Елена Самарина
Диагностика пространственных представлений у детей 7–9 лет с нарушением интеллекта. Коррекционная работа на уроках математики
▼ Скачать + Заказать документы
При работе с умственно отсталыми детьми, все специалисты сталкиваются с практически полным отсутствием у них пространственных представлений (почти 100% плохо ориентируются во всех направлениях пространства). Это связано с не закреплённостью пространственных представлений на уровне лексики, а так же с грубым нарушением восприятия пространства в целом. В связи с этим, специалистам, занимающимся с умственно отсталыми детьми, зачастую приходится формировать пространственные представления младшеклассников с «нуля», потому что без данной базы занятий ни по какому предмету не получится.
Публикация «Диагностика пространственных представлений у детей 7–9 лет с нарушением интеллекта, Коррекционная работа на уроках математики» размещена в разделах
Формирование пространственных представлений учащихся младших классов имеет большое значение для их дальнейшего развития. В специальном федеральном государственном образовательном стандарте II поколения сказано: «целью образования детей с ОВЗ, в наиболее общем смысле, является введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства». Для практической реализации данной цели, на каждом этапе обучения и в каждой из семи содержательных областей происходит реализация «жизненных» и «академических» компетенций. Развитию пространственных представлений внимание уделяется на всех уроках, но более всего этому способствуют уроки математики. В ФГОС указано, что на уроках математики учащиеся должны овладеть способностью использовать математические знания, при решении соответствующих их возрасту житейских задач (ориентировка в пространстве и использование мер измерения какого-либо пространства, времени и др., в разных видах повседневной практической деятельности.
В статье описывается диагностический инструментарий, подобранный для начальных классов школы VIII вида, с целью выявления уровня пространственных представлений, а так же приведены методические рекомендации по процессу формирования пространственных представлений детей рассматриваемой категории.
В данной работе мы рассматриваем только лёгкую степень умственного недоразвития – дебильность, потому что, в специальных (коррекционных) школах VIII вида, могут обучаться только дети с лёгкой умственной отсталостью. Уровень интеллекта и особенности эмоционально-волевой сферы таких детей, возникшие по причине органического нарушения ЦНС, не позволяют им овладеть программой общеобразовательной школы, на равнее со здоровыми сверстниками. На фоне недоразвития познавательной деятельности отчетливо выступает и недоразвитие личности в целом.
Умственно отсталые дети способны овладевать порядковым счетом и производить с помощью наглядных средств вычислительные действия, но счет в уме вызывает затруднения. Особенно большие трудности возникают у них при решении задач (с трудом удерживают в памяти условие задачи, затрудняются в установлении нужных смысловых связей и могут запутаться при выполнении отдельных вычислительных действий). В результате правильно выстроенного коррекционного обучения, у детей рассматриваемой категории, накапливаются некоторые математические представления и элементарные понятия, но их суждения всё же очень часто остаются бедными и не самостоятельными (простое повторение услышанного от окружающих, без осмысленной переработки на основе собственного опыта).
Формирование пространственных представлений включено не только в курс математики. Однако, в связи с тем, что наличие представлений о пространстве и пространственного воображения, является одним из основных показателей успешности учащегося в области математики, задача формирования этого вида мышления, традиционно является одной из главных задач математического образования ребёнка. Так же эта задача связывается с изучением геометрического материала, как в начальной, так и в средней школе (формирование четких представлений и первичных понятий о таких геометрических фигурах, как точка, прямая, отрезок прямой, ломаная линия, угол, многоугольник, круг).
Работа по формированию пространственных представлений у детей с умственной отсталостью, должна быть систематичной (поурочной) и включать в себя применение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся упражнений, различного вида заданий. Всё это, главным образом, включают в себя уроки математики.
Комплексный анализ уровня развития пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, позволяет выстроить научно обоснованную систему методов проведения коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков развития пространственных представлений и обосновать содержание методики коррекционного обучения.
В рамках нашего исследования был проведен констатирующий эксперимент, целью которого являлось установление уровня сформированности пространственных представлений у рассматриваемой категории детей.
