Чичканова Евгения Александровна
Дидактическая игра «5 в 1»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 18 «Колосок»
станицы Прочноокопской муниципального образования Новокубанский район
Авторы – составители: Чичканова Евгения Александровна – педагог- психолог, Халапян Марине Фрунзеевна - воспитатель МДОБУ № 18 «Колосок» ст. Прочноокопской муниципального образования Новокубанского района
Публикация «Дидактическая игра „5 в 1“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Дидактического игра «5 в 1» адресован воспитателям и другим специалистам, работающим в дошкольном учреждении, а также родителям – ст. Прочнокопская, 2023 г. – 29с.
Рецензент: специалист МБУ «ЦРО» Н. Г. Герасимова, 27.03.2023г., г. Новокубанск
Данная дидактическая игра адресована воспитателям, родителям и другим специалистам, работающим в дошкольном учреждении, поскольку содержит практические задания, которые могут быть использованы в течение всего дня при организации образовательного и игрового процесса с детьми дошкольного возраста (от 3 до 7 лет, от степени сложности заданий).
Актуальность данного пособия заключается в развитии коммуникативных навыков, инициативности, эмоциональной и познавательной сферы дошкольников средствами игры. Дошкольники одновременно могут играть во все 5 игр, соединять игры между собой - проигрывать новую игру. Например машинки из игры «Гараж» могут посетить «Супермаркет», а персонажи из игры «Путешествие по сказкам» отправиться в гости к животным из игры «Чей домик?» и т. д.
Целью данной формы работы является уникальная возможность при минимальных затратах создать условия для овладения новыми знаниями, умениями и навыками в игровой форме дошкольников.
Представленные дидактические материалы направляет и активно стимулирует участие ребёнка в развитии его коммуникативных способностей, являются для детей наиболее интересным, так дети сами могут влиять на ход реализации, помогают анализировать свои действия и действия сверстников.
Введение
Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учётом возрастных психофизиологических особенностей ребёнка.
В содержании и конструкции дидактических игр нашло выражение свойственное русской народной педагогике представления о воспитании детей самостоятельности как важнейшей черты национального характера. Во многих играх заложена возможность самообучения ребёнка через игровые действия, их повторность, поиск правильного решения задачи, достижение успешного результата. Способ игрового действия часто подсказывается самой конструкцией народной дидактической игрушки, что отвечает задаче воспитания самостоятельности в игре.
С течением времени игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Варианты игр творят педагоги - практики, опираясь, на идеи, предлагают целые системы таких игр.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в педагогике, получила своё развитие в трудах учёных и в практической деятельности многих педагогов. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.
И, конечно же, сам педагог должен быть заинтересован в поддержке детской инициативе.
Дидактическая игра «5 в 1» включает в себя:
1. «Супермаркет»
2. «Подбери костюм»
3. «Парковка»
4. «Путешествие по сказкам»,
5. «Чей домик?»
Материал для изготовления: картонный короб - основа, ламинированные картинки с изображением: лесная полянка, сказочные персонажи, животные и среда их обитания, куклы, костюмы разных народов мира, изображение прилавка магазина, продуктов питания, одежды, игрушек, книжек, изображение гаража. Липучки, двусторонний скотч. Машинки, изготовленные из втулок совместно с родителями.
Цель: создание условий для освоения детьми элементарных знаний об окружающем мире.
Задачи:
-закрепить знания о диких и домашних животных;
-познакомить с национальной одеждой народов;
- умение соотносить предметы по определённому признаку;
-создание условий для сюжетно ролевой игры «Магазин»;
-развивать связную речь;
-развивать внимание, мышление, воображение;
-развивать саморегуляцию;
-развивать мыслительные операции анализа и сравнения;
-развивать умение выражать своё эмоциональное состояние;
-воспитывать чувство уверенности в себе;
-развивать наблюдательность;
-развивать волевые качества;
-развитие коммуникативной сферы.
«Супермаркет»
Задачи:
- ознакомление с новыми понятиями, связанными с магазинными товарами, и закрепление их в памяти;
- развитие логики, памяти, концентрации внимания, речевых навыков;
- развитие навыков классификации предметов по определённому признаку;
- воспитывать финансовую грамотность;
-закрепление способностей к самостоятельной, парной или коллективной игре продавец – покупатель.
Ход игры.
Педагог предлагает воспитанникам побыть продавцами и покупателями. Воспитанники самостоятельно или с помощью распределяют роли (в зависимости от возраста, выбирают отдел продаж и классифицируют товары, соответствующие названию отдела. Далее ребята с помощью взрослого или из личного опыта проигрывают сюжет похода в магазин.
Варианты для покупателей: купить товары по определённому признаку (по цвету, форме, для определённой ситуации (для дома, завтрака, для похода, по списку.
«Подбери костюм»
Задачи:
- приобщить детей к знанию национальных костюмов интереса к ним;
-закрепить знания об особенностях национальных костюмах разных стран;
-учить детей находить сходство и отличие национальных костюмов разных стран;
- закреплять умение соотносить вид одежды с полом ребёнка.
-тренировать умение последовательно составлять из частей ансамбль женской и мужской одежды;
-упражнять в определении предметов одежды. Учить находить отличительные особенности в конструкции костюмов, декоре, узоре и орнаменте.
Ход игры.
Ребятам предлагается одеть кукол из картона в разные национальные костюмы. Предложить найти сходство и отличие между костюмами. Обратить внимание детей на детали элементов одежды.
«Парковка»
Задачи:
-закрепить умение соотносить предметы по цвету, величине;
- закрепление знание цифр от 1 до 4.
Ход игры.
Педагог предлагает ребятам поставить машинки в гараж по определённому признаку, соблюдая правила дорожного движения (обговариваются заранее).
Игра проводится несколько раз, машинки у детей меняются.
«Путешествие по сказкам»
Задачи:
- формировать навыки в придумывании сказки со случайно выбранными героями;
- развивать умение эмоционально рассказывать сказку;
- закреплять умение соотносить знакомые образы с символами, подбирать атрибуты героям;
- развивать диалогическую и монологическую речь;
- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок;
- укреплять чувство единства, сплочённости;
- стимулировать мыслительную деятельность посредством проблемных вопросов;
- развивать связную речь, обогащать активный словарь детей;
- развивать творчество, воображение, любовь к фольклорным произведениям.
Ход игры.
Каждый игрок выбирает героя (героев сказки). С выбранными персонажами ребенок, группа детей должны придумать сказочный сюжет и последовательно расположить героев и атрибуты на картине, параллельно рассказывая свою сказку.
«Чей домик?»
Задачи:
- формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное;
- развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы;
-формировать умение узнавать образ животных в изображении. Развитие зрительного внимания, памяти;
-формирование интереса к природе, бережное отношение к природе, животным.
Ход игры.
В игре принимают участие двое и более детей. Ребята соотносят картинку с изображением животного с картинкой с соответствующего места обитания (жилища). Победитель – тот, кто первый расселил своих зверей по их домам.
Заключение
Детям такая игра очень понравится. Если этот дидактический материал взять за систематическую практику и научить детей самостоятельно его использовать в повседневных буднях то данный вид деятельности легко может перерасти в социально значимый, а результат не заставит себя долго ждать. Полученные знания найдут широкое применение в повседневной жизни.