Ирина Сафронова
Перспективное планирование работы по ознакомлению детей с родным краем «Родная Кубань — край казачий»
▼ Скачать + Заказать документы
"Родная Кубань - край казачий"
«Ты Кубань, ты наша Родина,
Вековой наш богатырь.
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь.
О тебе здесь вспоминаючи,
Как о матери родной,
На врага, на басурманина,
Мы пойдем на смертный бой.
О тебе здесь вспоминаючи,
За тебя ль не постоять,
За твою ли славу старую
Жизнь свою ли не отдать.
Мы, как дань свою покорную
От прославленных знамен
Шлем тебе, Кубань родимая,
До сырой земли поклон».
Публикация «Перспективное планирование работы по ознакомлению детей с родным краем „Родная Кубань — край казачий“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Кубань
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
(Из народной песни)
Кубань… так называют наш край по имени реки, несущей бурные воды свои. Край широких степей, высоких гор, богатых лесов и садов, множества лиманов и рек, любимый уголок земли – наша малая Родина. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции : любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина.
Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Всегда волнует вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности. Предания на Кубани к сожалению не записывались, а передавались устно от стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни кубанцев. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.
Цели :
Повысить интерес детей к истории своего народа.
Развивать представления детей об истории развития края, казачества.
Обогатить знания детей об образе жизни людей на Кубани в старину, их трудовой деятельности.
Знакомить с историей жилища кубанских казаков, их домашней утварью.
Познакомить с символикой Краснодарского края, Кавказского района в современное и давнее время.
Развивать знания о кубанской одежде, её назначении, названии, украшении.
Формировать представления о различных видах труда народных ремёсел.
Приобщать детей к истокам народной культуры : фольклору, песням, танцам.
Знакомить детей с народным изобразительным творчеством, рукоделием.
Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей.
Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.
Литература :
Бондарева Н. А. "150 вопросов и ответов о жилье (Традиционно бытовая культура русского и кубанского народа)" ,2001
Бондарева Н. А. "Петриковская роспись ", 2003
Бондарева Н. А. "Кубанские народные ремесла", 2003
Бондарева Н. А. "Кубанское наследие кубанского казачества", 2004
Бондарь В. В., Ратушняк В. Н. «Родная Кубань», 2004
Бондарь Н. И. «Традиционная культура и дети», 1997
Бондарь Н. И. «Традиционная культура Кубани», 1994
Жердева М. В. "Экологическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях Краснодарского края " ,2001
Кихаева А. А. «Во славу Кубани», 2006
Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам кубанской народной культуры», 1998
Лотышев И. П. «Путешествие по родному краю», 2003
Маслов А. В. "Кубанская старина", 2006
Мирук М. В., Науменко Т. А. «Введение в историю Кубани», 2000
Нестеренко В. "Наша родина - Кубань "2007
Овчинников С. А. «Кубанское казачество», 2000
Орлова А. В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995
Паскевич Н. Я. «Любимый уголок земли», 2004
Ратушняк В. Н. «Родная Кубань, страницы истории», 1993
Сидоров В. Г. «Кубань – родимая земля», 1999
Ситдикова Н. В. «Моя Кубань», 2000
Топорков А. Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002
Перспективный план работы по ознакомлению детей с родным краем
"Родная Кубань - край казачий ".
Приобщение дошкольников к истории родного края.
Сентябрь
Тема 1:" Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков"
Цели и задачи: Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению.
Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, предметов быта.
Консультация для родителей " Без прошлого нет будущего"
Разучивание народных кубанской игры "Тополёк"
Октябрь
Тема 2:" Ознакомление с символикой : гербом, гимном, флагом Краснодарского края"
Цели и задачи: Познакомить детей с символикой Краснодарского края, воспитывать патриотизм, уважение к традициям и гордость за свою Родину.
Рассматривание карты Краснодарского края.
Изучение географии Краснодарского края.
Разучивание народной кубанской игры "Подсолнухи "
Ноябрь
Тема 3: "Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков"
Цели и задачи: Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями казаков, развивать познавательный интерес к истории своего народа, приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям.
Беседы по теме :"Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков "
Разучивание народных пословиц и поговорок.
Разучивание народной кубанской игры "Стадо"
Декабрь
Тема 4: «Различные виды исторических промыслов и ремесел на Кубани»
Цели и задачи: Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду и людям труда.
