Светлана Журавлева
Отражение регионального компонента, потребностей родителей в основной образовательной программе дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности разработки части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений: отражение регионального компонента, удовлетворение образовательных потребностей родителей
В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС дошкольного образования образовательная программа включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражаются обязательная часть (60%) и часть, формируемая участниками образовательных отношений (40%).
Публикация «Отражение регионального компонента, потребностей родителей в основной образовательной программе дошкольного учреждения» размещена в разделах
Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ, и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть программы должна включать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов из семей и педагогов и, в частности может быть ориентирована на:
1. специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
2. выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.
3. сложившиеся традиции Организации или Группы
Именно часть, формируемая участниками образовательного процесса, показывает специфику работы в конкретном детском саду, делает дошкольную организацию по-своему уникальной и самобытной.
Сначала обратимся к первой части нашего выступления – региональному компоненту программы. Региональный компонент является областью освоения ребенком мира, где ценности показаны через культуру, историю своего края. Свобода выбора регионального содержания дает возможность отразить специфику Пермского края, его природные и культурно-исторические особенности, показать особую значимость в развитии всей страны.
Главной задачей для коллектива при разработке части, формируемой участниками образовательного процесса, стало гармоничное включение регионального компонента во все образовательные области.
Разработка регионального компонента программы началась с аналитического этапа. Прежде всего, предстояло определить тот базис, на котором будет простроена вся дальнейшая работа по реализации регионального компонента. Был проведен анализ материально-технической базы учреждения, резерв методического оснащения, готовность педагогического коллектива к реализации регионального компонента.
В дошкольном учреждении накоплен достаточный опыт по приобщению детей к народной культуре Прикамья, ознакомлению с природой, бытом и трудом людей Пермского края. На музыкальных занятиях дети разучивали песни пермских и березниковских поэтов-песенников, изучались элементы музыкальных движений народов, проживающих на территории ПК, особенности национального костюма и музыкальных инструментов.
Работа по физической культуре выстраивалась на основе педагогической технологии «Будь здоров, старший дошкольник», «Будь здоров, малыш» Татьяны Эдуардовны Токаевой. На физкультурных занятиях и спортивных праздниках дети разучивали и играли в подвижные игры народов Прикамья. Регулярно организовывались «туристические маршруты» за пределы дошкольного учреждения, походы на природу.
В процессе коррекционно-образовательной деятельности региональный компонент совмещался с лексическими темами и учитывался при отборе содержания организованной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
Определен обязательный минимум содержания знаний о своем крае для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и основные направления работы в логопедической группе:
Моя семья:
- изучение родственных связей;
- профессия моих родителей;
- выходной день в нашей семье;
- составление рассказов о членах семьи.
Растительный и животный мир Пермского края:
- животные наших лесов (внешний вид, повадки);
- животные и растения, занесенные в Красную книгу;
- деревья; цветы; первоцветы;
- пересказы, составление рассказов по серии картине, из личного опыта.
Мой родной - город Березники:
- история города, улицы города;
- исторические памятники, достопримечательности города;
- промышленность и профессии жителей города;
- национальности, фольклор, игры;
- виды транспорта;
- Березники в годы Вов, подвиг березниковцев во время Вов;
- знакомство с березниковцами, прославившими родной город.
- пересказы, составление рассказов по серии картине, из личного опыта.
Пермский край:
- географическое расположение, его природные ресурсы;
- город Пермь и другие города края, их достопримечательности, промышленность;
- фольклор народов Прикамья, детские игры.
Литературное и художественное наследие края:
- знакомство с творчеством писателей, поэтов, композиторами и их творчеством
- знакомство с народно-прикладным творчеством народов Прикамья, художниками г. Березники, Пермского края
- экскурсии в музеи г. Березники для ознакомления с культурным и историческим наследием города, края.
Кроме того, коррекционная работа строилась на региональных программах и технологиях, направленные на решение коррекционно-развивающих задач (УМК Цуканова С. П., Бетц Л. Л. «Учим ребенка говорить и читать», Л. В. Ворошнина, «Мир речи и общения: пособие по развитию речи дошкольников»).
В 2013 учебном году педагогом логопедической группы Пекарской Н. П. разработана программа кружка «Мой Пермский край». Основу рабочей программы составила план программа Н. Н. Ахметовой «Знай и люби свой край».
Результаты анкетирования также показали высокий уровень готовности педагогического коллектива к реализации регионального компонента (более 86%).
Анализ материально-технической базы показал, что в учреждении имеется достаточно методической литературы, педагогических разработок по краеведению, наборы иллюстративного материала.
Однако вся эта работа была бессистемной, не прослеживалась интеграция образовательных областей, отсутствовала связь специалистов между собой и воспитателями учреждения. Можно скачать, что каждый, кто занимался краеведением – занимался им по-своему. Несмотря на высокую готовность к реализации регионального компонента, знаний самих педагогов оказалось недостаточно, трудности возникали в отборе материала и адаптации его на дошкольника. Кроме того в недостаточном количестве были аудио и, видео-материалы, педагогические разработки накоплены только в области художественно-эстетического воспитания.
Таким образом, возникла высокая потребность определить и проработать направления регионального компонента, его содержание и место в основной образовательной программе.
Региональный компонент стал важнейшей составляющей образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», и направлен на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного города.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- знакомить детей с особенностями и традициями родного края;
- формировать знания о живой и неживой природе Пермского края;
- формировать представления о родном городе: истории, улицах, профессиях;
- знакомить с именами знаменитых земляков;
- воспитывать чувство гордости за малую родину.
В ходе разработки регионального компонента были выделены следующие направления:
- создание и обновление предметно-пространственной среды;
- взаимодействие учреждения с социальными институтами;
- формы сотрудничества с семьей;
- подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования.
Важно для обеспечения реализации регионального компонента создать эстетически привлекательную культурно-образовательную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев.
Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем.
Невозможно реализовать региональный компонент, не выходя за рамки дошкольного учреждения. Поэтому в программу включено сотрудничество с такими объектами социальной инфраструктуры как библиотека № 9 (экологическая, Березниковский историко-художественный музей им. И. Ф. Коновалова., МАУ ДО «Станция юных натуралистов», исторический театр «Чуды».
Родители являются обязательными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с родителями в рамках реализации регионального компонента проходит через педагогическое просвещение, совместные мероприятия родителей с детьми, семейные проекты «Лучшая мама на свете», «Юные читатели Прикамья», «Березники Юбилейные», «Родному городу в подарок», конкурсы рисунков и поделок, посещение выставок, экскурсии в музей.
Систематизация, обобщение и углубление знаний педагогов о родном крае, проходит через интерактивное взаимодействие, в процессе разработки проектов. Проектная деятельность педагога занимает значительное место в реализации регионального компонента. Здесь в максимально короткие сроки можно увидеть результат работы над проектом, значимость его в жизни ребенка, родителей и педагогического коллектива.
Одним из ключевых принципов дошкольного образования является сотрудничество образовательной организации с семьёй. Для родителей (законных представителей) воспитанников основная образовательная программа дает возможность принять участие в организации педагогического процесса, выборе и корректировке его содержания. Это позволяет учесть мнения и предложения основных «заказчиков» деятельности дошкольной образовательной организации. В таком плане привлечение родителей и представителей ближайшего социального окружения к проектированию и реализации основной образовательной программы является необходимым условием для стабильного функционирования и развития каждой дошкольной образовательной организации. Это будет способствовать обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получении.
В нашем дошкольном учреждении с целью реализации потребностей и запросов родителей внедрена модель дополнительных образовательных услуг, которая распространяется на часть Программы, формируемой участниками образовательного процесса и взаимодополняет ее с точки зрения решения задач, предусмотренных общеобразовательной Программой (указаны в п. 1.6 Стандарта). Это позволяет наиболее полно решать задачи федерального образовательного стандарта дошкольного образования (п. 2.9. ФГОС ДО).
Особенность модели в том, что дополнительные образовательные услуги интегрируются с реализуемой детским садом основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования.
Выбор дополнительных образовательных услуг осуществлялся в соответствии с интересами и запросами родителей (законных представителей) воспитанников на основании проведенного анкетирования и предложенных для ознакомления программ.
Программы дополнительных услуг разработаны с учетом возрастных особенностей дошкольников, целей и задач образовательных областей ФГОС ДО. Стоит отметить тот факт, что художественно-эстетическое направление воспитания и обучения уже давно является для нас приоритетным. В связи со спецификой учреждения также актуален для нас и родителей вопрос коррекции речи дошкольников. Спрос на услуги данного направления достаточно высок и основная доля приходится на блок платных услуг, которые выведена за рамки основной образовательной программы. Однако, для удовлетворения образовательных потребностей родителей, в целях реализации права семьи на предоставление равных возможностей в модель дополнительного образования вошел блок бесплатных образовательных услуг. Данные услуги решали задачи таких образовательных областей как:
Художественно-эстетическое развитие – фитодизайн, нетрадиционные техники создания картин, лепка из соленого теста;
Познавательное развитие – игры Воскобовича;
Физкультурно-оздоровительное – упражнения на фитболах
Речевое развитие, социально-коммуникативное – театр юного актера.
На сегодняшний день главной проблемой для нас становится все более сильное углубление в область художественно-эстетического воспитания. Доля бесплатных услуг образовательной области «художественно-эстетическое развитие» составляет 70%. Тогда как сегодня на федеральном уровне поставлен вопрос поддержки научно-технического творчества детей и молодежи, воспитание инженерных кадров. Перед нами стоит задача, прежде всего, определить готовность самих педагогов работать в данном направлении, найти пути продвижения идеи развития технического творчества детей. В рамках решения данного вопроса в учреждении создана творческая группа, разрабатывается проект.
Таким образом, отражение в основной образовательной программе учреждения региональный компонент и учет образовательных потребностей родителей позволяет нам выйти на целевые ориентиры, определенные федеральным стандартом дошкольного образования, когда ребенок проявляет любознательность, обладает знаниями о себе и об окружающем мире, проявляет инициативу и самостоятельность, способен договариваться, сопереживать и радоваться, когда он обладает развитым воображением, владеет устной речью, может следовать социальным нормам поведения.