Исследование пространственных представлений учащихся младших классов проводилось нами на базе СКОШ VIII вида № 8 города Кургана. В исследовании приняли участие 5 учеников 3 класса с нарушением интеллекта, обучающихся по «Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В. В. Воронковой. У всех детей, участвующих в эксперименте, по данным ПМПК, олигофрения в степени дебильности (F-70).
Практическая значимость описываемого исследования: материалы представленной коррекционной работы могут быть использованы учителями-дефектологами, учителями начальных классов и родителями, для построения работы, направленной на формирование пространственных представлений не только у младших школьников с нарушением интеллекта, но и у других категорий детей с ОВЗ.
Для исследования уровня сформированности пространственных представлений, мы использовали следующие методики:
• «Словесная ориентировка» (Л. И. Плаксина)
• «Практическая ориентировка» (Л. И. Плаксина)
• «Положение в пространстве» (М. Безруких, Л. Морозова»)
• «Пространственно-арифметический диктант» (Е. К. Ворхотова, Н. В. Дятко, Е. В. Сазонова)
• «Копирование» (М. Безруких, Л. Морозова)
• «Составь фигуру» (элементы игры «Танграм»).
Так же в рамках данного исследования, мы диагностировали уровень развития высших психических функций (память, внимание, мышление, восприятие). Для учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, мы предлагаем использовать табличную методику С. Д. Забрамной.
Оценка результатов данных методик происходит по пятибалльной системе. Баллы, которые ребенок набрал в ходе выполнения заданий, суммируются. По конечному общему баллу можно составить общую картину развития каждого ребенка.
На основе результатов исследования, нами была разработана коррекционная работа, которая опирается на работы таких авторов как Н. Я Семаго, М. М. Семаго, Ю. А. Слепченко, С. Д. Забрамная, Б. П. Никитин. Ведущими методами данной коррекционной работы являются : наглядные (картинки, иллюстрации, словесные (объяснение, беседа) и практические (подвижные физкультминутки, самостоятельное выполнение заданий в домашних условиях) методы.
Описываемая коррекционная работа по формированию пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, опирается на общедидактические и специальные принципы, такие как: принцип индивидуального и дифференцированного подхода, принцип целенаправленности (вся работа формирующего этапа исследования подчинена одной цели, принцип доступности, принцип систематичности и последовательности (предполагает систему : одно следует за другим в определенной системе, принцип наглядности, принцип связи теории с практикой, принцип активности и сознательности в обучении, принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений и другие.
В нашей коррекционной работе мы предлагаем задания для включения их в такие этапы урока, как:
• Организационный этап (каждый урок);
• Физкультминутка (каждый урок);
• Домашнее задание (задаётся два раза в неделю; предполагает отдельную тетрадь; на проверку отводится 5 мин. в конце урока математики).
Задания подобраны таким образом, чтобы их можно было включить в любой урок математики, в независимости от его темы, цели и задач. Таким образом, данная коррекционная работа органически впишется в работу по программе и будет способствовать развитию пространственных представлений.
Подбор заданий осуществлялся в соответствии с такими задачами, как:
1) повторение и закрепление знаний о схеме собственного тела (глова – вверху, ноги – внизу, грудь – впереди, спина – сзади, по бокам – руки – левая и правая, попарно-противоположные части тела и т. д.);
2) формирование умения определять направление в пространстве с точкой отсчета «от себя» (впереди, сзади, вверху, внизу, слева, справа) и «от другого предмета», относительно плоскости;
3) обучение осуществлению движения по слову;
4) развитие способности к анализу и синтезу;
5) активизация словаря;
6) активизация умения работать по схеме, находить пространственное расположение фигур в создаваемом силуэте и ориентироваться в плоскости листа;
7) обучение работе с графическими картами-схемами, макетами, ориентируясь на них при расположении предметов;
8) формирование представления о симметрии, при дорисовывании (копировании) второй половины (левой или правой).
Каждый этап урока (организационный момент, физкультминутка, домашнее задание) предполагает разные задания.
Подробное описание заданий будет размещено в следующей статье «Поурочные задания, для коррекции пространственных представлений у детей 7-9 лет с нарушением интеллекта на уроках математики».