Рассматривание предметов народных кубанских ремёсел.
Лепка : «Украшение пластины кубанским орнаментом»
Разучивание народной кубанской игры "Не замай "
Разучивание колядок.
Январь
Тема 5: «Национальная одежда кубанского казака и казачки»
Цели и задачи: Продолжать углублять знания детей о кубанской одежде, её назначении, названии, разных её частях. Развивать интерес у детей к национальным костюмам, кубанскому орнаменту. Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.
Колядки.
Рассматривание иллюстраций о казачей национальной одежде.
Ручной труд: «Изготовление обрядовой маски козы»
Разучивание народной кубанской игры "Ляпта"
Февраль
Тема 6: «Обрядовые праздники. Масленица на Кубани»
Цели и задачи: Знакомить детей с обрядовыми праздниками, играми, особенностями времен года. Учить детей соблюдать народные традиции, помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.
Развлечение "Широкая Масленица"
Выставка "Широкая Масленица"
Март
Тема 7: «Хлеб – всему голова»
Цели и задачи: Воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство гордости за людей, которые сеют, выращивают и убирают хлеб, благодарность за труд хлеборобов.
Разучивание стихотворения В. Нестеренко "Запах хлеба"
Беседы по теме : "Хлеб - всему голова"
Разучивание народной кубанской игры "Перетяжки"
Апрель
Тема 8: «Кубанский фольклор : пословицы, поговорки, песни»
Цели и задачи: Познакомить детей с поговорками и пословицами, научить понимать их смысл. Дать детям понятие о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре.
Выставка работ "Встречаем Пасху"
Рисование, аппликация : «Весна шагает по Кубани»
Разучивание кубанских частушек, песен, поговорок, пословиц.
Май
Тема 9: «Мой край – Кубань моя родная»
Цели и задачи: Обобщать знания детей о развитии сегодня нашего края, прививать любовь к родному городу, обращать внимание детей на его красоту, учить радоваться новому облику нашей малой родины.
Развлечение "Кубанские посиделки"
Народные игры.
Консультация для родителей
"Без прошлого нет будущего"
Уважаемые родители! В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утрачиваются народные традиции : любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. Потеря народных корней приводит к появлению бездуховности, черствости у подрастающего поколения. Радует то, что в последнее время вырос интерес к истории нашей страны, нашего края. Мы чаще стали возвращаться к лучшим традициям нашего народа. С целью изучения, сохранения и возрождения традиций необходимо уделять внимание нашим детям. Необходимо развивать в них интерес к истории своего народа, дать побольше информации о жизни, обрядах, привить чувство глубокой любви и привязанности к своему краю, своей Родине. Справиться с этими задачами мы сможем лишь сообща, помогая друг другу. Начиная эту работу в комплексе, необходимо обратить внимание на воспитание умения слушать, развитие памяти, познавательного интереса.
Забирая детей из детского сада, обязательно поинтересуйтесь, какие были занятия, о чем говорили, что нового узнали и что делали дети. Ведь мощным фактором воспитания является доброжелательное, неравнодушное общение между родителем и ребенком, беседы, рассказы, совместные чтения. Гуляя с детьми по станице, городу, в парке, обращайте внимание на красоту архитектурных строений, новые дома, красивые отреставрированные старинные здания. Сравните старое и новое, отметьте достоинства каждого. Придя домой, попросите ребенка запечатлеть свои чувства от увиденного, нарисовать то, что понравилось, запомнилось. Принесите эти рисунки в детский сад, покажите, как гордитесь достижениями своего ребенка.
Закрепляйте знания детей о кубанском историческом жилище, старинной посуде, о различных видах ремесел, о разнообразии и красоте природы, животного и растительного мира. Побеседуйте на эти темы с детьми, расскажите о том, что знаете сами. Особенно интересно будет детям из ваших уст и уст бабушек узнать о народных праздниках и обрядах. Во время праздников привлекайте детей, можно вместе с ними украсить дом, испечь пироги, сделать подарки на Рождество, для членов вашей семьи, родственников; пойте вместе песни, разучивайте пословицы, повторяйте выученное в группе.
Двадцать первый век, как быстро летит время, жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Всегда волнует этот вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности. Предания на Кубани к сожалению не записывались, а передавались устно от стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни кубанцев. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.