Ирина Петухова
Методология организации занятий по рисованию с целью отражения образа родной природы в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление дошкольников с образами родной природы в пейзажах великих художников
Важно понимать, что при освоении техники пейзажа главная задача педагога организовать и отработать подачу материала. Сам по себе этот вид изобразительной деятельности для дошкольника даже старшей группы достаточно сложен: специфическое восприятия пейзажа детьми, а также сложности графических элементов композиции обуславливают необходимость в выработке специфической методики при развитии изобразительных навыков дошкольников, которые связаны с пейзажным рисунком и отражением образа родной природы на листе. Таким образом, методическая основа при изучении пейзажа должна отражаться в двух направлениях: теоретическом и практический. В практическом смысле обучение пейзажу сводится к методам рисования и изобразительным техникам, которые необходимы для успешного освоение образа природы при пейзажной изобразительной деятельности дошкольника старшей группы. Данный аспект будет рассмотрен в следующем параграфе. Теоретический же аспект немаловажен и глубок. Очевидно, что он носит подготовительный характер, но это не умаляет его важности при подготовке к практическому написанию пейзажа. Как для теоретического так и для практического понимания и освоения пейзажа свойственны основные задачи. Раскроем основные задачи теоретического знакомства отражения образа родной природы в пейзажах великих художников.
Первостепенная и основная задача педагога – заинтересовать. Педагог прежде всего формирует интерес к пейзажной природе. Дошкольники, приобретая уже определенный опыт в пейзаже со средней группы, должны явным образом выражать интерес к окружающему миру, к родной природе через призму изучения пейзажной живописи. Дети уже обладают определенной эстетической позицией, которая в старшей группе развивается в понимании не только структуры пейзажного рисунка, но и развивается его эстетическое восприятие. [9, с. 20-40].
Как и любой рисунок, пейзажная композиция побуждает к мотиву деятельности, формируя эмоционально-целостный опыт взаимоотношения с природой родного края: дошкольники старшей группы через пейзажную живопись учатся прежде всего не просто смотреть на объекты природы, но и созерцать их, видеть в них красоту. Важно раскрыть и приумножить этот мотив. Когда приходит понимание природы, возникают и патриотические побуждения: дошкольник горд за природу своего края. После азов происходит последующее знакомство с пейзажной цветовой гаммой. Кроме развития художественного и эстетического восприятия дошкольников в процессе знакомства с пейзажами русских художников, существует необходимость рассматривания картин для ознакомления с различными техниками исполнения, вариантами построения простейших композиций и многое другое.
Существует несколько форм подачи теоретического материала, связанного с развитием пейзажной живописи и формированием представлений об родной природе у дошкольников. Немаловажный вклад в направлении ознакомительной и искусствоведческой работы был внесен Н. А. Курочкиной, в исследовании была сделана попытка проанализировать её подходы.