МААМ-картинки

Диагностика по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием

Ксения Злобина
Диагностика по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием
▼ Скачать +Заказ

Критерии оценки монологической речи

Уровень

выполнения

задания Пересказ Рассказ по серии сюжетных картинок Рассказ - описание Продолжение рассказа

хороший

(4 балла) Пересказ составлен самостоятельно; полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последователь-ность изложения. Употребляются разнообразные языковые средства в соответствии с текстом произведения. При пересказе в основном соблюдаются грамматические нормы родного языка. Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отображающий изображенный сюжет. Соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами- эпизодами. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей). В рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение. Соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предмета

Публикация «Диагностика по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием» размещена в разделах

(напр., от описания основных свойств - к второстепенным и др.). Соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами, используются различные средства словесной характеристики предмета

(определения, сравнения и др.). Рассказ составлен самостоятельно, соответствует по содержанию предложенной теме (данному началу, доведен до логического завершения, дается объяснение происходящих событий. Соблюдается связность и последовательность изложения, творческая задача решена в создании достаточно развернутого сюжета и адекватных образов. Языковое оформление, в основном, соответствует грамматическим нормам.

удовлетворительный

(3 балла)

Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы). Полностью передается содержание текста. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные нарушения структуры предложений.

Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку). Достаточно полно отражено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету). Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования; единичные ошибки в построении фраз.

Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета. Отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности, смысловая незавершенность одной-двух микротем, отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении высказываний.

Рассказ составлен самостоятельно или с небольшой помощью, в целом соответствует поставленной творческой задаче, достаточно информативен и завершен. Отмечаются нерезко выраженные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающие общей логики повествования; некоторые языковые трудности в реализации замысла.

недостаточный

(2 балла)

Используются повторные наводящие воп-росы. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложения, единичные смысловые несоответствия.

Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Нарушена связность повествования. Отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия.

Рассказ составлен с помощью отдельных побуждаю-щих и наводящих вопросов, недостаточно информативен - в нем не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; отображение признаков предмета в большей части рассказа носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.

Составлен с помощью повторных наводящих вопросов. Отмечаются отдельные смысловые несоответствия, недостаточная информативность, отсутствие объяснения передаваемых событий, что снижает коммуникативную целостность сообщения. Отмечаются лексические и синтаксические затруднения, препятствующие полноценной реализации замысла рассказа. Связность изложения нарушена.

низкий

(1 балл)

Пересказ составлен по наводящим вопросам, Связность изложения значительно нарушена. Отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Отмечается бедность и однообразие употребляемых языковых средств.

Рассказ составлен с помощью наводяших вопросов, Его связность резко нарушена. Отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету. Встречаются смысловые ошибки. Рассказ подменяется перечислением действий, представленных на картинках.

Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-сообщения: простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения. Ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно. Рассказ составлен целиком по наводящим вопросам; крайне беден по содержанию, "схематичен"; продолжен в соответствии с замыслом, но не завершен. Резко нарушена связность повествования; допускаются грубые смысловые ошибки. Нарушается последовательность изложения. Одна (две) композиционные части рассказа-сообщения отсутствует (или не завершена). Выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.

Задание 1. Пересказ прослушанного текста.

Цель: выявление умений старших дошкольников с заиканием составлять логически завершенный рассказ с опорой на память.

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься его пересказывать.

«Сел дед пить чай. «Дед! И мне чаю дай». – «Вот тебе, внук, чай. Пей, на себя не лей».

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Задание 2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Цель: выявление умений старших дошкольников с заиканием составлять логически завершенный рассказ с опорой на наглядный материал.

Оборудование: Серии сюжетных картинок.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ.

Задание 3. Составление рассказа - описания «Моя любимая игрушка»

Цель: выявление умений старших дошкольников с заиканием составлять логически завершенный рассказ с опорой на собственный опыт.

Оборудование: Наборы игрушек.

Инструкция: посмотри, какие у меня игрушки, а у тебя есть любимая игрушка? Расскажи мне о ней.

Задание 4. Продолжение рассказа «За что я люблю лето»

Цель: выявление умений старших дошкольников с заиканием составлять логически завершенный рассказ с опорой на воображение.

Инструкция: "Я начну рассказ, а ты закончи. Я люблю лето, потому что вся природа цветет и благоухает. Мне нравится шелест деревьев, когда налетает легкий ветер, нравится многоцветье лугов. "

Оценка:

Высокий уровень - 16-14 баллов

Средний уровень - 13-8 баллов

Низкий уровень - 7-4 балла

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)

Цели:

1. коррекционно— образовательная: учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм;

2. коррекционно—развивающие :

развивать у детей умение распространять предложения определениями;

развивать мыслительную деятельность;

• расширять знания детей по теме;

3. коррекционно— воспитательная: воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи, костюмы медведя и мужика.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники», русской народной сказки «Репка». Игры: «Кто быстрее соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин».

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Отгадай загадку»

Он и в дождик, он и в зной

Клубни прячет под землей.

Клубни вытащишь на свет

Вот и завтрак, и обед. (Картофель)

Врос он в землю крепко.

Сидит на грядке колобок.

Круглый бок, желтый бок.

Что же это? (Репка)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

2. Объявление темы.

Скажите, урожай чего собирают осенью? (Ответы детей.) А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.

3. Чтение сказки с последующим обсуждением.

Что посеял мужик?

Почему ему пришлось делиться с медведем?

Когда мужик собрал урожай репы?

Как он разделил урожай? Почему?

Почему рассердился медведь на мужика?

Что посеял на следующий год мужик?

Как поступил медведь?

Кто выиграл в этот раз? Почему?

Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

4. Игра «Отгадай по вкусу».

Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа, вареные картофель и свекла. Разглядывают их и называют. Затем одному из детей завязывают глаза и подают кусочек одного из овощей. Ребенок пробует и рассказывает: «Это помидор — он вкусный, сладкий и полезный». И т. д.

5. Физкультминутка «Урожай».

В огород пойдем, Урожай соберем. Шаги на месте.

Мы моркови натаскаем «Таскают».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты, «Срезают».

Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками — три раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут».

И вернемся по дорожке. (Н. Нищева) Шаги на месте.

6. Повторное чтение с установкой на пересказ.

7. Пересказ текста детьми.

После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.

Поочередно каждая пара надевает костюмы ( например: медведь — маску, мужик — кафтан) и совместно с логопедом (автором) пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.

8. Итог занятия.

Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?

Кто главные герои?

О каком овоще говорилось в сказке?

Публикации по теме:

Информационный буклет для родителей дошкольников С - связность, самооценка, систематичность. В – восприятие, важность, возможность, взаимодействие. Я - ясность З – знание, занимательность,.

Оценка связной речи и речевой профиль в изучении состояния речевых процессов у дошкольников ОЦЕНКА СВЯЗНОЙ РЕЧИ Баллы Пересказ, творческий рассказ Рассказ по серии картинок Описание предмета Рассказ по сюжетной картине 1 2 3 4 5.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием
Опубликовано: 1 марта 2014 в 11:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Злобина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД