Получи документы

Отражение регионального компонента, потребностей родителей в основной образовательной программе дошкольного учреждения

Светлана Журавлева
Отражение регионального компонента, потребностей родителей в основной образовательной программе дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности разработки части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений: отражение регионального компонента, удовлетворение образовательных потребностей родителей

В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС дошкольного образования образовательная программа включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражаются обязательная часть (60%) и часть, формируемая участниками образовательных отношений (40%).

Публикация «Отражение регионального компонента, потребностей родителей в основной образовательной программе дошкольного учреждения» размещена в разделах

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ, и/или созданных ими самостоятельно.

Данная часть программы должна включать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов из семей и педагогов и, в частности может быть ориентирована на:

1. специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

2. выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.

3. сложившиеся традиции Организации или Группы

Именно часть, формируемая участниками образовательного процесса, показывает специфику работы в конкретном детском саду, делает дошкольную организацию по-своему уникальной и самобытной.

Сначала обратимся к первой части нашего выступления – региональному компоненту программы. Региональный компонент является областью освоения ребенком мира, где ценности показаны через культуру, историю своего края. Свобода выбора регионального содержания дает возможность отразить специфику Пермского края, его природные и культурно-исторические особенности, показать особую значимость в развитии всей страны.

Главной задачей для коллектива при разработке части, формируемой участниками образовательного процесса, стало гармоничное включение регионального компонента во все образовательные области.

Разработка регионального компонента программы началась с аналитического этапа. Прежде всего, предстояло определить тот базис, на котором будет простроена вся дальнейшая работа по реализации регионального компонента. Был проведен анализ материально-технической базы учреждения, резерв методического оснащения, готовность педагогического коллектива к реализации регионального компонента.

В дошкольном учреждении накоплен достаточный опыт по приобщению детей к народной культуре Прикамья, ознакомлению с природой, бытом и трудом людей Пермского края. На музыкальных занятиях дети разучивали песни пермских и березниковских поэтов-песенников, изучались элементы музыкальных движений народов, проживающих на территории ПК, особенности национального костюма и музыкальных инструментов.

Работа по физической культуре выстраивалась на основе педагогической технологии «Будь здоров, старший дошкольник», «Будь здоров, малыш» Татьяны Эдуардовны Токаевой. На физкультурных занятиях и спортивных праздниках дети разучивали и играли в подвижные игры народов Прикамья. Регулярно организовывались «туристические маршруты» за пределы дошкольного учреждения, походы на природу.

В процессе коррекционно-образовательной деятельности региональный компонент совмещался с лексическими темами и учитывался при отборе содержания организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.

Определен обязательный минимум содержания знаний о своем крае для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и основные направления работы в логопедической группе:

Моя семья:

- изучение родственных связей;

- профессия моих родителей;

- выходной день в нашей семье;

- составление рассказов о членах семьи.

Растительный и животный мир Пермского края:

- животные наших лесов (внешний вид, повадки);

- животные и растения, занесенные в Красную книгу;

- деревья; цветы; первоцветы;

- пересказы, составление рассказов по серии картине, из личного опыта.

Мой родной - город Березники:

- история города, улицы города;

- исторические памятники, достопримечательности города;

- промышленность и профессии жителей города;

- национальности, фольклор, игры;

- виды транспорта;

- Березники в годы Вов, подвиг березниковцев во время Вов;

- знакомство с березниковцами, прославившими родной город.

- пересказы, составление рассказов по серии картине, из личного опыта.

Пермский край:

- географическое расположение, его природные ресурсы;

- город Пермь и другие города края, их достопримечательности, промышленность;

- фольклор народов Прикамья, детские игры.

Литературное и художественное наследие края:

- знакомство с творчеством писателей, поэтов, композиторами и их творчеством

- знакомство с народно-прикладным творчеством народов Прикамья, художниками г. Березники, Пермского края

- экскурсии в музеи г. Березники для ознакомления с культурным и историческим наследием города, края.

Кроме того, коррекционная работа строилась на региональных программах и технологиях, направленные на решение коррекционно-развивающих задач (УМК Цуканова С. П., Бетц Л. Л. «Учим ребенка говорить и читать», Л. В. Ворошнина, «Мир речи и общения: пособие по развитию речи дошкольников»).

В 2013 учебном году педагогом логопедической группы Пекарской Н. П. разработана программа кружка «Мой Пермский край». Основу рабочей программы составила план программа Н. Н. Ахметовой «Знай и люби свой край».

Результаты анкетирования также показали высокий уровень готовности педагогического коллектива к реализации регионального компонента (более 86%).

Анализ материально-технической базы показал, что в учреждении имеется достаточно методической литературы, педагогических разработок по краеведению, наборы иллюстративного материала.

Однако вся эта работа была бессистемной, не прослеживалась интеграция образовательных областей, отсутствовала связь специалистов между собой и воспитателями учреждения. Можно скачать, что каждый, кто занимался краеведением – занимался им по-своему. Несмотря на высокую готовность к реализации регионального компонента, знаний самих педагогов оказалось недостаточно, трудности возникали в отборе материала и адаптации его на дошкольника. Кроме того в недостаточном количестве были аудио и, видео-материалы, педагогические разработки накоплены только в области художественно-эстетического воспитания.

Таким образом, возникла высокая потребность определить и проработать направления регионального компонента, его содержание и место в основной образовательной программе.

Региональный компонент стал важнейшей составляющей образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», и направлен на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного города.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

- знакомить детей с особенностями и традициями родного края;

- формировать знания о живой и неживой природе Пермского края;

- формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;

- знакомить с именами знаменитых земляков;

- воспитывать чувство гордости за малую родину.

В ходе разработки регионального компонента были выделены следующие направления:

- создание и обновление предметно-пространственной среды;

- взаимодействие учреждения с социальными институтами;

- формы сотрудничества с семьей;

- подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования.

Важно для обеспечения реализации регионального компонента создать эстетически привлекательную культурно-образовательную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев.

Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем.

Невозможно реализовать региональный компонент, не выходя за рамки дошкольного учреждения. Поэтому в программу включено сотрудничество с такими объектами социальной инфраструктуры как библиотека № 9 (экологическая, Березниковский историко-художественный музей им. И. Ф. Коновалова., МАУ ДО «Станция юных натуралистов», исторический театр «Чуды».

Родители являются обязательными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с родителями в рамках реализации регионального компонента проходит через педагогическое просвещение, совместные мероприятия родителей с детьми, семейные проекты «Лучшая мама на свете», «Юные читатели Прикамья», «Березники Юбилейные», «Родному городу в подарок», конкурсы рисунков и поделок, посещение выставок, экскурсии в музей.

Систематизация, обобщение и углубление знаний педагогов о родном крае, проходит через интерактивное взаимодействие, в процессе разработки проектов. Проектная деятельность педагога занимает значительное место в реализации регионального компонента. Здесь в максимально короткие сроки можно увидеть результат работы над проектом, значимость его в жизни ребенка, родителей и педагогического коллектива.

Одним из ключевых принципов дошкольного образования является сотрудничество образовательной организации с семьёй. Для родителей (законных представителей) воспитанников основная образовательная программа дает возможность принять участие в организации педагогического процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнения и предложения основных «заказчиков» деятельности дошкольной образовательной организации. В таком плане привлечение родителей и представителей ближайшего социального окружения к проектированию и реализации основной образовательной программы является необходимым условием для стабильного функционирования и развития каждой дошкольной образовательной организации. Это будет способствовать обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получении.

В нашем дошкольном учреждении с целью реализации потребностей и запросов родителей внедрена модель дополнительных образовательных услуг, которая распространяется на часть Программы, формируемой участниками образовательного процесса и взаимодополняет ее с точки зрения решения задач, предусмотренных общеобразовательной Программой (указаны в п. 1.6 Стандарта). Это позволяет наиболее полно решать задачи федерального образовательного стандарта дошкольного образования (п. 2.9. ФГОС ДО).

Особенность модели в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования.

Выбор дополнительных образовательных услуг осуществлялся в соответствии с интересами и запросами родителей (законных представителей) воспитанников на основании проведенного анкетирования и предложенных для ознакомления программ.

Программы дополнительных услуг разработаны с учетом возрастных особенностей дошкольников, целей и задач образовательных областей ФГОС ДО. Стоит отметить тот факт, что художественно-эстетическое направление воспитания и обучения уже давно является для нас приоритетным. В связи со спецификой учреждения также актуален для нас и родителей вопрос коррекции речи дошкольников. Спрос на услуги данного направления достаточно высок и основная доля приходится на блок платных услуг, которые выведена за рамки основной образовательной программы. Однако, для удовлетворения образовательных потребностей родителей, в целях реализации права семьи на предоставление равных возможностей в модель дополнительного образования вошел блок бесплатных образовательных услуг. Данные услуги решали задачи таких образовательных областей как:

Художественно-эстетическое развитие – фитодизайн, нетрадиционные техники создания картин, лепка из соленого теста;

Познавательное развитие – игры Воскобовича;

Физкультурно-оздоровительное – упражнения на фитболах

Речевое развитие, социально-коммуникативное – театр юного актера.

На сегодняшний день главной проблемой для нас становится все более сильное углубление в область художественно-эстетического воспитания. Доля бесплатных услуг образовательной области «художественно-эстетическое развитие» составляет 70%. Тогда как сегодня на федеральном уровне поставлен вопрос поддержки научно-технического творчества детей и молодежи, воспитание инженерных кадров. Перед нами стоит задача, прежде всего, определить готовность самих педагогов работать в данном направлении, найти пути продвижения идеи развития технического творчества детей. В рамках решения данного вопроса в учреждении создана творческая группа, разрабатывается проект.

Таким образом, отражение в основной образовательной программе учреждения региональный компонент и учет образовательных потребностей родителей позволяет нам выйти на целевые ориентиры, определенные федеральным стандартом дошкольного образования, когда ребенок проявляет любознательность, обладает знаниями о себе и об окружающем мире, проявляет инициативу и самостоятельность, способен договариваться, сопереживать и радоваться, когда он обладает развитым воображением, владеет устной речью, может следовать социальным нормам поведения.

Публикации по теме:

Реализация регионального компонента в условиях ДОО «Реализация регионального компонента в условиях ДОО» Мартыновская Татьяна Александровна, Воспитатель МАДОУ №118 г. Мурманска Жизненный.

Графические диктанты на основе регионального компонента Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных образовательных стандартов заставляет.

Мониторинг освоения детьми регионального компонента образовательной программы МДОУМониторинг освоения детьми регионального компонента образовательной программы МДОУ Мониторинг освоения детьми регионального компонента Образовательной программы МДОУ детского сада №10 города Алушты 2015-2016 учебный год.

Направления работы музыкального руководителя по реализации регионального компонентаНаправления работы музыкального руководителя по реализации регионального компонента Здравствуйте, дорогие коллеги!В настоящее время в российской системе образования проходят реформы. Основная задача модернизации образования.

Перспективный план реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь: Презентация: «Знакомство с бытом казаков» (жилище, утварь и т. д.) Цель: Познакомить детей с бытом казаков. Поддерживать интерес.

Программа младшей группы ДОО, ориентированная на родителей, с учётом регионального компонента «Презентация программы младшей группы ДО ориентированной на родителей (законных представителей детей)» Цели: создание благоприятных условий.

Реализация регионального компонента в художественно-эстетическом развитии дошкольников РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ Слайд 1 Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается.

Сущность основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения .

Занятие с использованием регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста «Традиции и быт кубанских казаков» город. Усть-Лабинск Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение № 24 воспитатель Путилова Наталья Владимировна Тематическое занятие с.

Воспитание дошкольников посредством национально-регионального компонента Старое поколение постепенно уходит. Молодое поколение практически не знают традиции, обряды, свой родной язык, утратили представление о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отражение регионального компонента, потребностей родителей в основной образовательной программе дошкольного учреждения
Опубликовано: 13 октября 2016 в 19:57
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отражение регионального компонента, потребностей родителей в основной образовательной программе дошкольного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Журавлева (УИ 751143) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД