Олеся Матвеева
Диагностика психического развития детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
Диагностика психического развития детей раннего возраста
Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы
Программа профессиональной переподготовки
Педагогика раннего развития. Современные методики развития детей раннего возраста (340)
Дисциплина: Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего возраста
Публикация «Диагностика психического развития детей раннего возраста» размещена в разделах
Практическое задание 3, Модуль 3. Младенческий возраст. Второй год жизни. Третий год жизни
Выполнил:
слушатель Матвеева Олеся Евгеньевна
Преподаватель:
Стрекалова Алина Олеговна
г. Волгоград – 2022
Диагностика психического развития ребенка в возрасте от 2 до 3 лет
Диагностирование проходит в кабинете детского развивающего центре «Progressive baby». Кабинет оснащен детской мебелью и необходимыми игрушками.
Диагностируется Калыбаева Медина в возрасте 2года 10 мес.
Дата 03.05.2022, время 12.20
Методики
Примечание. Для проведения обследования необходимо иметь по два детских столика и стульчика, а также: 1) желобок с шариком; 2) три коробочки четырехугольной формы одинакового цвета, разные по величине, с соответствующими крышками; три разных по величине шарика одинакового цвета; 3) две матрешки (трехсоставные); 4) две пары предметных картинок;
1. Лови шарик
Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, прослеживание за двигающимся предметом, развитие ручной моторики.
Оборудование: желобок, шарик.
Проведение обследования. Психолог (или учитель) кладет шарик на желобок и просит ребенка: “Лови шарик!” Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: “Кати!” Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.
Обучение. Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. е. обучение идет по показу.
Оценка действий ребенка: Принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.
4 балла – ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.
2. Спрячь шарик
Задание направлено на выявление практического ориентирования ребенка на величину, а также наличия у ребенка соотносящих действий.
Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету.
Проведение обследования. Перед ребенком кладутся две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик – в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку.
Обучение. Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: большой крышкой закрывает большую коробку, а маленькой крышкой – маленькую коробку. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции, способы выполнения – ориентировка на величину, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к своей деятельности, результат.
3 балла – ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.
3. Разборка и складывание матрешки
Задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования ребенка на величину предметов, а также наличия соотносящих действий, понимания инструкции или указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.
Оборудование: две двухсоставные (трехсоставные) матрешки.
Проведение обследования. Психолог дает ребенку двухсоставную матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. Если ребенок не справляется самостоятельно, проводится обучение.
Обучение. Психолог берет еще одну двухсоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку-вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, понимание указательного жеста, наличие соотносящих действий, результат.
3 балла – ребенок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая Инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.
4. Парные картинки
Задание направлено на выявление уровня развития у ребенка зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.
Оборудование: две (четыре) пары предметных картинок.
Проведение обследования. Перед ребенком кладут две предметные картинки. Точно такая же пара картинок находится в руках взрослого. Психолог указательным жестом соотносит их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка картинки одинаковые. Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и, показывая ее ребенку, просит показать такую же.
Обучение. Если ребенок не выполняет задания, то ему показывают, как надо соотносить парные картинки: “Такая у меня, такая же у тебя”, при этом используется указательный жест.
Оценка действий ребенка: принятие задания осуществление выбора, понимание речевой или жестовой инструкции, обучаемость результат, отношение к своей деятельности.
4 балла – ребенок сразу понял задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.
Заключение об уровне психического развития ребенка в возрасте от 2 до 3 лет
Фамилия, имя ребенка Калыбаева Медина
Возраст 2 года 10 месяцев
Дата обследования 03.03.2022
Развитие общения и речи
Инициативность ребенка в общении - высокая: ребенок активно привлекает взрослого к своим действиям и демонстрирует разнообразные способы контактов
Чувствительность к воздействиям взрослого- высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу взрослого, активно подхватывает все его действия
Репертуар коммуникативных действий разнообразный: включают в себя мимические и речевые действия
Уровень развития активной речи - высокий: ребенок обращается с высказываниями ко взрослому, может составить 2 – 3 связных предложения
Уровень понимания речи – высокий: ребенок понимает значение прилагательных и предлогов (под, над и др.)
Уровень выполнения речевых инструкций высокий: ребенок легко и охотно выполняет все инструкции взрослого, включая пространственное расположение предметов
Развитие предметной деятельности
Виды действий с предметами
Ориенировочно-исследовательские и манипулятивные (используются часто)
Культурно-фиксированные (используются часто)
Познавательная активность
Эмоциональная вовлеченность (высокая)
Настойчивость в деятельности (слабовыраженная, ждет помощи взрослого, при малейшем затруднении призывает взрослого на помощь)
Стремление к самостоятельности в деятельности (выраженное) Включенность ПД в общение со взрослым.
Стремление воспроизводить образец действия (сильное)
Ориентация на оценку взрослого (высокая)
Речевое сопровождение деятельности (выраженное)
Целенаправленность (ярко выраженная)
Развитие процессуальной игры
Потребность в игре с сюжетными игрушками
Инициативность (высокая)
Длительность игры (средняя)
Характер игровых действий
Вариативность (средняя)
Речевая активность (высокая)
Воображение
Использование предметов-заместителей (частое)
Принятие игровой инициативы взрослого (активное)
В общении со взрослым Медина проявляет выраженную активность вне зависимости от поведения взрослого. Это проявлятся в интересе к вещам, в стремлении привлечь внимание к игрушкам или предметам, находящимся в комнате, в желании разделить со взрослым удовольствие от игры, получить его одобрение или помощь. У ребенка высокие показатели инициативности гармонично сочетаются с высоким уровнем чувствительности к воздействиям взрослого. Ребенок охотно и с удовольствием принимает предложение поиграть вместе, подстраивает свои действия под действия партнера. У Медины репертуар средств общения богат и разнообразен: она смотрит в глаза взрослого, мимикой и жестами выражает свое отношение к нему, привлекает внимание взрослого к игрушкам, просит о помощи, приглашает к совместной игре.
Рекомендации
В данном возрасте у детей начинает формироваться воля, способность к самоконтролю. Для того, чтобы ребенок вырос ответственным и самостоятельным человеком - необходима помощь родителей. Психологи дают следующие советы, которые помогут эффективно развивать у ребенка самостоятельность, сохраняя необходимый родительский контроль. Не стесняйтесь хвалить ребенка за его правильное поведение. Давайте ему посильные поручения, которые не превышают возможности малыша. Не спешите помогать при первой неудаче, позвольте ребенку проявить настойчивость. Не выполняйте всю работу за ребенка, направьте и предложите продолжить самой. Сначала покажите, сделайте вместе. В ответ на неудачу малыша постарайтесь объяснить ему ошибку и ободрить. Приучайте ребенка, чтобы он словами выражал, что он хочет и что он чувствует.