Татьяна Головко
Диагностика развития общения и речи
Параметры и показатели общения и речи
Главной формой общения в этом возрасте остаётся ситуативно – деловая и диагностическая ситуация во многом совпадает с диагностикой второго года жизни.
Для выявления уровня общения используются параметры:
• Инициативность,
• Чувствительность к воздействиям взрослого,
• Средства общения.
Публикация «Диагностика развития общения и речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Инициативные действия с предметами, адресованные взрослому, остаются важным показателем интереса ребёнка к предметам и его общей активной позиции. Полное отсутствие инициативы в общении или её слабая выраженность свидетельствуют о недоразвитии личности ребёнка и его мотивационной сферы.
Чувствительность к воздействиям взрослого важный показатель потребности в общении со взрослым. Отсутствие у ребёнка реакции на предложения и инициативу взрослого в разных ситуациях взаимодействия служит тревожным признаком.
Средства общения должны быть разнообразны. При нормальном развитии ситуативно – делового общения (СДО) ребёнок пользуется всеми группами средств коммуникации – экспрессивно – мимическими, предметно – действенными и речевыми.
Возраст от 2 до 3 лет является периодом интенсивного речевого развития. Диагностике речевого развития уделять более пристальное внимание. Быстро развивается активная речь. Но количество произносимых речевых звуков и слов не является главным и единственным показателем нормального речевого развития. Важно, чтобы между активным и пассивным словарями ребёнка существовала тесная взаимосвязь, а каждое слово было наполнено определённым смыслом. Поэтому при диагностике речевого развития – учитывать гармоничность развития разных его аспектов.
Параметры диагностики развития речи :
• Степень развития активной речи – любые речевые обращения, просьбы, требования, называние предметов, речевое сопровождение действий в репертуаре коммуникативных средств ребёнка;
• Степень развития пассивной речи – понимание значения слов, предложений, различных частей речи (предлогов, наречий, союзов);
• Способность выполнять речевые инструкции взрослого, которая свидетельствует о том, что речь становится средством не только общения, но и регуляции поведения, что является первым шагом к становлению саморегуляции.
Интенсивное развитие речи приводит к тому, что уже к концу третьего года у некоторых детей возникает способность к внеситуативно – познавательному общению со взрослым. Их интересы, кроме совместной игры, распространяются на предметы и события, не представленные в конкретной ситуации. Это выражается в вопросах ребёнка, интересе к рассказам взрослого и к картинкам, в стремлении сообщить какие-то сведения и т. д. Определение уровня внеситуативно - познавательного общения важно для оценки перспектив развития ребёнка и выявления детей, опережающих возрастные нормы. Поэтому один из показателей предлагаемой методики отражает степень вовлечённости в познавательное общение со взрослым.