Лучший педагог года

Дидактическая игра по типу интеллект-карты «Интеллектуальный клатч» для детей старшего дошкольного возраста (8 фото)

Екатерина Габбасова
Дидактическая игра по типу интеллект-карты «Интеллектуальный клатч» для детей старшего дошкольного возраста

Презентация дидактической игры «Интеллектуальный клатч»

Одним из приоритетных направлений дошкольного образования является развитие личности ребенка, в котором огромное значение в структуре познавательной деятельности приобретает ассоциативно-образное мышление и память, способствующие формированию интеллектуальных и творческих качеств обучающихся. Именно это нацелило меня на создание дидактической игры «Интеллектуальный клатч».

Публикация «Дидактическая игра по типу интеллект-карты „Интеллектуальный клатч“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В основе данного пособия лежит метод создания «кластера» или по-другому: «интеллектуальной карты».

Кластер – (в переводе с английского – скопление, гроздь, пучок, совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.

Метод кластера позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Данный метод универсален. Он может применяться знакомстве с той или иной темой, так и при систематизации имеющихся знаний.

Данную методику адаптировала для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Все вы знаете о том, что мышление старших дошкольников находится на этапе перехода от наглядно-образного к словесно - логическому, а развитие ассоциативных связей делает этот процесс не только эффективным, но и интересным. Метод кластера я начала использовать в старшей группе в прошлом учебном году. На тот момент он представлял собой разнообразные элементы, выкладываемые на магнитной доске.

Дидактическая игра по типу интеллект-карты «Интеллектуальный клатч» для детей старшего дошкольного возраста

Позже я задумалась о том, как сделать данную методику наиболее эффективной и интересной для дошкольников, которые смогли бы в полной мере проявлять самостоятельность и познавательную активностью. Таким образом,представляю вашему вниманию «Интеллектуальный клатч».

Фото «Интеллектуальный клатч»

Цель: развитие словесно – логического мышления детей старшего дошкольного возраста в ходе формирования ассоциативных связей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Создавать эффективные условия для систематизации знаний детей по определённой лексической теме.

Коррекционно-развивающие:

-Способствовать развитию логического и ассоциативного мышления дошкольников.

-Развивать умение оперировать обобщающими понятиями, а также делать выводы и умозаключения.

Коррекционно-воспитательные:

-Создавать эффективные условия, способствующие воспитанию у обучающихся умения действовать в соответствии с правилами игры.

Возрастная направленность: дидактическое пособие предназначено для обучающихся старшего дошкольного возраста.

Область применения: «Интеллектуальный клатч» может применяться в ходе реализации образовательных областей: познавательном развитии, речевом, социально – коммуникативном.

Применение дидактической игры возможно в ходе непосредственно-образовательной и совместной деятельности дошкольников, в ходе индивидуальной или подгрупповой работы при изучении различных лексических тем.

Оборудование пособия: фетровый клатч - поле, набор карточек на липучках по различным темам, пустые бланки-карточки.

В начале игры раскрывается «клатч», образуя несколько полей.

Дидактическая игра по типу интеллект-карты  для детей старшего дошкольного возраста - фото

Перед ребёнком расположены карточки различных тематик.

В центре игры- изображение темы, которую ребёнку предлагается раскрыть.

Обучающийся выбирает соответствующие картинки, связанные с ключевым изображением и располагает их вокруг него.

Фото №1 Дидактические игры дидактической игры

Опираясь на ассоциации, которые возникают, дошкольник строит логические цепочки, в ходе чего образуются ассоциативные поля.

Давайте рассмотрим такое ассоциативное поле на примере темы домашние животные.

В центре раскрытого клатча – картинка с изображением фермы.

Далее ребёнок подбирает соответствующие этой теме карточки, оречевляя при этом построение логических цепочек:На ферме живёт корова. Корова – это домашнее животное, её детёныш- телёнок. Живёт корова в коровнике. Летом ест траву, а зимой - сено. Человеку даёт молоко, из которого делают сыр, творог, мороженое, и мясо для приготовления котлет.

Таким образом, по одной теме составляется несколько логических цепочек, образуя «кластер».

Если для возникшей ассоциации ребёнка нет подходящей карточки с её изображением, педагог предлагает изобразить необходимый предмет на свободном бланке.

Фото №2 Интеллект карты

Например, при построении ассоциативной цепочки с изображением кошки, ребёнок дорисовал ассоциации, которые у него возникли

Фото №3 Именно это нацелило меня на создание дидактической игры Интеллектуальный клатч

Применение дидактической игры возможно в ходе непосредственно-образовательной, совместной и самостоятельной деятельности дошкольников, в ходе индивидуальной или подгрупповой работы при изучении различных лексических тем. Что делает его многофункциональным.

Хочется отметить, что при подгрупповом взаимодействии у детей появляется соревновательный интерес, и желание построить ассоциативную цепочку, как можно длиннее. Развивается инициативность дошкольника, позволяющая для каждого создать ситуацию успеха.

Вариативность пособия заключается в том, что «Интеллектуальный клатч» может применяться в ходе интеграции всех образовательных областей: познавательном, речевом, социально-коммуникативном, художественно – эстетическом и физическом развитии обучающихся.

Его можно использовать как при ознакомлении с окружающим, так и при обучении грамоте. Например: называются гласные звуки, далее ребёнок подбирает буквы, которыми на письме обозначаются звуки и карточку с изображением того, на что похожа эта буква. Затем предлагаем ребёнку найти карточки с изображением предметов, в которых есть данный звук. В начале, в середине, в конце. Далее можно сделать звуковой анализ одного из слов, изобразив это на свободном бланке. И в завершении составить с этим словом схему предложения также на бланке.

Фото №4 Публикация Дидактическая игра по типу интеллект карты Интеллектуальный клатч для детей старшего дошкольного возраста размещена в разделах Викторины

В ходе формирования элементарных математических представлений старших дошкольников, Интеллектуальный клатч используется при знакомстве с цифрой, составом числа, геометрическими фигурами и объёмными формами.

Фото №5 Сценарии викторин и интеллектуальных игр Дидактические игры Интеллект карты

Таким образом,использование дидактической игры способствует систематизации и обобщению изучаемого материала, формированию ассоциативных связей и развитию словесно - логического мышления. Создавая кластер вместе с обучающимися, мы нацеливали дошкольников на то, чтобы они говорили всё, что им приходит на ум, не боясь при этом, делать предположения. Метод кластера стимулирует детей на разнообразные высказывания, и длится до тех пор, пока не закончатся все идеи и мысли.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт?»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт?» Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Кто где живёт?» Цель. Закрепить знания детей о природных зонах, о животных,.

Дидактическая игра «Фанты» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Фанты» для детей старшего дошкольного возраста Твой фант самый яркий И самый везучий! Спой песню так жарко, Чтоб плакали тучи! Ирина Рослова. Фанты - современная весёлая игра для.

Дидактическая игра «Огород» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Огород» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая игра "Огород" для детей старшего дошкольного возраста. Цель: - формирование и закрепление представления об овощах и корнеплодах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра по типу интеллект-карты «Интеллектуальный клатч» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 26 июня 2024 в 07:18
+220Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра по типу интеллект-карты «Интеллектуальный клатч» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Габбасова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второе воскресенье августа в России отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД