Иванова Светлана Юрьевна
Диагностика и особенности коррекционной работы детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией
▼ Скачать +Заказ
Старший дошкольный возраст - это тот важный момент в жизни ребенка, когда происходит овладение правильным звукопроизношением. От степени развития фонематического восприятия, а также сформированности навыка фонематического анализа и синтеза, зависит успешность и в школьной жизни.
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которое имеет тенденцию к росту. В основе данного расстройства лежит отклонение в фонематическом восприятии.
Публикация «Диагностика и особенности коррекционной работы детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией» размещена в разделах
Нарушенное фонематическое восприятие откладывает свой отпечаток на произносительную сторону речи: фонемы воспроизводятся неправильно, искаженно. Это в свою очередь оказывает влияние на овладение детьми лексическим и грамматическим строем речи, тормозя развитие связанной речи в целом.
Таким образом, коррекция стертой дизартрии невозможна без развития фонематического восприятия.
Дети со стёртой дизартрией имеют органические поражения центральной нервной системы. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта являются фонетические нарушения. При стёртой дизартрии наблюдается : нарушения звукопроизношения, которые обусловлены кинетической и кинестетической диспраксией; нарушения общей, мелкой, артикуляционной моторики, обусловленные наличием неярко выраженных парезов или параличей; нарушения просодической стороны речи и дыхания. Обнаруживаются нарушения в овладении слоговой структурой слова, грамматическим строем речи; а также особенности формирования лексики.
Отмечается размытая, смазанная, не ярко выраженная симптоматика, по своим проявлениям напоминающая сложную дислалию. Однако, в отличие от дислалии, стёртая дизартрия возникает вследствие невыраженного поражения нервной системы и имеет более длительный период логопедического воздействия.
У детей со стёртой дизартрией нарушено фонематическое восприятие, что вызвано следующим механизмом: присутствие патологической симптоматики в анамнезе способствует нарушению моторики органов артикуляции, ухудшению качества артикуляционных движений. Это оказывает влияние на формирование фонематического слуха. Нарушения этого первого звена препятствует полноценному усвоению в процессе обучения умственных операций, составляющих основу фонематического восприятия. Поэтому не формируются фонематические представления, а также умения и навыки фонематического анализа в «уме».
Таким образом, нарушенное фонематическое восприятие у детей со стёртой дизартрией приводит к нарушению восприятия фонем, что приводит к неправильному их произношению, недостаточному овладению звуковым составом слова, стиранию граней между дифференциальными признаками звуков. Дети не слышат свою неправильную речь, что приводит к стойкому сохранению дефекта, длительной логопедической коррекции. А также сказывается на формировании структурных компонентов речи: фонематической, лексической, грамматической.
Поскольку на формирование фонематического восприятия влияет состояние артикуляционного аппарата, у детей со стёртой дизартрией целесообразно обследовать артикуляционную моторику, а также проводить диагностику звукопроизношения, поскольку расстройство в речедвигательном аппарате и в фонематическом восприятии ведет к его нарушению.
Поэтому диагностика должна состоять из трё х этапов:
- обследование артикуляционной моторики;
- обследование фонематического восприятия;
- обследование звукопроизношения.
Дети со стёртой дизартрией обнаруживают следующие нарушения артикуляционной моторики: трудности в переключениях с одной артикуляции на другую, снижение и ухудшение качеств артикуляционных движений, низкое время фиксации артикуляционных поз, низкое количество правильно выполненных движений. Отмечается кинетическая и кинестетическая диспраксии.
При обследовании фонематического восприятия выявляется его низкое развитие: дети затруднялись вычленять звук из ряда звучащих звуков, считать звуки в слове, выделять заданный звук из звучащих слов. При попытках воспроизвести слово по звукам наблюдаются пропуски, замены, перестановки. Затруднение вызывают задания по вычленению второго (а также третьего и четвертого) звука в предъявленном слове.
Задание «составить слово из звуков воспроизведённых не по порядку» детям было практически не доступно. Также сложность вызвает задание составить слово из переставленных слогов.
Таким образом, у детей со стёртой дизартрией выявляется низкий уровень сформированности фонематического восприятия.
Дети со стёртой дизартрией имеют полиморфные нарушения звукопроизношения - в двух и более фонетических групп звуков. Наиболее распространенными являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков, менее распространенными – сонорные, сохранные – заднеязычные звуки. Нарушенное произношение проявляется чаще всего в искажении звуков, а также в искажении и отсутствии звуков, реже в заменах.
Таким образом, дети со стёртой формой дизартрии обладают патологической симптоматикой в артикуляционном аппарате, что нарушает моторику органов артикуляции, ухудшает качество артикуляторных движений. Это способствует нарушению фонематического слуха и фонематического восприятия. Что ведет к неумению хорошо слышать и различать правильно и неправильно произносимые звуки своей и чужой речи, а значит к неправильному звукопроизношению.
Поэтому формирование фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии ведётся параллельно с формированием артикуляционного уклада. А также ведётся работа по постановке правильного речевого дыхания и коррекцией просодической стороны голоса.
Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия опирается на следующие принципы:
- Принцип дифференцированного подхода. Обусловлен разной степенью выраженности нарушений фонематического восприятия, особенностями симптоматики, индивидуально-психологическими особенностями детей.
- Онтогенетический принцип. Предполагает учёт последовательного развития фонематических функций в онтогенезе.
- Принцип поэтапного формирования умственных действий. При формировании сложных форм фонематического восприятия нужно учитывать, что умственное действие проходит определенные этапы формирования: освоение действий с опорой на материальную основу, освоение действий в громкой речи, перенос действия в умственный план.
- Принцип поэтапного усложнения игр и упражнений. Первоначально предлагается более простой материал, потом более сложный.
Игра - это основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому для формирования фонематического восприятия целесообразно использовать комплекс игр и упражнений, которые могут применяться на логопедических занятиях, а также при индивидуальной работе. Применение той или иной игры или упражнения зависит от степени нарушения фонематического восприятия, от особенностей симптоматики, от индивидуально-психологических особенностей детей. Система игр и упражнений нами разработана по возрастанию степени сложности, что позволяет использовать их на разных этапах коррекции.
Литература
1. Артёмова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / автореф. дис. канд. пед. наук. - М. : Просвещение, 2005. - 189с.
2. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов. - URL : https://refdb.ru/look/2931379.html
логопедической работы в условиях дошкольного образовательного 3. Варенцова, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Н. С. Варенцова. - М., 1997.- 243с.
4. Журова, Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Текст] / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1963. - 365с
5. Собатович, Е. Ф., Чернопольская, А. Ф. Проявления стёртых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е. Ф. Собатович, А. Ф. Чернопольская // Дефектология. – 2004. - № 4. - С. 14 - 18.