Тарина Сунчугашева
Диагностика социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика социально-нравственного развития детей
Представления, умения, навыки Диагностические методики
Ребёнок и взрослые
1. Имеет знания об общем ходе воз-растного развития человека : младе-нец, дошкольник, школьник, моло-дой человек, пожилой человек.
Публикация «Диагностика социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина — любящая мать, на работе труженица, в свобод-ное от работы время имеет хобби, увлечение).
3. Имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение и чувства взрослых.
4. Имеет представления о культурных традициях своей семьи.
5. Узнаёт и называет разные эмоцио-нальные состояния взрослого по ми-мике, жестам, позе.
6. Правильно понимает слова, выра-жающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудо-любивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).
7. Имеет представления о том, как об-разуются отчества и взрослое имя человека.
8. Имеет представления о многообразии народов мира, некоторых особенно-стях внешнего вида, национальной одежды.
---Д/упр. «Выложи цепочку». Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?
---Инд. Беседы с детьми: Как мама за-ботится о тебе? Где она работает? Что она рассказывала о работе? Чем мама любит заниматься в свободное время?
---Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится мама? Как она себя ведёт при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало папу? Что он сказал? Как ты ещё хо-чешь его порадовать?
---Инд беседа с ребё нком: Как вы встречаете Новый год? Другие празд-ники? Есть ли в вашей семье что-то та-кое, чего нет в других семьях?
---Рассматривание ил. с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.
---Анализ героев литературных произ-ведений. Оценка качеств личности пер-сонажей. (Красная шапочка добрая или хитрая? Что можно сказать о характере бабушки? В чём это проявляется? И т. д.)
---Вопросы: Девочку зовут Оля. Как её будут звать, когда она вырастет? У Во-вы папу зовут Алексей. Как будет пол-ное имя Вовы, когда он вырастет?
---Инд. Беседа с ребё нком: Как называ-ется наша планета? Какие страны мира ты знаешь? Воспитатель предлагает показать на картинке людей разных народов мира и назвать их.
Ребёнок и сверстники.
1. Имеет представления о некоторых характерных особенностях детей разного возраста и пола, некоторых характерных особенностях их внеш-него вида, любимых занятиях.
2. Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.
3. Узнаёт и называет разные эмоцио-нальные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.
4. Умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для дея-тельности (труд, игра, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с дей-ствиями партнёров, оценивать ре-зультат и характер взаимоотноше-ний.
5. Понимает, почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл. ---Игра «Что кому?». Предлагается набор картинок с изображением маль-чика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель. Предлагает-ся разложить картинки по парам.
---Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто никогда не опаздывает? Кто не любит расчёсываться? У кого кудрявые волосы и т. д.
---Рассматривание ил. с разными эмо-циональными состояниями: Что чув-ствует этот ребёнок? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.
---Наблюдения за ребёнком в повсе-дневной жизни, сюжетно-ролевые иг-ры.
---Беседа: Зачем человеку выполнять правила поведения: уступать друг дру-гу, не кричать, быть приветливым по отношению ко взрослым и детям, уметь научить другого тому, что умеешь де-лать сам, играть дружно, быть спра-ведливым, соблюдать очерёдность?
Отношение ребёнка к самому себе.
1. Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы роди-телей.
2. Знает родословную семьи.
3. Знает о назначении некоторых внут-ренних органов человека и условия их нормального функционирования.
4. Знает правила пользования электро-приборами, знает, как оказать первую медицинскую помощь.
5. Знает элементарные правила дорож-ного движения.
6. Знает некоторые сведения об истории Волгограда, достопримечательности, главные улицы.
7. Имеет представления о школе, жизни школьника.
8. Проявляет самостоятельность, избе-гает опёки старших в привычных си-туациях.
9. Владеет элементарным самоконтро-лем, приёмами сопоставления своих действий или своей работы с образ-цом, умеет находить ошибки и ис-правлять их.
Индивидуальная беседа с ребёнком.
---Вопросы: Как зовут бабушек (деду-шек? Сколько у них детей? Как звали их мам (пап? Кем они были?
---Работа с иллюстрациями: Покажи, где сердце, лёгкие, и т. д. Зачем челове-ку? Как сохранить их здоровье? Что можно делать и чего нельзя? И т. д.
---Вопросы по картинке. Набор пред-метных картинок с изображением элек-троприборов. Вопросы: Что это? Как правильно пользоваться? Чего нельзя делать? Если случилась беда, что де-лать? Если человек тонет, каковы твои действия?
---Д/И на правила дорожного движе-ния.
---Рассматривание иллюстраций о г. Волгограде, вопросы: Как называется город где ты живёшь? Какие знаешь памятники, улицы? И т. д.
---Беседа: Что делают в школе? Как называются занятия в школе? Как называется школьная сумка? Как про-ходит день школьника?
Д/и «Режим дня школьника». Ребёнку предлагается разложить картинки в нужной последовательности.
---Наблюдение за ребёнком в повсе-дневной жизни.
---Ребёнку предлагается построить сложную постройку по образцу; сло-жить поделку из бумаги, согласуя свои действия с предложенным алгоритмом; выполнить определённые действия по словесной инструкции педагога (например, подойди к полочке красо-ты, возьми самую большую поделку, потом зайди в центр экспериментиро-вания, возьми ветродуй и всё это при-неси сюда). Анализ: Где допустил ошибки? Что сделал не так?
Уровни освоения.
НИЗКИЙ: Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представ-ления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоя-тельно следовать им не сложилась. Ребёнок испытывает трудности в об-щении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ори-ентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с доб-рыми поступками часто наблюдается негативное поведение. Не проявля-ет интереса к различным сторонам жизни: история города, родословная семьи, школа и т. д.
СРЕДНИЙ: Поведение и общение ребёнка положительно направлены. Он имеет представления о культуре поведения и выполняет их в привычной обста-новке, однако в новых условиях может испытывать скованность и требо-вать поддержки взрослого. В общении стремится к согласованным дей-ствиям. Осуществляет элементарный самоконтроль. Внимателен к эмо-циональному состоянию других, проявляет сочувствие. Выражает инте-рес и стремление к своему будущему (обучение в школе). Проявляет внимание к истории города, прошлому своей семьи и т. д.
ВЫСОКИЙ: Поведение и общение ребёнка устойчиво и положительно направле-но. Ребёнок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, вла-деет разными способами культурного поведения. Охотно вступает в об-щение. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнё-ров. Правильно понимает эмоциональное состояние людей, активно вы-ражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность. Проявляет активный интерес к миру, к своему будущему положению школьника.