Екатерина Габбасова
Дидактическая игра по типу интеллект-карты «Интеллектуальный клатч» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация дидактической игры «Интеллектуальный клатч»
Одним из приоритетных направлений дошкольного образования является развитие личности ребенка, в котором огромное значение в структуре познавательной деятельности приобретает ассоциативно-образное мышление и память, способствующие формированию интеллектуальных и творческих качеств обучающихся. Именно это нацелило меня на создание дидактической игры «Интеллектуальный клатч».
Публикация «Дидактическая игра по типу интеллект-карты „Интеллектуальный клатч“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Дидактические игры
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Старшая группа
- Темочки
В основе данного пособия лежит метод создания «кластера» или по-другому: «интеллектуальной карты».
Кластер – (в переводе с английского – скопление, гроздь, пучок, совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов.
Метод кластера позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Данный метод универсален. Он может применяться знакомстве с той или иной темой, так и при систематизации имеющихся знаний.
Данную методику адаптировала для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Все вы знаете о том, что мышление старших дошкольников находится на этапе перехода от наглядно-образного к словесно - логическому, а развитие ассоциативных связей делает этот процесс не только эффективным, но и интересным. Метод кластера я начала использовать в старшей группе в прошлом учебном году. На тот момент он представлял собой разнообразные элементы, выкладываемые на магнитной доске.
Позже я задумалась о том, как сделать данную методику наиболее эффективной и интересной для дошкольников, которые смогли бы в полной мере проявлять самостоятельность и познавательную активностью. Таким образом,представляю вашему вниманию «Интеллектуальный клатч».
Цель: развитие словесно – логического мышления детей старшего дошкольного возраста в ходе формирования ассоциативных связей.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Создавать эффективные условия для систематизации знаний детей по определённой лексической теме.
Коррекционно-развивающие:
-Способствовать развитию логического и ассоциативного мышления дошкольников.
-Развивать умение оперировать обобщающими понятиями, а также делать выводы и умозаключения.
Коррекционно-воспитательные:
-Создавать эффективные условия, способствующие воспитанию у обучающихся умения действовать в соответствии с правилами игры.
Возрастная направленность: дидактическое пособие предназначено для обучающихся старшего дошкольного возраста.
Область применения: «Интеллектуальный клатч» может применяться в ходе реализации образовательных областей: познавательном развитии, речевом, социально – коммуникативном.
Применение дидактической игры возможно в ходе непосредственно-образовательной и совместной деятельности дошкольников, в ходе индивидуальной или подгрупповой работы при изучении различных лексических тем.
Оборудование пособия: фетровый клатч - поле, набор карточек на липучках по различным темам, пустые бланки-карточки.
В начале игры раскрывается «клатч», образуя несколько полей.
Перед ребёнком расположены карточки различных тематик.
В центре игры- изображение темы, которую ребёнку предлагается раскрыть.
Обучающийся выбирает соответствующие картинки, связанные с ключевым изображением и располагает их вокруг него.
Опираясь на ассоциации, которые возникают, дошкольник строит логические цепочки, в ходе чего образуются ассоциативные поля.
Давайте рассмотрим такое ассоциативное поле на примере темы домашние животные.
В центре раскрытого клатча – картинка с изображением фермы.
Далее ребёнок подбирает соответствующие этой теме карточки, оречевляя при этом построение логических цепочек:На ферме живёт корова. Корова – это домашнее животное, её детёныш- телёнок. Живёт корова в коровнике. Летом ест траву, а зимой - сено. Человеку даёт молоко, из которого делают сыр, творог, мороженое, и мясо для приготовления котлет.
Таким образом, по одной теме составляется несколько логических цепочек, образуя «кластер».
Если для возникшей ассоциации ребёнка нет подходящей карточки с её изображением, педагог предлагает изобразить необходимый предмет на свободном бланке.
Например, при построении ассоциативной цепочки с изображением кошки, ребёнок дорисовал ассоциации, которые у него возникли
Применение дидактической игры возможно в ходе непосредственно-образовательной, совместной и самостоятельной деятельности дошкольников, в ходе индивидуальной или подгрупповой работы при изучении различных лексических тем. Что делает его многофункциональным.
Хочется отметить, что при подгрупповом взаимодействии у детей появляется соревновательный интерес, и желание построить ассоциативную цепочку, как можно длиннее. Развивается инициативность дошкольника, позволяющая для каждого создать ситуацию успеха.
Вариативность пособия заключается в том, что «Интеллектуальный клатч» может применяться в ходе интеграции всех образовательных областей: познавательном, речевом, социально-коммуникативном, художественно – эстетическом и физическом развитии обучающихся.
Его можно использовать как при ознакомлении с окружающим, так и при обучении грамоте. Например: называются гласные звуки, далее ребёнок подбирает буквы, которыми на письме обозначаются звуки и карточку с изображением того, на что похожа эта буква. Затем предлагаем ребёнку найти карточки с изображением предметов, в которых есть данный звук. В начале, в середине, в конце. Далее можно сделать звуковой анализ одного из слов, изобразив это на свободном бланке. И в завершении составить с этим словом схему предложения также на бланке.
В ходе формирования элементарных математических представлений старших дошкольников, Интеллектуальный клатч используется при знакомстве с цифрой, составом числа, геометрическими фигурами и объёмными формами.
Таким образом,использование дидактической игры способствует систематизации и обобщению изучаемого материала, формированию ассоциативных связей и развитию словесно - логического мышления. Создавая кластер вместе с обучающимися, мы нацеливали дошкольников на то, чтобы они говорили всё, что им приходит на ум, не боясь при этом, делать предположения. Метод кластера стимулирует детей на разнообразные высказывания, и длится до тех пор, пока не закончатся все идеи и мысли.