-
6.«Подарки Алёнке»
Цель: формирование навыков выделения звука А в словах, развитие фонематического восприятия. Правила игры: У Алёнки сегодня День рождения. Подарим ей подарки, в названии которых есть звук А: альбом, Мальвина, азбука и т. д ( не подарим: слоник, утенок и т. д)
7.«Проделки Звукоёжика»
Цель: формирование навыков определения места звука в слове Правила игры: в стране слов живет звукоёжик, который питается звуками в конце слова (сосн., ват., книг.) Также необходимым является различение звуков по твердостимягкости, глухости-звонкости (предварительной работой является формирование фонематического восприятия) С этой целью используются следующие аналогичные игры и упражнения, игры с мячом, а также различные игры по типу «Логопедическое лото».
8.«Бабушкины подарки»
Цель: формирование навыков дифференциации звуков по твердости-мягкости. Вам бабушка прислала На подарки сто рублей. Что хотите, покупайте, Но подарки выбирайте Лишь со звуком [Р’] в названии. Приготовились. Внимание! Арбуз или мандарин? Абрикосы или груша? Орешки или карамель? Брюки или свитер? Берет или тюрбан? Купим украшения с бриллиантом или рубином?