Анастасия Пашкина
Диагностика полоролевой воспитанности детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для того, чтобы вывести общий уровень полоролевой воспитанности детей, необходимо сначала проанализировать уровни полоролевой воспитанности каждого ребенка последовательно по всем методикам, затем вывести общий уровень всех детей для каждой методики и в итоге сравнить полученные данные.
Показатели полоролевой воспитанности детей среднего дошкольного возраста.
Высокий уровень:
- представление о своем половом образе адекватные, ориентированные на образ другого (отец, мать, сверстник своего пола);
Публикация «Диагностика полоролевой воспитанности детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
- адекватные представления о различиях полов, включающие физический, поведенческий и нравственный аспекты;
- наличие интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;
- наличие представлений об элементарных правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;
- наличие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности;
- постоянство проявления мужских (женских) способов поведения в различных реальных и игровых ситуациях.
Средний уровень :
- представление о своем половом образе : не всегда адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец);
- представления о различиях полов частичные – о некоторых характеристиках (внешних, внутренних, поведенческих) мужского и женского пола;
- фрагментальные представления о правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы, по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;
- наличие не ярко выраженного интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;
- наличие нестабильности в проявлении мальчиками и девочками мужских и женских качеств;
- отсутствие стабильности в проявлении детьми «мужских» («женских») способов поведения в игровых ситуациях, отсутствие таких проявлений в реальных ситуациях.
Низкий уровень:
- представления о своем половом образе : не адекватные, не ориентированные на образ другого (мать, отец);
- отсутствие представлений о различиях полов;
- отсутствие или слабое проявление интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;
- частичное проявление или полное отсутствие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности;
- проявление детьми в различных ситуациях способов поведения, противоречащих нормам «мужского» и «женского» поведения.
Диагностическими методиками изучения уровня полоролевого воспитания детей среднего дошкольного возраста являлись : беседы, тестовые задания «Выбор игрушки», «Назови, чьи вещи», «Кубики», «Красивый мужской и женский поступок», рисуночный тест «Моя семья», тестовое задание «Мордашки», наблюдение.
Метод беседы. Цель – выявление представлений детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин.
Беседы включали вопросы:
1. Как тебя зовут?
2. Ты мальчик или девочка?
3. Хочешь ли быть мальчиком (девочкой? Почему?
4. Мальчик и девочка – одинаковые или разные?
5. В какие игры играют мальчики, в какие – девочки?
6. С кем интереснее играть – с мальчиками или девочками?
7. Какие девочки (мальчики) тебе нравятся?
8. Когда вырастишь, будешь мамой или папой (тетей или дядей?
9. Кто в твоей семье самый сильный?
10. Кто в твоей семье самый красивый?
11. Что в семье делают папа и мама?
12. Что как мальчик (девочка) ты делаешь в семье?
Высший балл – 12. За каждый верный ответ ребенок получал 1 балл.
Тестовое задание «Выбор игрушки». Цель – выявление представлений детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению.
Суть эксперимента заключался в том, что мальчикам и девочкам предлагались различные игрушки (машинки, куклы, посуда, кубики, солдатики, скакалки и пр.). Ребенок должен был сначала назвать игрушки, потом разложить их в две коробки: в одну – игрушки для мальчиков, в другую – игрушки для девочек. Свои действия ребенок должен был сопровождать пояснениями.
Высший балл – 5. Наполовину точно выполненное задание – 3 балла. 1 балл – неточный выбор, не сопровожденный объяснениями
Тестовое задание «Назови, чьи вещи». Цель: определение представлений детей о разделении предметов труда и быта взрослых на мамины (папины, мужские (женские) и специфики их использования.
Суть методики: ребенку предлагались вещи, которые он характеризовал как мужские или женские (мамины или папины) и объяснял, почему так считает. Ребенку задавался вопрос: «Назови, чьи вещи?». Материалом для эксперимента служили: бритва, галстук, гвоздь, отвертка, молоток, лак для ногтей, бигуди, помада, духи и т. д.
Высший балл – 5. Наполовину точно выполненное задание – 3 балла. 1 балл – неточный выбор, не сопровожденный объяснениями.
Игровой метод «Кубики» является модификацией одноименного теста Е. М. Торшиловой по выявлению эстетических способностей детей дошкольного возраста. Цель его: выявить возможности ребенка моделировать действия мужчины и женщины. Суть игры: детям предлагалось с помощью кубиков воспроизвести семейные отношения (придумать сюжет и выступить в нем в роли папы – кубика, мамы – кубика, ребенка – кубика).
