Ольга Храмова
Диагностика эмоционального состояния дошкольника с помощью проективных методик
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила педагог-психолог МБДОУ № 44, п. Нежинский муниципального Предгорного округа Ставропольского края Храмова Ольга Алексеевна.
Диагностика эмоционального состояния дошкольника с помощью проективных методик
Публикация «Диагностика эмоционального состояния дошкольника с помощью проективных методик» размещена в разделах
На определение эмоционального благополучия и социального статуса детей старших и подготовительных групп ДОУ мною были подобраны несколько методик : цветовой тест отношений (ЦТО) Е. Бажина, А. Эткинда «Волшебный домик», И. Вандвик, П. Экблад «Два дома», проективная методика «Рисунок семьи», а также методика «Лев», выявляющая у ребёнка способности к дивергентному оригинальному мышлению, особенности эмоционально-волевые, поведенческие и умение принимать решение в затруднительной ситуации. Анализ рисунков детей позволял определять более точную диагностику и полную картину внутреннего психического состояния ребёнка в рамках семейной системы, а также на уровне межличностных отношений со значимыми взрослыми, сверстниками и социальным окружением. С желанием юные художники демонстрировали свои рисунки: «Моя семья», «Семья в образах животных», «Несуществующее животное» и др.
Преимущество методики «Волшебный домик» по сравнению с вербальными способами диагностики заключается в том, что дети с помощью 8-цветной «азбуки» выражают своё оценочное видение разнообразного спектра чувств и эмоциональных состояний. Соответствующими цветами они обозначают радость, злость, любовь, грусть-одиночество, храбрость, доброту, лень, трусость, жадность, умение обманывать (вранье) и т. д. Обследуемым детям предлагалось подобрать для каждой отдельно взятой категории окошко того или иного цвета: «Где у нас будет жить Веселье и Радость? А где Лень?» И как бы, между прочим, среди разнообразных позитивных и негативных эталонов, дети находили «нужный» цвет окошка для себя, мамы, папы, лучшего друга/подруги. Для каждого человека у ребёнка находился нужный цвет…
Следующим этапом психодиагностики было ранжирование цветов. Ребёнок на 1 место ставил свой любимый, наиболее предпочтительный цвет, на второе – чуть-чуть менее значимый и так далее, доходя до самого одиозного и вызывающего неприязнь цвета, который занимал последнее, 8 место. Таким образом, определялось отношение детей к тем или иным эмоционально-нравственным эталонам, выявлялись сформированные у ребёнка жизненно-ценностные ориентиры. Например, для одних дошкольников предпочтительным качеством является храбрость, а другие позволяют себе быть трусливыми, ленивым или даже способными обманывать окружающих.
Позитивные качества у детей с эмоциональной стабильностью в основном обозначались четырьмя основными цветами: красным, желтым, зелёным и синим, а негативные качества, соответственно, оставшимися дополнительными цветами: смешанными (фиолетовым, коричневым) и ахроматическими (серым и чёрным). Таким образом, у эмоционально благополучных детей при ранжировании предпочтительными были основные цвета спектра. И, наоборот, у детей с явными аффективными проблемами приоритетными были ахроматические и смешанные цвета.
Эти диагностические показания подтверждались с помощью других методик. Причем они конкретизировали проблемную зону ребёнка. Причинами эмоционального неблагополучия, к примеру, могли быть автономность, холодные дистанцированные отношения, отгораживание от родителей, негативизм, воспитательная модель безнадзорность, (либо наоборот, гиперопека, зависимость от значимых взрослых, пассивность, несамостоятельность, ревность к другим детям в семье, диапазон конфликтности со сверстниками (узкий, широкий, предпосылки социальной зрелости, коммуникабельности, либо противоположные черты характера. Цветовая диагностика предельно точно и показательно выстраивала отношения ребёнка с окружающим его миром и значимыми взрослыми, выявляла наиболее тесные эмоциональные связи.
Заключительным аккордом психологического обследования послужила проективная методика «Рисунок семьи». Она уточняла и подтверждала все выявленные особенности эмоционального состояния конкретного ребёнка. В рисунках дети подсознательно отображали либо гармонию и конструктивность, либо деструктивные семейные отношения. Также наглядно показывались более крепкие эмоциональные связи с одним или двумя родителями, выстраивались отношения с другими детьми в семье (сиблингами). Попутно могли высвечиваться внутрисемейные правила поведения, традиции, общие символы, ролевые ожидания/притязания и т. д. Кроме того, за счет техники исполнения рисунка, графического стиля изображения вырисовывались индивидуальные особенности каждого ребёнка, слабые и сильные стороны его психического развития, достоинства, сильные черты личности и проблемные аффективные зоны.
Заданная в таком ключе диагностическая работа позволяет определить направление дальнейшей коррекционной деятельности с детьми в зависимости от уровня их эмоционального благополучия и конструктивности межличностных отношений, как в семье, так и со сверстниками.