Оценка выполнения задания: высокий уровень представлений характеризовался целостностью сюжета, сформированностью коммуникативных навыков, наличием адекватных представлений о внутри – семейных отношениях с точки зрения принадлежности родителей к полу и оценивался в 5 баллов; средний уровень – отсутствием связности сюжета, адекватными, но бедными и односторонними представлениями о внутрисемейных отношениях, оценивался в 3 балла; низкий уровень – отсутствием коммуникативных навыков, неадекватными, поверхностными представлениями, оценивался в 1 балл.
Методика «Красивый мужской и женский поступок». Цель – выявить эстетические суждения и эстетическую оценку полоролевого поведения людей.
Задание 1. Детям предлагалось два набора картинок, состоящих из положительных и отрицательных мужских и женских поступков. Педагог говорил: «У меня на столе находятся картинки с изображением мужчин и женщин в действии. Посмотрите внимательно на них и положите по правую сторону те, на которых изображены красивые мужские поступки, а по левую – красивые женские поступки».
Задание 2. На столе лежали два больших круга красного и синего цвета. Детям предлагалось разложить картинки так, чтобы на зеленом круге лежали картинки с изображением мужчин и женщин, занятых свои делом, а на красном круге – несвойственным для них занятием. Свой выбор необходимо было объяснить.
Действия детей оценивались по следующим критериям:
Высокий уровень – оба задания выполнены верно. Ребенок имеет правильное представление о полоролевом поведении с учетом того, что некоторые из них могут быть взаимозаменяемы. Свой выбор он аргументирует с опорой на женские и мужские качества и имеющийся социальный опыт. Оценивается в 5 баллов. Средний уровень – в выполнении задания ребенком допущены неточности, имеющиеся аргументы неубедительны. Нет четкой дифференциации мужских и женских обязанностей, отсутствуют точные представления о красоте мужских и женских поступков. Оценивается в 3 балла. Низкий уровень – в выполнении ребенком задания присутствует смешение представлений о полоролевом поведении, наблюдается отсутствие аргументов, либо они не соответствуют логике, отсутствуют представления о красоте поступков. Оценивается в 1 балл.
Рисуночный тест «Моя семья». Цель: выявить представления о ценности мамы и папы в семье.
Суть тестового задания: детям предлагалось нарисовать свою семью. Параметрами оценки выступают: воспроизведение детьми реального состава семьи, размеры изображенных людей, степень концентрации на рисовании каждого члена семьи, сочетание цвета как символа отношения ребенка к родителям. Высокий уровень представления детей о ценности мамы и папы в семье характеризуется адекватными размерами и детализацией изображенных фигур, воспроизведением реального состава семьи, цветовой гармоничностью и оценивался в 5 баллов. Средний – схематичностью изображения и отсутствием цветовой гармонии, оценивался в 3 балла. Низкий – уменьшением состава семьи и гиперболизацией себя в ней – 1 балл.
Тестовое задание «Мордашки». Цель: определить наличие стереотипов мужественности (женственности) у детей среднего дошкольного возраста.
Суть задания: детям предоставлялась серия схематических лиц (например, щенячьих мордашек, по которым нельзя определить пол, но которые выражают различные эмоциональные состояния (злобу, радость, грусть, страх). От испытуемых требуется определить пол и эмоцию каждого лица. Поскольку лица не имели никаких половых признаков, то любая тенденция в приписывании пола к определенной эмоции рассматривалась как отражение стереотипов.
Ответы детей оцениваются следующим образом: 1 балл – определение пола и эмоции предложенного схематичного лица в соответствии со стереотипами мужественности и женственности. 0 баллов – неверный ответ или отсутствие такового. К высокому уровню представлений о стереотипах мужского и женского поведения относился ребенок, если набрал свыше 12 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ). К среднему – от 8 до 12 баллов. К низкому – набравший менее 7 баллов.
Метод наблюдения.
Цель: выявить реальные действия детей в игре, на прогулке, в раздевальной, в процессе ухода за животными и определить их женские и мужские признаки и качества личности.
Количество максимально набранных баллов: низкий уровень – меньше 16 баллов; средний уровень – от 17 до 33 баллов; высокий уровень - от 34 до 50 баллов.